Научно -исследовательская работа "Вес моего здоровья"
проект по обж (3 класс)

Хасанова Айгуль Фанилевна

Научно-исследовательская работа ученицы 3 класса про вес портфеля и учебных принадлежностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  башкирская гимназия имени Н. Наджми г. Дюртюли

Научно-исследовательская работа

«Вес моего «Здоровья»

                                                                                          Выполнила: ученица 3а класса

Гильманова Амира Шамилевна

Научный руководитель: Хасанова А.Ф

Дюртюли 2021

Оглавление

Ведение………………………………………………………..3

Теоретическая часть………………………………………….4

Практическая часть…………………………………………...6

Заключение…………………………………………………...10

Список используемой литературы………………………….11

Приложение 1………………………………………………...12

   Вес моего «Здоровья»

   Рекомендации ученикам

   Рекомендации родителям

   Рекомендации читателям и работникам школ

                                                        ВВЕДЕНИЕ

Добрый день, уважаемые участники научной конференции.

Меня зовут Гильманова Амира. Я ученица 3а класса  башкирской гимназии имени Назара Наджми г.Дюртюли. Я с удовольствием каждый день прихожу в гимназию получать знания.  У меня есть школьный ранец, он розовый, с красивыми рисунками, цветочками, он мне очень нравится. Но! Мой ранец очень тяжелый, по пути домой я очень сильно устаю.

В гимназии  я обратила внимание на школьные ранцы своих одноклассником. Оказалось, они разные не только по цвету, но и по форме и материалу. Кто –то свой ранец носит с лёгкостью, а для кого-то непосильная ноша. С чем это связано? С самим ранцем или его содержимым? Я решила исследовать, какой же вес правильного моего школьного ранца – какой же «Вес моего здоровья».

В данном исследовании я рассматриваю такие вопросы: 

-Сколько должен весить пустой ранец третиклассника?

- Сколько должен весить ранец вместе со школьными принадлежностями.

          -Соответствует ли вес ранца нормам по СанПину.

Цель: узнать «правильный» вес школьного ранца.

Задачи:

1.  Узнать сколько должен весить ранец и как правильно его выбрать.

2. Взвесить пустые ранцы одноклассников и посмотреть есть ли у них ортопедическая спинка.

3. Узнать сколько  весит «правильный» школьный ранец вместе с учебными принадлежностями.

4. Предложить свои способы решения проблемы.

Объект исследования: одноклассники.

Предмет исследования: школьный ранец.

Участники исследования: учащиеся 3А класса.

Гипотеза исследования: вес школьного ранца большинства моих одноклассников превышает положенную норму.

Методы исследования: изучение теории и нормативных актов, подсчет, анализ.

Практическая работа: взвешивание ранцев, учебных пособий.

                                             ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и тяжелые ранцы. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Поэтому крайне важно иметь ранец правильного веса.

Для начала решила узнать, чем отличается ранец от рюкзака.

Ранец-это сумка, которая имеет  жёсткий твёрдый каркас.

           Преимущества:

  • Прочный корпус снижает риск развития сколиоза у ребёнка.
  • Наличие ортопедических подушечек в области спины.
  • Жесткие стенки прочно фиксируют учебники и тетради, что предотвращает их смятие.
  • Вместительность, что позволяет упаковать все необходимые вещи и предметы.

           Недостатки:

  • Жесткий каркас обеспечивает высокий вес ранца.

Рюкзак –это сумка, которая в  отличие от ранца имеет более мягкую форму.

          Преимущества:

  • Более лёгкие по весу
  • Многие модели оснащены ортопедическими вставками в области спинки.
  • Вместительное внутреннее пространство.
  • Мягкая конструкция.

          Недостатки:

  • Высокая нагрузка на спину и плечи при отсутствии ортопедических подушечек.
  • Многие модели из тканевой фактуры не имеют специальной внутренней подкладки.
  • Необходимость аккуратной укладки вещей, так как углы и края при использовании создают болевые ощущения в области спины.
  • Учебники и тетради могут легко помяться.

Демонстрация трех видов школьной сумки:

-Ранец с жёстким каркасом и ортопедической спинкой

-Рюкзак с ортопедической спинкой

-Рюкзак с мягкой конструкцией.

При выборе ранца важно помнить, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак. Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.

Вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г.

