Пространственное ориентирование для слепых обучающихся -3 класс
рабочая программа по обж (3 класс)

Буданцева Ирина Владимировна

Пространственное ориентирование для слепых обучающихся -3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientir_3_kl.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе ООО

для слепых обучающихся

Утверждённой приказом №568 от 31.08.2016г.

 С изменениями от 30.08.2019 г., приказ №291

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры начального образования

Протокол № 1 от « 31 »   08. 2019 г. 

Руководитель кафедры  /                 / Л. В. Шабалина

Согласовано

Заместитель директора  /                   / Е. В. Зверева

«___ »   ______  2019 г.                                                                                                                                           

                                                                           

                                                               Рабочая программа учебного предмета «Пространственная ориентировка» - 34часа

для ученицы 3 «б» класса М.Е.

по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слепых обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по пространственной ориентировке на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2017 г.

                                                                                                                                                           Составитель: Буданцева Ирина Владимировна

                                                                                                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                                                                                            высшей квалификационной категории

пгт. Пионерский

2019 год

Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по пространственной ориентировке на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2017 г.

Цели и задачи обучения предмету

Цель: формирование у незрячих школьников умений и навыков определения своего местоположения в пространстве, и способностей самостоятельного передвижения с помощью и без вспомогательных средств, в знакомом и незнакомом пространстве, в помещении и на улице.

Основными задачами курса являются: – дать детям знания об ориентировке в пространстве, – формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Индивидуальные особенности слепых обучающихся

     Слепые и слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии. У слепых и слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме. Для данной категории слабовидящих обучающихся характерны особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств и др. Особенности психического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.

                                                        Основные направления коррекционной работы

   Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.  Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства.  Развитие пространственного мышления.  Овладение умением ходьбы с тростью.  Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке).  Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.  Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице.  Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника.  Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением.  Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе. Развитие интереса к общению и саморазвитию.

                                                                               Общая характеристика учебного предмета

       Курс «Пространственная ориентировка» направлен на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития незрячих детей, преодоление трудностей в освоении окружающего мира и способов его познания. Оказание помощи и поддержки обучающимся в приобретении ими умений и навыков по ориентировке в пространстве. Специфика курса состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.

Место учебного предмета в учебном плане

   В 3 классе на изучение пространственной ориентировки отводится 34 часа. (1 ч в неделю, 34 учебные недели)

Ценностные ориентиры

     Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

   – доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

 – уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

 – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

 – формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

 развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

 – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

 – формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

                                                                                         Планируемые результаты

      Личностными результатами изучения курса «Пространственная ориентировка» у незрячего обучающегося является формирование следующих универсальных учебных действий: - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - осознавать адекватно свои возможности в учении; - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - применять новые знания и умения; - ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; - принять соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владеть навыками здоровьесбережения, охраны нарушенного зрения, - бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Пространственная ориентировка» у незрячего обучающегося является формирование следующих универсальных учебных действий: - учиться самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием и мобильностью; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владеть основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;

Предметными результатами изучения курса «Пространственная ориентировка» у незрячего обучающегося является формирование следующих универсальных учебных действий: - использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств; - ориентироваться в пространственных понятиях; - иметь грамотные представления об окружающей среде; - сохранять правильную позу, походку во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.

Содержание учебного курса

      Раздел 1. Диагностика. Раздел 2. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. Формирование умения различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания. Формирование умения дифференцировать звуки окружающего мира: определение звуков природы, городских шумов, голосов знакомых людей. Развитие умения находить и использовать при ориентировке в пространстве различные ориентиры (цветовые, световые, звуковые). Раздел 3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство Формирование представлений учащихся о столовых приборах, их назначении и правилах пользования. Соотнесение предметов с их рельефными изображениями. Формирование представлений о предметах мебели столового зала. Формирование представлений о раздевалке и предметах, находящихся там. Формирование умения словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти. Раздел 4. Ориентировка в микропространстве. Совершенствование навыков микроориентировки и умение детей словесно обозначать направления микропространства. Понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже, выше; пространственных направлений: слева направо, сверху вниз, справа налево и т.д. Формирование умения словесно обозначать направление своего движения и расположение объектов по отношению к себе и друг к другу Раздел 5. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений по типу «Карта-путь», «Картаобозрение». Формирование навыков обследования помещения, составления его карты-схемы, а также карты-обозрения (столовая, раздевалка, медицинский кабинет и т.д.) Знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс - столовая-класс»; знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс - медицинский кабинет-класс», «Класс - коррекционный кабинет-класс». Отработка навыков составления схемы своего передвижения в пространстве всей школы. Раздел 6. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении. Раздел 7. Совместная ориентировка со зрячими. Правила поведения в классе, в столовой, медицинском кабинете, в школе. Раздел 8. Ознакомление с приемами ориентировки с помощью трости Раздел 9. Диагностика 

                                                                                         Тематическое планирование

№ п/п

№ п/п

раздела

                           Название тем урока

Дата по плану

Дата по факту

Коррекционные      цели

Виды учебной деятельности

1.Диагностика- 1ч.

1

1

Диагностика.

05.09

2.Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира – 7ч

2

1

Формирование умения различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания.

12.09

Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.  Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства.  

Развитие пространственного мышления.  Овладение умением ходьбы с тростью.  

Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке).  

Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.  

Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице.  

Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника.  Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением.  

Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе.  

Развитие интереса к общению и саморазвитию.

Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.  Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства.  

Развитие пространственного мышления.  Овладение умением ходьбы с тростью.  

Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке).  

Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.  

Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице.  Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника.  Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением.  

Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе.  Развитие интереса к общению и саморазвитию.

Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.  Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства.  

