"Будь готов к опасностям погоды". 1 класс.
план-конспект урока по обж (1 класс)

Белоцерковская Марина Николаевна

Урок разработан в рамках проведения единого дня гражданской обороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bud_gotov_k_opasnostyam_pogody.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будь готов к опасностям погоды

Цели урока: расширить представления учащихся о стихийных бедствиях, ознакомить с правилами поведения во время штормового предупреждения, стихийного бедствия, воспитывать организованность, развивать внимание, осторожность.

Оборудование:

наглядный иллюстративный материал «Стихийные бедствия», иллюстрации к сказке «Три поросёнка»,

наглядный материал к сказке «Как мышка спаслась»,

карточки для работы в парах, группах,

памятки «Действия при угрозе стихийного бедствия и объявлении штормового предупреждения»,

принадлежности для демонстрации оказания помощи пострадавшему (палочка, шарф).

Ход урока

І. Организационный момент.

1. Хоровое чтение речёвки.

Прозвенел наш друг – звонок,

Начинается урок.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все мы будем так стараться,

Чтобы похвалы дождаться!

2. Вступительное слово учителя.

        

        Сегодня в нашей школе проходит день гражданской защиты. Гражданская защита – это специальные мероприятия, которые проводят заранее, чтобы подготовить население к защите от стихийных бедствий.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

- Природа, которая нас окружает, очень красива. Но она может вдруг начать капризничать, возмущаться, бушевать. И тогда людям и всему живому грозит опасность. Такие ситуации называют стихийными бедствиями. Метеорологи (люди, которые занимаются изучением погодных условий) заранее предупреждают население о надвигающейся опасности, объявляют по радио и телевидению штормовое предупреждение.

        - Прочитаем по таблице названия стихийных бедствий.

        - Многие из перечисленных стихийных бедствий могут происходить в нашей местности. Должны мы быть готовы к ним, чтобы спастись?

ІІІ. Сообщение темы и задач урока.

        Тема нашего урока так и звучит: «Будь готов к опасностям погоды». (Запись на доске.)

        Сегодня на уроке мы должны расширить наши знания о стихийных бедствиях, познакомиться с правилами поведения во время штормового предупреждения и стихийных бедствий, характерных для нашей местности.

 IV. Ознакомление с материалом урока.

1. Работа по иллюстративному наглядному материалу.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

- Чем опасны сосульки? Какие правила безопасности надо соблюдать?

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой. (Снег)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, верчу, знать ничего не хочу. (Метель)

- Можно ли гулять во время метели? Ездить на автомобиле? Где нужно находиться? Что нужно сделать, если метель застала вас на улице? Какую опасность представляет собой метель и гололёд на дороге?

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез. (Туча)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

Сперва блеск,

за блеском – треск,

за треском – плеск. (Гроза)

- Рассмотрим иллюстрации с изображением грозы.

Чем опасна гроза? Почему нельзя гулять во время грозы? Где нужно прятаться от грозы? Молния – это электрический разряд. Удар молнии раскалывает и сжигает деревья, попадание молнии в провода даёт сильнейший электрический разряд, от удара молнии возникают пожары, гибнут животные, люди.

Мы учили взаимодействие электричества и воды. Можно ли прятаться во время грозы в воде (речке, море)?

Если мы находимся дома, во время грозы нужно форточки и двери плотно… Электроприборы и свет…

Белый падает горох

Прямо на голову. Ох!

Он сбивает с яблонь цвет

И полям приносит вред. (Град)

- С чем сравнивается град в загадке? (С горохом.) Почему?

- Как вы объяснили бы малышу, что такое град? (Осадки, выпадающие из грозовых облаков. Это комочки снега, покрытые льдом, чаще всего имеющие форму шара и размером с горох.)

- Но бывают случаи, когда размеры градин достигают размеров куриного яйца или большого яблока. Самые крупные градины были замечены в Индии и Китае весом до 7 кг.

Обычно град идёт в тёплую погоду, часто его сопровождают гром, молния и дождь. Выпадение града , к счастью, бывает нечасто: от 1 до 6 раз в году.

- Как вы думаете, чем опасен град? Какой вред он может нанести?

Град уничтожает посевы зерновых, ломает ветви деревьев, сбивает плоды во фруктовых садах.

От ударов градин гибнет домашняя птица, мелкий скот. Бывают случаи поражения градом коров, лошадей и людей.

Однажды в Индии градина весом 3кг убила слона.  А на Кавказе град величиной с куриное яйцо убил около 2000 овец. В Воронеже град разломал черепицу на крыше дома, пробил металлическую крышу автобуса.

- Как надо действовать, если начался град? (Спрятаться в помещение: магазин, подземный переход, подъезд…)

Неизвестно, где живёт.

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь. (Ветер)

Сильный ветер, шквал – стихийное бедствие, которое возникает в любое время года, но чаще всего – в августе-сентябре.

Эти стихии несут опасность: травмируются, а иногда и гибнут люди, разрушаются сооружения, здания, дороги, мосты, перекидываются телеграфные столбы, машины, вырываются деревья и образуются завалы, уничтожаются сады и посевы на полях.