Вес ежедневного комплекта учебных книг и принадлежностей для письма не должен превышать: для 1-2х классов - 1,5 кг; 3-4х классов - 2 кг;

Соответственно ранец третьеклассника  с учебными принадлежностями должен весить примерно 2700 кг

                                                ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Я решила проверить соответствует ли вес рюкзаков моих одноклассников    положенным нормам.

В эксперименте участвовало 11 человек.

План эксперимента:

1. В течение недели измерять рюкзаки у одноклассников в связи с учебными нагрузками, расписанием.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса, проверить есть ли ортопедическая спинка.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по предметам, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. Подвести итоги по позициям:

  • – самый правильный ранец (до 0,7 кг с ортопедической спинкой);
  • – самый тяжелый ранец;
  • – самый тяжелый ранец с принадлежностями;
  • – самый тяжелый учебник;
  • – самый «тяжелый» учебный день;
  • – самый «легкий» учебный день.

5. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

В начале рассчитала правильный вес ранца с принадлежностями: вес ранца не более 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записала в табл. 1

Таблица 1

Ф.И.О. ученика

Вес тела (кг)

Максимально допустимый вес ранца (кг)

Средний вес ранца за неделю (кг)

Откло-нение, +/-

Гильманова Амира

30

3,0

3,4

+0,4

Аюпов Даян

35

3,5

2,8

0,7

Газетдинов Рахим

23

2,3

3,6

+1,3

Ганиева Лейсан

25

2,5

2,7

+0,2

Зайдуллина Айсель

50

5,0

3,2

1,8

Исламова Виктория

25

2,5

3,1

+0,6

Каримов Арсен

25

2,5

2,8

+0,3

Сахапов Раиль

35

3,5

3,3

-0,2

Хабибуллин Динар

44

4,4

2,9

-1,5

Хамзина Карина

29

2,9

3,0

0,0

Шарипова Роксана

45

4,5

2,8

-1,8

Я увидела, что вес «правильного» (максимально допустимого) ранца далеко не соответствует его реальному весу. Может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесила все ранцы без школьных принадлежностей. Норма для учеников 3 класса – не более 700 грамм. Также просмотрела сам ранец, есть ли у него ортопедическая спинка.  Результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2

Ф.И.О. ученика

Вес ранца (кг)

Выводы

Есть ли ортопедическая спинка

Гильманова Амира

1,06

слишком тяжелый

есть

Аюпов Даян

0,25

легкий

нет

Газетдинов Рахим

0,88

тяжелый

есть

Ганиева Лейсан

0,47

легкий

нет

Зайдуллина Айсель

0,6

нормальный

есть

Исламова Виктория

1,07

слишком тяжелый

есть

Каримов Арсен

0,37

легкий

нет

Сахапов Раиль

1,13

слишком тяжелый

есть

Хабибуллин Динар

0,65

нормальный

нет

Хамзина Карина

0,79

тяжелый

есть

Шарипова Роксана

0,69

нормальный

нет

Из таблицы видно, что у 6 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,7 кг, но у 5х из них нет ортопедической спинки. У 5 человек вес ранца превысил гигиеническую норму, среди которых и мой ранец, но есть ортопедическая спинка.

Известно, что тяжелые рюкзаки могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

Можно сказать, что родители Зайдуллиной Айсель, обладающей правильным ранцем,  вес не более 700гр и с ортопедической спинкой, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

Но! Причина может быть не только в ранцах, но и в учебных пособиях. Для этого я записала все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их. По норме вес ежедневного комплекта учебных книг и принадлежностей 3-4х классов – не более 2 кг!

Таблица 3

Название учебных пособий

Масса учебных пособий (гр)

Математика + тетрадь

440

Русский язык + тетрадь

390

Литературное чтение + тетрадь

370

Башкирский язык + тетрадь

410

Башкирская литература + тетрадь

340

Окружающий мир (учебник, рабочая тетрадь)

570

Английский язык + тетрадь

630

36 заданий для будущих отличников, кл. час

140

Дневник

150

Пенал и прочие канцелярские товары

250

 

Изменение массы ранца в связи с недельными учебными нагрузками:

  • Понедельник – 2230г
  • Вторник – 2210г
  • Среда – 1860г
  • Четверг – 1760г
  • Пятница – 2140г

