Программа ДЮП "Огнеборцы " на 1 год
календарно-тематическое планирование по обж

Карташова Ольга Леонидовна

 Подготовка убежденно-организованных юных помощников пожарных к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности по правилам пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_na_1_god_20-21_pozh.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

  Автор разработки: Карташова О.Л

Рабочая программа дружины юных пожарных «Огнеборцы»

2020-2021 год

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.

Главным направлением в борьбе с пожарами является их профилактика, и тогда в деле защиты населения в опасных ситуациях.

Актуальность программы. Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине детской шалости.

 А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создана дружина юных  пожарных «Огнеборцы».  

             Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем.  

             Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

             Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

             Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

             Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

 гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

 непрерывность образования и воспитания;

 воспитывающего обучения;

 приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

 обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

             Программа рассчитана на учащихся   7 -  класса,  занятия проводятся 1 раз в неделю.

        Время реализации программы – 34 занятия в год

        Количество воспитанников в дружине – 10 человек.

 

         Цель программы: подготовка убежденно-организованных юных помощников пожарных к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности по правилам пожарной безопасности.

   Задачи:

  • сформировать дружину, организовать его постоянное функционирование;
  • обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
  • воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
  • развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сказками,  с  сообщением);
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.

Обучающие:

- изучение правил безопасного поведения в обращении с огнем;

- обучение навыкам оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшему на пожаре;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения

- овладение навыками просветительской деятельности.

Развивающие:

 - развитие творческих и организаторских способностей, обучающихся;

- привитие навыков осознанных, правильных действий в случае возникновения пожара.

-  развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Воспитательные:

- способствование профессиональной подготовке и самоопределению, вовлекая детей в процесс активного накопления социального и коммуникативного опыта.

- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- патриотическое воспитание подрастающего поколения;

Работа дружины юных пожарных «Огнеборцы» включает в себя 3 этапа:

 - Теоретический этап накопления знаний;

 -  Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);

 - Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.

 

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

 Вводное занятие

1

1

-

2

Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.

1

1

-

3

 История создания пожарной охраны России и МЧС России.

1

1

-

4

 Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении.

2

1

1

5

 Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах.

3

1

2

6

 Устройство огнетушителей

2

1

1

7

 Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

Для учащихся начальной школы

2

1

1

8

 Знаки пожарной безопасности

2

1

1

9

 Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.

2

1

1

10

 Пожарная техника и костюм пожарного.

1

1

-

11

 Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях

1

1

-

12

 Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

2

2

-

13

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

4

1

3

14

  Игра-викторина «Опасный огонёк»

1

1

-

15

Экскурсия в пожарную часть.

1

-

1

16

Проведение мероприятий «Пожарная безопасность в школе», «в детском саду».

1

-

1

17

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.

2

-

2

18

Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

1

-

1

19

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

2

1

1

20

Соревновательная деятельность. Подведение итогов.

2

-

2

ИТОГО

34

16

18

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «ОГНЕБОРЦЫ»

Тема занятия

 кол-во часов

тип

занятия

Характеристика деятельности

учащихся  

Виды

контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата

проведения

план

факт

2

Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины.

Оформление уголка

2

Урок изучение нового и первичное закрепление

Беседа о планах работы дружины юных пожарных.    Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Текущий

беседа

Знать правила поведения во время проведения занятий.

3

Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.

1

Обзорная беседа

Обзорная беседа о состоянии пожарных дел в городе, особенности условий возникновения пожаров при различных временах года и погодных условиях

беседа

Иметь понятие об опасности огня в местах проживания людей

4

История создания пожарной охраны России и МЧС России, ее традиции.

История пожарной охраны Бурятии.

1

Комбиниро-ванный

. Знакомство с пожарной техникой, видами спорта, работа пожарного, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание.

Текущий

устный опрос

Знать вида пожарно-прикладного спорта, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание.

5.

5.5..

Пожары, их признаки и последствия.  Основные понятия о горении.

1

Комбиниро-ванный

Беседа-практика(лекция): основные предпосылки к возникновению пожара, условия горения, характер развития пожаров, последствия неосторожного обращения с огнём

лекция, беседа, устный опрос

Знать (вспомнить) виды горения, окислитель, источник воспламенения, опасность доступа кислорода

6. 7.

 

Опасные факторы пожара современного жилья.  Первая помощь пострадавшим при пожарах.

Меры пожарной бе-зопасности при эксплуатации

газовых приборов,ото-пительных печей.