Бывают необычные случаи во время бурь. Вот один из них.

Зимой 1933 года  в американском городе Лос-Анжелосе прошёл необычный золотой дождь. Ночью над городом пронеслась сильная песчаная буря. Утром дворники как всегда вышли на улицы, чтобы смести с мостовых и тротуаров принесенный ураганом песок. Но их мётлы скользили по кучкам жёлтого песка, не сметая его.

Дворники удивились. А когда они взяли песок в руки, сразу почувствовали его необыкновенную тяжесть. Оказалось – золото!

Оказывается, буря подняла в воздух вместе с обычным песком и золотую россыпь.

Смерч

Каждый год в разных уголках земного шара, там, где стоит жаркая погода со скоплением мощных грозовых облаков, возникают вертикальные или слегка наклонённые к горизонту вихри – воронкообразные возмущения воздуха, известные под общим названием «смерч».

Смерчи рождаются и над водой, и над сушей. Смерчи над сушей в Европе называют тромбами, а в Америке – торнадо. Движение воздуха и вовлекаемых в него предметов – круговое, со скоростью до 100 км/ч. Воздух в смерче вовлекается вверх к облаку, под которым он возник.

Дома с запертыми дверями и окнами «взрываются» в момент прохождения над ними смерча, целые стены вываливаются наружу, жидкость из сосудов высасывается и разбрызгивается.

Были случаи, когда куры, попавшие в полосу прохождения смерча, мгновенно оказывались без единого пера, как будто их кто-то ощипал.

Энергия смерча очень сильна: он способен сорвать и опрокинуть железнодорожный мост, тяжёлый грузовой автомобиль или поднять в воздух и затем бросить на землю самолёт весом 10 тонн.

Большую опасность при смерчах над сушей представляют поднятые в воздух и разлетающиеся в разные стороны твёрдые предметы – доски, щепки, обломки зданий, листы железной кровли и пр.

В Белоруссии в Гомельской области во время летней июльской грозы под дождевыми облаками возник смерч, который выбрал до самого дна воду из местной речки, а затем вылил её на луг вместе с речной рыбой.

Воздушным потоком в смерче оказались поднятыми над землёй и переброшенными на расстояние до 100м трактор, сенажная башня, железнодорожный вагон, автомашина «уазик» с шофёром и пассажиром и ольху, вырванную с корнем из земли.

Из-за сильных продолжительных ливней, быстрого таяния снега, выхода рек из берегов бывают наводнения. Вода затапливает дороги, дома. Люди спасаются, перебравшись на возвышенность.

С гор могут сойти лавины горных пород, глины, песка, почвы и завалить близлежащие поселения. Такое явление называется оползни.

Чаще всего в районах, расположенных недалеко от гор, бывают землетрясения. Земля дрожит, раскалывается, дома рушатся, под обломками и завалами гибнут люди.

В таких случаях (при наводнениях, оползнях, землетрясениях) надо покинуть помещения и спасаться.

2. Работа по карточкам с синими пометками в парах.

- Соедините иллюстрацию стихийного бедствия с его названием. (1- ураган, 2- снежные заносы, 3 – гроза, буря.)

3. Работа по карточкам в группах.

- Распределите природные явления на две группы: полезные и разрушительные.

-Чтение представителями команды по одному природному явлению с указанием группы и объяснением выбора. Все остальные осуществляют контроль: если согласны – хлопают в ладоши.

4. Физминутка музыкальная «Ветер»

5. В мире сказок.  А сейчас мы отправимся в мир сказок.

Идём в гости к сказке «Три поросёнка». 

-Из чего сделал домик Ниф-Ниф? (Из соломы.)

-Давайте объясним Ниф-Нифу, почему нельзя жить в таком домике.

- Из чего соорудил домик Нуф-Нуф? (Из веток и листьев.)

- Объясним Нуф-Нуфу, чем опасно его жилище.

- Какой домик построил Наф-Наф? (Каменный.)

- Хороший домик? Чем он хорош?

Отправимся в другую сказку «Как мышка спаслась».

Однажды две мышки играли и прыгали. И вот случайно упали в кувшин с молоком.

Одна мышка попробовала выпрыгнуть, но это ей не удалось. Она смирно сложила лапки и пошла ко дну.

А другая мышка выпрыгивала, махала лапками, чтобы удержаться на поверхности и время от времени вдохнуть воздух. Она барахталась в молоке до тех пор, пока не получилась сметана, а потом и комочек масла.

Мышка вылезла на этот ком, отдышалась и выпрыгнула из кувшина. И тогда она сказала: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал.»

- Какой вывод сделала мышка?

- На примере этой сказки, что главное должен сделать человек, попавший в беду?

6. Усвоение правил поведения во время штормового предупреждения, урагана.

Главное управление по вопросам ЧС и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Донецкой облгосадминистрации разработало памятку для населения, как действовать во время штормового предупреждения и урагана.

Главное – без паники. Внимательно слушать информацию по радио или телевидению, рекомендации о порядке действий.