Посчитав вес учебных принадлежностей в соответствии с расписанием, я обнаружила, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник и во вторник (без сменной обуви, физкультурной формы). Самым легким ранец оказался в четверг. Вес достигал 1760 кг. Получается, что только в четверг и в среду вес школьных книг и принадлежностей соответствует гигиеническим нормам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги, для наглядности все полученные данные отобразим в общей таблице 4:

Таблица 4

Ф.И.О. ученика

Правильный вес ранца в зависимости от веса ученика,      (+) норм,                      (-) тяжелый

Вес самого ранца, (+) норм, (-) тяжелый

Есть ли ортопедическая спинка у ранца

Гильманова Амира

-

-

+

Аюпов Даян

+

+

-

Газетдинов Рахим

-

-

+

Ганиева Лейсан

-

+

-

Зайдуллина Айсель

+

+

+

Исламова Виктория

-

-

+

Каримов Арсен

-

+

-

Сахапов Раиль

+

-

+

Хабибуллин Динар

+

+

-

Хамзина Карина

+

-

-

Шарипова Роксана

+

+

-

  • самый правильный ранец (до 0,7 кг с ортопедической спинкой) – у Зайдуллиной Айсель;
  • самый тяжелый пустой  ранец – 1130гр Сахапова Раиля;
  • самый тяжелый ранец с принадлежностями – 3600гр Газетдинова Рахима и 3400гр – у меня;
  • самый тяжелое учебное пособие – 630гр Английский язык;
  •  самый «тяжелый» учебный день – 2230г в понедельник;
  • самый «легкий» учебный день – 1760гр в четверг.

Согласно моему весу вес рюкзака со школьными принадлежностями не должен превышать 3000гр, самый «тяжелый» учебный день – 2230г в понедельник. Значит, вес моего правильного пустого ранца с ортопедической спинкой не должен превышать 770гр!

Гипотеза подтвердилась! Вес школьного рюкзака большинства моих одноклассников превышает положенную норму.

Я подготовила несколько рекомендаций для снижения нагрузки на неокрепший организм ребенка начальной школы.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКАМ

– Не носите лишнего в ранцах.

– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы  – 700 г.

– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТНИКАМ ШКОЛ

Снизить весь школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);

– организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗДАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ:

Учебники издавать в двух-трех частях.

Не использовать излишне крупную иллюстрацию.

Я обозначила лишь некоторые направления решения проблемы «тяжелых школьных рюкзаков». Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. актуальные проблемы, тактика и стратегия действий . Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. 15–16 мая 2014 г. Санкт-Петербург: ООО «Эри», 2014. – 456 с, http://roshumz.com/docs/kongress/4_kong.pdf

2 Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, интернет, http://63.rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156&articleId=1578078&version=1.0

3 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

4 Российская газета – Федеральный выпуск №189 (7947) «Перед первым сентября Роспотребнадзор напомнил, сколько должен весить школьный рюкзак», интернет, https://rg.ru/gazeta/2019/08/27.html

Провела анкетирование, где было всего 2 вопроса С чем это связано? оказывается у всех у кого рюкзаки с ортопедической спинкой они тяжелые и некоторые из-за этого покупают легкие, но без ортопедической спинки. Из-за тяжелых рюкзаков портится осанка у ребенка, появляются проблемы со здоровьем. Также важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться, чего не может гарантировать слишком легкие рюкзаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа "Имя моей улицы"

Есть улицы центральные, высокие и важные,С витринами зеркальными, с гирляндами огней.А мне милей нешумные, милей одноэтажные,От их названий ласковых становится светлей....

Научно-исследовательская работа "Влияние пыли на здоровье человека"

СОДЕРЖАНИЕ:  I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...2 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………..5              2.1. Разновидности пыли………...

научно-исследовательская работа "Прошлое и настоящее моей малой Родины"

Цель работы: воспитание патриотических чувств у учащихся начальной школы; любви к своей малой Родине; уважение к прошлому своего края....

научно-исследовательская работа "Прошлое и настоящее моей малой Родины"

Цель: воспитание патриотизма,  привитие любви к К своей малой Родина, уважение к истории своего народа....

Научно-исследовательская работа ученика "Числа в моем селе"

Предлагаем исследовательскую работу по математике...

Научно-исследовательский проект «Шахматы в моей жизни»

laquo;… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…»...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...