2. Занятие по ПДД "Близко - далеко, быстро - медленно"
план-конспект занятия по обж (1 класс)

Чувахина Светлана Владимировна

Совершенствовать пространственную ориентацию учащихся. Подвести их к пониманию того, что скорость транспортных средств может быть различна и это необходимо учитывать, находясь на улицах, на дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Близко – далеко, быстро – медленно

Цель: совершенствовать пространственную ориентацию учащихся. Подвести их к пониманию того, что скорость транспортных средств может быть различна и это необходимо учитывать, находясь на улицах, на дорогах.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Чтение сказки

 Как Братец Черепаха победил Братца Кролика

— Кажется, мы вчера толковали о том, что в старые времена, когда звери жили, как добрые соседи, никто не мог тягаться в хитрости с Братцем Кроликом? — сказал дядюшка Римус.

— Да, — ответил Джоэль. — Ты про это и говорил.

— Ну вот, я и запамятовал совсем, что один раз Братец Кролик дал маху, а Братец Черепаха сбил с него спесь.

— Как это было, дядюшка Римус?

— А вот как, сынок.

***

Скакал один раз Кролик по дороге — скок-поскок! скок-поскок! — и повстречался ему старый Братец Черепаха. То-то они обрадовались! Вот Кролик тут и скажи, что он очень благодарен Братцу Черепахе с того самого дня, как тот прыгнул Старому Лису на макушку.

— Да, — сказал Братец Черепаха, — твоё счастье, что удалось тебе схорониться в очаге. Не то Братец Лис живо догнал бы тебя и поймал.

— Ну, дудки, раньше я б его поймал! Просто мне не хотелось оставить Матушку Мидоус и девочек, — сказал Кролик.

Толковали они, толковали, и зашёл у них спор, кто из них быстрей. Братец Кролик говорит, что обгонит Братца Черепаху, а Братец Черепаха — тот об заклад готов биться, что обгонит Кролика.

Спорят они и так и этак, а потом Братец Черепаха и говорит:

— Ладно. У меня дома за очагом спрятана бумажка в пятьдесят долларов — ставлю их на кон в том, что обгоню тебя.

И Кролик сказал, что у него тоже есть пятьдесят долларов, он готов спорить, что обгонит Братца Черепаху.

Вот побились они об заклад и выложили денежки, а старого Братца Сарыча выбрали судьёй. Отмерили они пять миль, в конце каждой мили поставили столб.

Братец Кролик должен был бежать по большой дороге, а Братец Черепаха сказал, что поскачет лесочком. Все объясняли ему, что дорогой легче бежать, но старый Братец Черепаха себе на уме.

Позвали смотреть на забаву матушку Мидоус с дочками и всех соседей, и все обещали прийти.

Кролик упражнялся каждый день; он прыгал совсем как кузнечик. А старый Братец Черепаха — тот всё лежал в болоте. У него была жена и четверо деток, и все они были похожи на него точь-в-точь. Отличить их друг от дружки — подзорное стекло возьмёшь и то ошибёшься.

Вот пришёл назначенный день, и в этот день старый Братец Черепаха, и его старуха, и четверо деток — все встали до зари и отправились на место.

Старуха осталась у первого столба, детки у других столбов, а сам старый Братец Черепаха — у последнего.

Ну, стал собираться народ. Судья Сарыч пришёл, и Матушка Мидоус с девочками, и Братец Кролик прискакал, весь разодетый: на шее ленты, на ушах — ленты. Весь народ пошёл на дальний конец дорожки, чтобы смотреть, кто прибежит первым. Вот настало время, судья Сарыч вытаскивает свои часы и кричит:

— Джентльмены! Вы готовы?

Братец Кролик отвечает «Да!», и старая Сестрица Черепаха кричит «Да!» из своего лесочка. Кролик как припустит! А старая Черепаха потихоньку — и домой. Судья Сарыч вскочил и полетел вперёд, смотреть, чтобы всё шло по правилам. Когда Кролик добежал до первого столба, один сынок Черепахи выполз из лесочка. Кролик кричит:

— Где ты, Братец Черепаха?

— Ползу, ползу, — отвечает сынок.

— Ага! А я впереди! — сказал Братец Кролик и поскакал быстрей прежнего.

Добежал до другого столба — второй сынок выползает из лесочка.