Развитие пространственного мышления.  Овладение умением ходьбы с тростью.  

Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке).  

Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.  

Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице.  Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника.  Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением.  

Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе.  Развитие интереса к общению и саморазвитию.

Проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - осознавать адекватно свои возможности в учении; - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - применять новые знания и умения; - ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; - принять соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владеть навыками здоровьесбережения, охраны нарушенного зрения, - бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Учиться самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием и мобильностью; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владеть основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;

- использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств; - ориентироваться в пространственных понятиях; - иметь грамотные представления об окружающей среде; - сохранять правильную позу, походку во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.

Проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - осознавать адекватно свои возможности в учении; - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - применять новые знания и умения; - ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; - принять соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владеть навыками здоровьесбережения, охраны нарушенного зрения, - бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Учиться самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием и мобильностью; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владеть основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;

- использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств; - ориентироваться в пространственных понятиях; - иметь грамотные представления об окружающей среде; - сохранять правильную позу, походку во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.

3

2

Формирование умения различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания.

19.09

4

3

Формирование умения дифференцировать звуки окружающего мира: определение звуков природы, городских шумов, голосов знакомых людей.

26.09

5

4

Формирование умения дифференцировать звуки окружающего мира: определение звуков природы, городских шумов, голосов знакомых людей

03.10

6

5

Формирование умения дифференцировать звуки окружающего мира: определение звуков природы, городских шумов, голосов знакомых людей, Закрепление.

10.10

7

6

Развитие умения находить и использовать при ориентировке в пространстве различные ориентиры (цветовые, световые, звуковые).

17.10

8

7

Развитие умения находить и использовать при ориентировке в пространстве различные ориентиры (цветовые, световые, звуковые).

24.10

3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство- 6ч.

9

1

Формирование представлений учащихся о столовых приборах, их назначении и правилах пользования. Соотнесение предметов с их рельефными изображениями.

07.11

10

2

Формирование представлений учащихся о столовых приборах, их назначении и правилах пользования. Соотнесение предметов с их рельефными изображениями.

14.11

11

3

Формирование представлений о предметах мебели столового зала

21.11

12

4

Формирование представлений о раздевалке и предметах, находящихся там.

28.11

13

5

Формирование умения словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти.

05.12

14

6

Формирование умения словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти.

12.12

4. Ориентировка в микропространстве - 6ч.

15

1

Совершенствование навыков микроориентировки и умение детей словесно обозначать направления микропространства. Понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже, выше; пространственных направлений: слева направо, сверху вниз, справа налево и т.д.

19.12

16

2

Совершенствование навыков микроориентировки и умение детей словесно обозначать направления микропространства. Понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже, выше; пространственных направлений: слева направо, сверху вниз, справа налево и т.д.

26.12

17

3

Совершенствование навыков микроориентировки и умение детей словесно обозначать направления микропространства. Понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже, выше; пространственных направлений: слева направо, сверху вниз, справа налево и т.д. Закрепление.

09.01

18

4

Формирование умения словесно обозначать направление своего движения и расположение объектов по отношению к себе и друг к другу

16.01

19

5

Формирование умения словесно обозначать направление своего движения и расположение объектов по отношению к себе и друг к другу

23.01

20

6

Формирование умения словесно обозначать направление своего движения и расположение объектов по отношению к себе и друг к другу. Закрепление.

30.01

5. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве – 6ч.

21

1

Формирование навыков обследования помещения, составления его картысхемы, а так же карты-обозрения (столовая, раздевалка, медицинский кабинет и т.д.)

06.02

22

2

Знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс – столовая-класс»

13.02

23

3

Знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс - медицинский кабинет-класс», «Класс - коррекционный кабинет-класс».

20.02

24

4

Знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс - медицинский кабинет-класс», «Класс - коррекционный кабинет-класс».

27.02

25

5

Отработка навыков составления схемы своего передвижения в пространстве всей школы

05.03

26

6

Отработка навыков составления схемы своего передвижения в пространстве всей школы

12.03

6. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке – 4 ч.

27

1

Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении.

19.03

28

2

Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении.

02.04

29

3

Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении. Закрепление.

09.04

30

4

Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении. Закрепление.

16.04

7. Совместная ориентировка со зрячими – 3ч.

31

1

Правила поведения в классе, в столовой, медицинском кабинете, в школе.

23.04

32

2

Правила поведения в классе, в столовой, медицинском кабинете, в школе.

30.04

33

3

Правила поведения в классе, в столовой, медицинском кабинете, в школе. Закрепление .

07.05

Диагностика- 1ч.

34

1

Диагностика.

14.05

                                                         Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Примечание

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Наборы игрушек, изображающие предметы микро и макропространства

С учетом офтальмологических требований

Наборы объемных изображений объектов окружающего пространства

Приборы «Ориентир» для закрепления схем «Картапуть»

С учетом офтальмологических требований

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

В соответствии с санитарно- гигиеническими нормами

Стол учительский.

Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников

В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....

Программа «Развитие пространственного ориентирования».

Здесь представлена программа «Развитие пространственного ориентирования» без календарно-тематического плана....

Методическая разработка занятия по адаптивной физической культуры для слепых обучающихся 2 класса

занятие АФК по теме :"Упражнения с гимнастическими палками в исходном положении лежа на спине".В течение занятия обучающиеся продолжают знакомство со спортивным инвентарем и понимают влияние...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся4 а класса...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для слепых обучающихся 4 класса

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для слепых обучающихся 4 класса...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса

Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса...

Рабочая программа по изо и тифлографике для слепых обучающихся - 5 класс (вариант 3.3)

Рабочая программа по изо и тифлографике для слепых обучающихся (вариант 3.3)...