При объявлении штормового предупреждения надо приготовить личные документы на случай эвакуации, самые необходимые вещи: тёплую одежду, питьевую воду и продукты питания на несколько дней, медикаменты, карманный фонарик, радиоприёмник на батарейках.

Подготовиться к отключению электричества. Закрыть газовые краны, погасить огонь в печи.

Плотно закрыть окна, заклеить оконные стёкла бумагой, защитить окна щитами, закрыть двери.  

Спрятаться подальше от окон, лучше в подвале, погребе, т.к. ветер бушует наверху, а эти помещения внизу.

Если буря застала вас на улице, нужно остерегаться ветхих зданий, деревьев, машин. Найти укрытие в любом прочном помещении.

Если вы находитесь на природе, спрятаться надо в углублении: яме или овраге.

- Сейчас мы разучим позу спасения от урагана. На дне ямы, оврага присесть, наклонить и обхватить голову, лучше защитить её одеждой или ветками.

- Если во время урагана получена травма (сильный ушиб, перелом), то надо использовать подручные средства. Травмированную руку или ногу нужно закрепить в неподвижном состоянии при помощи палочки и шарфа.

Демонстрация оказания помощи пострадавшему.

7. Физминутка.

Ветер справа, ветер слева, ветер спереди, ветер сзади, ветер прекратился.

V. Закрепление материала.

1. Игра на внимание «Что возьмём с собой?»

-Сейчас мы проверим, как вы запомнили, какие предметы первой необходимости нужно приготовить в случае штормового предупреждения.

Проведём игру на внимание. Если мы названный предмет берём – хлопаем в ладоши, если нет – тишина.

Тёплую одежду

Альбом

Мяч

Медикаменты

Радиоприёмник

Карандаши

Документы

Питьевую воду

Стул

Фонарик

Букварь

Продукты питания

2. Работа по карточкам в парах.

Карточки с жёлтыми пометками:

- Кто из детей поступает правильно?

Обозначьте: правильные действия зелёным цветом, неправильные – красным.

Карточки с красными пометками:

- Выберите и раскрасьте стрелки, указывающие места, где дети могут укрыться во время урагана.

- Объясните свой выбор. (Машина, деревья, лес, вышка электропередач, погреб, овраг)

VI. Итог урока.

- О каких опасностях погоды мы узнали на уроке?

- Какой полезный совет получили от мышки?

- Для каких случаев мы изучали правила поведения?

- Как звучит тема нашего урока?

- Для чего мы изучали правила поведения во время стихийных бедствий? (Чтобы быть готовыми к опасностям погоды.)

- Вывод о пользе сегодняшнего урока сделают ребята, которые подготовили стихотворение.

Знают взрослые и дети,

Что ценней всего на свете:

Безопасность и здоровье

В жизни – главное условие.

Знаем, как себя вести

С ураганом на пути,

Как беды нам избежать,

Как несчастье миновать.

- Каждый из вас получает полезную памятку от Главного управления по вопросам ЧС и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Донецкой облгосадминистрации, как действовать во время штормового предупреждения и урагана.

Краткий план

1. Речёвка.

2. Вступительное слово учителя.

3. Прочитаем по таблице названия стихийных бедствий.

4. Тема нашего урока

1. Работа по иллюстративному наглядному материалу.

Метель

Гроза

Град

Ветер-ураган-смерч

Наводнение

Оползни

Землетрясение

2. Работа по карточкам с синими пометками в парах.

3. Работа по карточкам в группах.

4. Физминутка музыкальная «Ветер»

5. В мире сказок.  

6. памятку для населения

разучим позу спасения от урагана.

Демонстрация оказания помощи пострадавшему.

7. Физминутка.

1. Игра на внимание «Что возьмём с собой?»

2. Работа по карточкам в парах.

Карточки с жёлтыми пометками: кто поступает правильно?

Карточки с красными пометками: где спрятаться?

VI. Итог урока.

беседа

стихотворение.

получает памятку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс

Презентация по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме" по УМК "Перспектива" для 2 класса....

Разработка урока по окружающему мир «Как животные готовятся к зиме» 1 класс

Разработка урока по окружающему мир «Как животные готовятся к зиме» (с использованием групповых технологий) 1 класс  УМК «Перспективная начальная школа»...

Всероссийский классный час "Будь готов к труду и обороне"

Классный час, посвященный теме  ГТО в 3 классе...

"К первому классу будь готов!" ( Статья А. Ершовой из газеты "Комсомольская правда")

В указанной статье даны авторские рекомендации для родителей будущих первоклассников....

Игра "Будь готов!"

Игра «Будь готов!» дает возможность тесного взаимодействия пионеров и октябрят. Данная игра - одна из многих форм работы по подготовке октябрят к вступлению во Всесоюзную пионерскую органи...

1 класс родительское собрание "К первому классу БУДЬ ГОТОВ!"

К первому классу БУДЬ ГОТОВ!До первого звонка осталось всего-то несколько месяцев. Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием? Хочет ли первоклашка учиться? Попросите ребенка согла...

Конспект урока 1 сентября "Будь готов к труду и обороне"

Конспкект урока по теме "Будь готов к труду и обороне"...