— Где ты, Братец Черепаха? — кричит Кролик.

— Тащусь, тащусь помаленьку!

Как стрельнёт Братец Кролик — мигом примчал к следующему столбу. А тут ещё сынок. Потом ещё столб и ещё сынок. Только миля осталась. Кролик уж думал, что победил. Тут старый Братец Черепаха поглядел на дорогу и видит — летит судья Сарыч. Выполз Братец Черепаха из лесочка, перелез через канавку, пробрался сквозь толпу и спрятался за последним столбом.

Подбегает к столбу Кролик. Ему не видать было Братца Черепаху, он и кричит судье:

— Деньги мои, судья Сарыч! Деньги мои!

Тут Матушка Мидоус с дочками ну хохотать. А старый Братец Черепаха вылез из-за столба и говорит:

— Дайте только дух перевести, уважаемые леди и джентльмены. А денежки-то выиграл я!

И правда. Привязал Братец Черепаха кошелёк себе на шею и отправился домой, к своей старухе и деткам.

***

 — Так ведь это просто обман был, дядюшка Римус!

— Ну, конечно, дружок, просто хитрая шутка. Сперва стали звери шутить друг над дружкой, а от них научились люди, так оно идёт и идёт. Ты гляди в оба, сыночек, чтобы никто над тобой не подшутил так, пока ты молод. Потом уж будет трудней, когда волосы у тебя станут седые, как у старого негра.

Беседа по вопросам

- Могла ли эта история произойти на самом деле?

- Может ли черепаха перегнать зайца? Почему?

- Важно ли замечать, быстро или медленно движется транспортное средство, близко или далеко оно находится от тебя?

Определение темы и цели занятия

- Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего занятия?

- Какую цель для себя поставим?

  1. Основная часть.

Игра «Ближе – дальше»

Выходят три человека. Становятся в одну шеренгу. По команде делают прыжок.  

- Кто прыгнул дальше?

- Кто стоит ближе к … ?

Игра проводится ещё раз.

Игра «Что мы видим из окна»

Дети подходят к окну и рассказывают, что они видят из окна, используя слова «близко», «далеко», «ближе», «дальше».

Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию. Опишите, что вы видите, что произошло, что является причиной данной ситуации?

Известно, что дорожно-транспортные происшествия часто происходят потому, что люди не оценивают дорожную ситуацию: далеко ли находится транспортное средство, есть ли вероятность его скорого приближения, успею ли перейти дорогу или лучше подождать и т.п. Кроме  определённой самоуверенности ( успею, перебегу, всё будет в порядке) и не умения предвидеть последствия своего легкомысленного поведения, причиной дорожно-транспортного происшествия становится то, что у людей – разное пространственное восприятие и мышление. Многие не могут достаточно точно определить нахождение движущегося объекта в пространстве (далеко, близко, очень далеко, совсем близко), скорость его движения и др.

Посмотрите на фотографию, опишите ситуацию.

Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. При торможении транспортное средство проходит по инерции какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы наехать на пешехода. Положение усугубляется в ненастную погоду (дождь, гололёд, снег), когда дорога скользкая. В такую погоду переходить дорогу и улицу особенно опасно. От скорости движения автомобиля зависит безопасность движения. Безопасной является скорость, которая обеспечивает остановку автомобиля до места опасности. 

Одна секунда… много это или мало?

Для пешехода одна секунда – пустяк: шаг шагнуть.

А для водителя автомобиля та же секунда порой весьма серьёзная.

За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает больше 16 с половиной метров. А если её скорость 80 километров в час, то 22 метра. (просмотр видео – тормозной путь)

Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же, всё равно спешит перебежать дорогу перед самым её носом.

Думает: «А, ерунда, в крайнем случае водитель успеет затормозить!»

Ему и невдомёк, что водитель при всём желании, при всём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, всё равно не успеет вовремя остановиться. Особенно в том случае, когда дорога скользкая или идёт под уклон.

Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться сломя голову наперерез машинам.

Расстояние между вами и автомобилем должно быть таким, чтобы вы успели перейти через дорогу. Примерно такое расстояние между тремя фонарными столбами.

 

Ни одну машину остановить мгновенно нельзя. Запомни это навсегда!

 Анализ ситуации. Чтение рассказа «Мы за рулём, на дорогу выбегает мальчик…»

Х. Тайдре.