2

Комбиниро-ванный

Факторы пожара, создающие угрозу жизни и здоровью людей, последствия поражений в пожаре, ПМП при ожогах, отравлении СО

Текущий

устный опрос

Ожог, отравление, потеря ориентировки в дыму. обработка ран, асептика, антисептика, повязка, ИВЛ. Уметь применять знания на практике

8

9

Устройство огнетуши-

телей. Правила использования

2

Комбиниро-ванный

Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

Текущий

устный опрос

Знать виды и назначение огнетушителей. Уметь применять знания на практике

10

11

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности при праздновании Нового года(фейерверки, петарды,бен

гальские огни, хлопушки)

2

Комбиниро-ванный

Игра на противопожарную тему

  опрос

Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения.

12 13

Знаки пожарной безопасности:

предупреж-

дающие, ука-

зательные,

предписывающие.

Примеры их

применения и

места уста-

новки.

2

Комбиниро- ванный

Знакомство(повторение) знаки для использования на путях эвакуации.

Текущий

устный опрос

Знать знаки пожарной безопасности.

14

15

Виды пожаров .

Правила поведения при пожарах в лесу, у водоема, в зоне отдыха

людей.

2

Занятие

изучение нового и первичное закрепление

Беседа: виды пожаров, правила поведения при пожаре.

Текущий

устный опрос

Знать виды пожаров, правила поведения при пожаре.

16

Пожарная техника и костюм пожарного (боевая одежда,снаря-

 жение  и средства защиты органов дыхания пожарного).

1

Комбиниро-ванный

Лекция (практика): виды пожарной техники, костюм пожарного.

Текущий

беседа

Знать виды техники, костюм пожарного.

17

18

Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.

2

Комбиниро-ванный

Беседа: неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация

электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при

курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

Беседа, устный опрос

Знать причины пожаров

в жилом доме

19

20  

Ответствен-

ность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения.

2

Комбиниро-ванный

Лекция: правовые основы пожарной безопасности,    

Текущий

беседа

Знать: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления отв-ти, размер санкции.

21

22

   

 

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

2

Комбиниро-ванный

Лекция (практика): первая помощь пострадавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.

Текущий

беседа

Знать: первая помощь пострадавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.

23

Игра-викторина

«Опасный огонёк»

1

Комбиниро-ванный

Игра на противопожар -

ную тему.

Текущий

беседа

Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения и т.д.

24

Экскурсия в пожарную часть.

1

Контроль знаний

Беседа (рассказ): знакомство с пожарной техникой.  

Промежуточный устный опрос

Знать виды с пожарной техники.  

25

26

Проведение беседы «Пожарная безопасность в школе»

2

Практичес-кое занятие

Проверка состояния пожарного щита, эвакуационных выходов, заправки огнетушителей и др.

Текущий

беседа

27

28

 

 

Разъясни-тельные работы о ППБ в пожароопасный период.

2

Комбиниро-ванный

Беседа (рассказ): хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. ЧС в нашем Республике .

Текущий

беседа

Знать и уметь: распространение листовок, памяток на противопожарную тематику.

29

30

Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

2

Практичес-кое занятие

Практика: изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

Текущий

устный опрос

Знать планы эвакуации школы, правила эвакуации. Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика»

31 32

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

2

Комбиниро-ванный

Лекция: пожарные извещатели,  разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение  охранно-пожарной сигнализации, понятие о приёмных станциях.

Текущий устный опрос

Знать: пожарные извещатели,  разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение  охранно-пожарной сигнализации

33-34

 Соревновательная деятельность. Подведение итогов.

2

Комбиниро-ванный

Участие в соревнованиях среди ДЮП

районных, городских, республиканских.

Текущий

устный опрос

Уметь применять знания на практике

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результата.

К завершению обучения воспитанник должен:

Знать:

-  существование явления "пожар", его опасности и последствия;

 -   источники   возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

 - наиболее пожароопасные окружающие места  и правила обращения с ними;

 - элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).

 - основные правила пожарной безопасности;

 -причины возникновения пожаров;

 - первичные средства пожаротушения;

 - виды огнетушителей и область их применения;

 - знаки пожарной безопасности и места их размещения;

 - меры предосторожности при обращении с огнём, правила поведения в экстремальных ситуациях;

 - правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;

 - главные исторические события становления пожарной охраны России.

Уметь:

 - грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

 - сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

 спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

 - тушить костёр, выключать электроприборы;

 - оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

 - причины возникновения пожаров;

 - выявлять нарушения правил пожарной безопасности;

 - пользования огнетушителями;

 - работать пожарным инвентарём;

 - различать знаки пожарной безопасности;

Результатом деятельности дружины юных пожарных будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение памяток, листовок, выступление перед учащимися школы, детских садов,  конкурсах среди дружин юных пожарных ( районных, городских и республиканских ).


5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
  2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
  3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
  4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
  5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
  6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
  7. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
  8. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
  9. Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
  10. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
  11. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
  12. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
  13. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
  14. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
  15. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
  16. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.

 



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...