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля. Что мы – водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

Мы едем со скоростью 40 километров в час – это достаточная и вполне умеренная скорость для езды по городу на легковом автомобиле…

И вдруг на дорогу, прямо перед нашим автомобилем, выбегает мальчик. Нажимаем на тормозную педаль… С момента, когда водитель замечает опасность, и до момента, когда он нажимает педаль тормоза. Проходит некоторое время, которое называется временем реакции водителя. Это время очень короткое и может показаться даже незначительным, но имеет огромное значение. У здорового человека оно составляет 0,8 – 1,0 секунду. В то время, когда человеческий мозг «телеграфирует» - даёт ноге указание для остановки. Автомобиль движется дальше. Это – путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя.

С момента нажатия на педаль тормоза колёса начинают вращаться медленнее, даже останавливаются. Но автомобиль ещё не остановился. Путь, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки, называется путём торможения.

А путь, который проходит автомобиль с того момента, когда водитель заметил опасность, до полной остановки, называется остановочным путём.

Таким образом, остановочный путь равен пути, проходимому за время реакции водителя, плюс путь торможения.

К счастью, мальчик отделался лёгким пинком. Но от испуга он побледнел и готов был расплакаться. Хорошо, что так. Пока водитель разговаривал с мальчиком, кто-то из очевидцев успел позвонить на станцию скорой помощи и в отдел полиции, и вскоре примчалась машина «скорой помощи» с включенной сиреной. Врач осмотрел мальчика – не поломаны ли конечности. Но полома костей он не обнаружил, даже царапины не нашёл. После осмотра печальное лицо врача просветлело, и он сказал: «Этот молодой человек без нашей, врачебной помощи сто лет проживёт, но – на улице надо всё же быть осторожным»

Автоинспектор записал имя мальчика, номер школы и домашний адрес. Потом похлопал его по плечу и сказал: «Этот урок запомни на всю жизнь – на улице бегать нельзя – это опасно. А теперь иди домой»

Мальчик утёр рукавом последнюю слезинку и, заикаясь, попросил дяденьку милиционера, чтобы тот не говорил об этом случае папе с мамой и не сообщал в школу.

- Я больше никогда не буду бегать по улице…

А ведь всё могло кончиться иначе. Как? Попробуйте перечислить все возможные последствия поступка этого мальчика…

Варианты ответов:

Мальчик мог получить увечье, мог остаться инвалидом.

Чтобы не наехать на мальчика, водитель мог бы повернуть направо или налево, будучи не в состоянии остановить машину, заехать на тротуар и наехать на пешеходов.

Водитель мог бы свернуть с дороги, наехать на столб или здание, получить травму и т.д.

Закрепление.

Чтение стихотворения И. Лешкевича. Работа над стихотворением. 
Гололёд. 
Февраль был тёплый, как апрель, 
Внезапно подморозило, 
А тут ещё снежку метель 
На тротуар набросила. 
Скользит автобус голубой. 
Не зря шофер волнуется – 
Ребята – школьники гурьбой 
Перебегают улицу. 
Один упал, упал другой, 
Поспешность не помощница: 
Один затылок трет рукой, 
Другой - от боли морщится. 
Шофер отвел от них беду 
(Так не всегда случается…) 
на мостовой шалить на льду, 
Конечно, воспрещается.
 
- Почему так волновался водитель, завидев детей? 


3. Подведение итогов урока.

Вопросы:

  1. Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль?
  2. Что такое путь торможения?
  3. Почему нельзя перебегать дорогу перед приближающимся автомобилем?
  4. Когда и в каком случае легче остановить автомобиль: летом или зимой, на сухой или мокрой дороге?
  5. Есть ли у велосипедиста и у пешехода путь торможения?
  6. Прежде чем перейти дорогу, в чём надо убедиться?
  7. На каком расстоянии от транспорта можно перейти дорогу?

- Какие для себя правила выведем?

1. Будь всегда внимательным и осторожным.
2. Остановись, осмотри проезжую часть.
3. Не стой на краю тротуара.
4. Обрати внимание на транспортные средства, движущиеся по дороге (оцени ситуацию: далеко, близко, скорость транспорта).
5. Помни, что транспортное средство останавливаясь у перехода движется по инерции (продолжает движение).

Дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам!