Методическая разработка "Минутки безопасности"
методическая разработка по обж (1, 2, 3, 4 класс)

Вероника Витальевна Клоос

Методическая разработка «Минутки безопасности» направлена на уменьшение количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в зимний период времени. Разработка послужит для обеспечения профилактики безопасного поведения детей на дорогах и улицах; имеет практико-ориентированный характер и предназначена для проектирования оптимальных педагогических условий воспитания правильного поведения, обучения школьников основам безопасного поведения на дорогах и улицах города. Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, педагогам начальной и основной школы, классным руководителям, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minutki_bezopasnosti.doc112.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Малая Академия»

«Минутки безопасности»

Методическая разработка

C:\Users\User\Desktop\пдд

Автор – составитель:

Клоос Вероника Витальевна

Рубцовск, 2024

Методическая разработка; Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Малая Академия», -2024 год, 24 страницы

Методическая разработка «Минутки безопасности» направлена на уменьшение количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в зимний период времени. Разработка послужит для обеспечения профилактики безопасного поведения детей на дорогах и улицах; имеет практико-ориентированный характер и предназначена для проектирования оптимальных педагогических условий воспитания правильного поведения, обучения школьников основам безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, педагогам начальной и основной школы, классным руководителям, воспитателям.

Содержание

Содержание………………………………………………………………..2

Введение…………………………………………………………………...3

Основная часть

  1. Общие примечания по проведению «Минутки безопасности» …...6

Проблемы в зимний период времени………………………..……8

Заключение…………………………………….…………………….…..10

Список литературы………………………………………….……….….11

Приложение

  1. Примерные задания и вопросы для «Минуток безопасности» …..12
  1. «Переходим дорогу»
  2. «Осторожно, гололед»
  3. «Осторожно, тонкий лед!»
  4. «Осторожно, сосульки / с крыши снег»
  5. «Катаемся на горке»
  6. «Катаемся на коньках»
  7. «Лыжные забавы»
  8. «Обморожения и травмы, переохлаждения: первая помощь»
  9. «Осторожно, пиротехника
  10. "Осторожно: Коронавирус!" Covid-19
  1. . Примеры ситуаций
  1. «Дорожная математика»……………………………………….22
  2. Вопросы для беседы/дискуссии………………………………23

Для того чтобы быть абсолютно уверенным в чем-то, надо знать об этом либо все, либо ничего
/Миллер/

Введение

Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребенок и подавно склонен легкомысленно воспринимать эту жизнь, первопричиной этому является отсутствие большого груза знаний и явное недопонимание многих потенциальных опасностей. Задача родителей и педагогов максимально оградить детей от попыток всё проверять опытным путем и внушить им теоретические правила, особенно если говорить о безопасности для детей с особенностями развития.

Комплексные исследования детей с умственной отсталостью показывают, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков интеллектуального недоразвития является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении заданий. Таким детям следует разъяснять правила безопасного поведения особенно подробно, а затем необходимо следить за их выполнением. Ведь безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, важная ступень в социализации детей с особенностями физического и психического здоровья.

Развитие представлений о правилах безопасного поведения у детей с особыми образовательными возможностями имеет огромное жизненное, практическое, коррекционное и воспитательное значение.

Данная разработка предназначена для наиболее полной и безболезненной адаптации таких детей в улично-дорожную среду с целью обеспечения их безопасности и снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

Итак, актуальность методической разработки – «Минутки безопасности» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения на улице в зимний период времени, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у школьников в зимнее время года, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на зимних прогулках в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.

Новизной и отличительной особенностью разработки является - система деятельности образовательного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения в зимнее время, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «так можно, а так нельзя». Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно и осознанно вести себя в различных ситуациях, где ключевым является слово «осознанно».

У многих педагогов нет возможности, как у классных руководителей, проводить классные часы, тематические мероприятия, диспуты, где дети должны планомерно и систематически накапливать опыт безопасного поведения на улице. У детей с интеллектуальными нарушениями условные связи угасают значительно быстрее, чем у сверстников без нарушений, из чего следует, что им необходимо многократное повторение и напоминание.

Поэтому, одной из эффективных форм предупреждения происшествий с детьми на дорогах, в школах, для обучающихся с умственной отсталостью является проведение специальных «Минуток безопасности».

«Минутка безопасности» — это своеобразная мини-беседа о дорожной безопасности в конце учебного дня, экспресс-напоминание детям о необходимости переключить внимание на дорогу в то время, когда ребёнок возвращается из образовательной организации домой.

«Минутка безопасности» представляет собой методически грамотную, логически простроенную систему работы, ориентированную на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и направленная на:

  • увеличение повторения знаний о правилах безопасного поведения в природе в зимний период;
  • выработки навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице;
  • приобщения детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр;
  • развитие умения детей обращаться за помощью к взрослым;
  • привлечение родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности.

«Минутка безопасности» хороша ещё тем, что она универсальна и подходит для детей всех возрастов — от самых маленьких дошкольников до старшеклассников. Ведь требования Правил дорожного движения одинаковы для всех — и для малышей, и для подростков, и для взрослых.

Основная часть

  1. Общие примечания по проведению «Минутки безопасности»

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Главная цель в воспитании безопасного поведения у детей с особенностями развития - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции?

«Минутка безопасности» — попытка заменить ребёнку плачевный опыт проб и ошибок квалифицированной помощью в постижении скрытых опасностей, неявных закономерностей современного дорожного движения. Она призвана показать ему, что на дороге не всё так просто и очевидно, как ему кажется в силу его возраста.

Одной из эффективных форм обучения детей правилам безопасного участия в дорожном движении является проведение в образовательных организациях специальных «минуток безопасности» дорожного движения. В отличие от «большого» урока, игры или викторины по правилам дорожного движения и безопасности поведения, «минутка» не требует от учителя специальной подготовки либо каких-то особенных знаний предмета. Такое условие специально ставилось при её разработке.

Цель "минутки" – ежедневно влиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки на вопросы "дороги" и "безопасности".

Главное условие успешного воздействия «Минуток безопасности» — их регулярность и ежедневность. Благодаря ежедневности «Минуток безопасности» у детей сформируются специальные навыки и привычки.

Проведение «Минуток безопасности» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни смотров, операций, мероприятий по безопасности жизнедеятельности, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей в нестандартной ситуации, направленной на воспитание у них навыков правильного поведения в нестандартной обстановке.

«Минутки безопасности» может проводить любой учитель, чей урок приходится, независимо от темы, на конец учебного дня.

Не надо пытаться «объять необъятное», группируя несколько вопросов (даже если они кажутся вам одинаково важными и актуальными) в одну мини-беседу. Это не работает. Главное правило «минутки» — её краткость. Вопрос должен предельно чётко описывать КОНКРЕТНУЮ дорожную ситуацию, а ответ — давать однозначную рекомендацию, как действовать в данном случае. Список тем (вопросов и правильных ответов на них) «Минутки безопасности» у педагога должен быть всегда под рукой. Желательно список составить заранее, чтобы педагог, чей урок завершает учебный день, мог провести занятие «с лёту». При составлении вопросника рекомендуется учитывать сезонные особенности и специфику обстановки в окрестностях образовательной организации, а также возрастные особенности учащихся.

В ходе проведения «Минутки безопасности» необходимо пробудить интерес детей, а для этого, прежде всего, нужно сформулировать проблему.

«Минутка» должна быть именно минуткой. Её длительность — 2−3 минуты, максимум — пять. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми. В конце урока педагог задает вопрос, выслушивает несколько ответов в случае необходимости, поправляете их ошибки, и дает свой «окончательный» ответ.

При этом можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать так, а не иначе.

В ряде случаев детям могут быть даны задания на наблюдение обстановки на улице, связанные с вопросом, рассмотренным на «минутке» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках, перекрестках, обратить внимание по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы и т.п.).

Кроме этого, на «Минутках безопасности» можно использовать кроссворды, загадки, презентации, видеоролики (на усмотрение педагога и в зависимости от сезона) Приложение 1

Проблемы в зимний период времени

Некоторые климатические особенности сезона:

  1. Снегопады
  2. Короткий световой день
  3. Оттепели
  4. Возможно яркое, слепящее солнце
  5. Тонкий лед
  6. Морозы

Дорожная обстановка:

  1. Гололед
  2. Снежные заносы, неубранный на дорогах снег
  3. Слякоть
  4. Снижение видимости из-за снегопада

Отрицательные факторы, влияющие на детей:

  1. Отсутствие контроля взрослых в течение дня
  2. Снижение видимости окружающей обстановки во время сильных ветров, снегопадов из-за поднятого воротника, капюшона
  3. Раннее наступление темноты.
  4. Ослепление фарами

Возможные транспортные ситуации:

  1. Увеличение тормозного пути автомобиля
  2. Заносы машин на скользкой дороге
  3. Неумение водителей выбирать
  4. Пробуксовка
  5. Сужение дорог из-за снега

Возможные опасные ситуации с детьми:

  1. Подвижные игры во дворах, у дорог
  2. Катание на санках, коньках, лыжах в опасных местах у дорог
  3. Переход дорог
  4. Игры вечером
  5. Посещение магазинов, внешкольных учреждений

Заключение

Постоянное и систематическое проведение «Минуток безопасности» существенно повышается осведомленность ребят об уличных неожиданностях, учащиеся накапливают необходимый багаж знаний по основам правил безопасности дорожного движения, правилам безопасного поведения на улице в зимний период времени, умеют анализировать сложные и неординарные ситуации, находят выход из проблемных ситуаций.

Результатом апробации «Минуток безопасности» стал вывод о том, что своевременная и правильная подготовка детей как пешеходов, пассажиров и участников зимних забав помогает выработать у юного участника движения устойчивые практические навыки применения полученных знаний. Разработанная методическая разработка «Минутки безопасности» имеет достаточный объем теоретической информации и практических форм для проведения минуток. Весь материал, представленный в разработке, может быть освоен всеми обучающимися, но с разной степенью качества в соответствии с индивидуальной ограниченностью здоровья каждого из них.

Опыт проведения подобных бесед - «минуток» показывает, что они меняют отношение детей к безопасности на дороге, во дворе, на улице, способствуют выработке у них критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих правила дорожного движения.

Каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

Список литературы:

Основная

  1. Алексеев, А.П. Правила дорожного движения 2019 с иллюстрациями / А.П. Алексеев. - М.: Эксмо, 2018. - 288 c.
  2. Батова, И.С. "Здоровье детей в зимний период". Специальное издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. ФГОС ДО / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2017.
  3. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер», 2014. – 16 с.
  4. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
  5. Саулина, Т. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения / Т. Саулина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
  6. Субботина, Е. Правила дорожного движения: книжка с накл. / Е. Субботина. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 118 c.

Дополнительная

  1. Копусов-Долинин, А.И. Автошкола РФ 2018. Правила дорожного движения РФ. С расширенными комментариями и иллюстрациями / А.И. Копусов-Долинин. - М.: Эксмо, 2017. - 140 c.

Интернет-ресурсы

1. Безопасность детей на дорогах. -URL:

2. Безопасность путей на пути в школу и из школы, а также в ходе их перевозки. URL:

3. 4. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России. - URL: https://гибдд.рф

5. Дорога без опасности: Федеральный образовательный портал. - URL:

Приложение

  1. Примерные задания и вопросы для «Минуток безопасности»

Цель: познакомить учащихся с правилами дорожного движения и необходимости соблюдений техники безопасности в зимний период времени.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний об опасных факторах зимних забав и последствиях для человека;
  • формирование у школьников ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей;
  • стимулирование и обогащение знаний и умений по оказанию первой доврачебной помощи при травмах, обморожениях

Воспитательные:

  • воспитывать осторожность, аккуратность, ответственность за свою жизнь и здоровье

Развивающие:

  • развивать способности у детей к предвидению возможной опасности;
  • развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым;
  • выработать желание избегать травмоопасных ситуаций;
  • коррекция и развитие произвольного внимания
  1. «Переходим дорогу»

Вопрос

Ответ

Где надо переходить дорогу?

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам: подземным, наземным (по зебре) и надземным, а при их отсутствии – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

Как перейти дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода?

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед переходом дороги следует остановиться, внимательно посмотреть налево и направо, чтобы оценить дорожную обстановку, и ещё раз налево. И только убедившись в своей безопасности, можно начать переход дороги, продолжая наблюдать за дорогой.

Почему для пешехода безопаснее переходить дорогу по пешеходным переходам?

Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, поэтому он более внимателен и снижает скорость. Пешеход, который переходит дорогу в неустановленном месте, не там, где положено, может пострадать сам, и подвергает опасности окружающих.

Почему нужно остановиться перед тем, как начинать переходить проезжую часть дороги?

Это нужно для того, чтобы осмотреться. Пересекая проезжую часть «с ходу», не остановившись для наблюдения за дорожной обстановкой, можно не заметить приближающуюся машину. Перед тем, как выходить на проезжую часть дороги, нужно посмотреть сначала налево, потом направо, потом ещё раз налево, убедившись, что автомобилей нет, можно начать переход, постоянно контролируя ситуацию.

Можно ли начинать переход дороги сразу же, как только загорелся зелёный сигнал светофора?

Когда загорелся зелёный сигнал светофора, нужно сначала убедиться, что все автомобили остановились или закончили проезд пешеходного перехода. Необходимо посмотреть налево, направо, затем снова налево и только после этого можно начинать переход проезжей части, постоянно контролируя ситуацию.

Почему опасно пересекать проезжую часть бегом?

На бегу сложно наблюдать за дорогой, поворачивая голову направо и налево, чтобы оценивать дорожную обстановку. Только идя шагом, можно наблюдать за дорогой и поворачивать голову, не опасаясь упасть.

Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

У ребёнка, приближающегося к своему дому, снижается концентрация внимания, и «включаются эмоции». Ему кажется, что дом рядом, и он чувствует себя в безопасности. И в этот момент он может не заметить изменения в дорожной обстановке, например, не среагировать на приближающийся автомобиль.

Как обходить стоящее на остановке транспортное средство (автобус, троллейбус), чтобы перейти дорогу?

Стоящий на остановке автобус, троллейбус или трамвай нельзя обходить ни спереди, ни сзади! Необходимо дождаться, когда транспортное средство отъедет. После этого найти пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться и, убедившись в своей безопасности, перейти дорогу.

Почему опасно болтать с другом, по телефону, а также слушать музыку в наушниках или играть в планшет при переходе дороги?

Разговоры и игры отвлекают внимание от наблюдения за дорожной обстановкой. Увлёкшись, можно не заметить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» автомобиль, смену сигнала светофора и т.п. Перед началом перехода проезжей части все разговоры и игры необходимо прекратить. Всё внимание – на дорогу.

Какие бывают световозвращающие элементы?

Световозвращающие элементы делятся на две группы: съёмные и несъёмные.

Съёмные световозвращающие элементы прикрепляются к одежде, головному убору, надеваются на какую-либо часть тела или предметы: сумки, рюкзаки, детские коляски, велосипеды, ролики и др. Их можно легко крепить и снимать. Самые популярные из них – брелоки, стикеры, значки, браслеты, жилеты.

Несъёмные световозвращающие элементы, как правило, пришиты (наклеены) на одежду, обувь, школьные рюкзаки и сумки.

«Осторожно, гололед!»

Вопрос

Ответ

Чем опасен гололед для пешеходов и водителей?

В снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и, самое главное — непредсказуемо удлиняется тормозной путь. Поэтому обычное (летнее) безопасное для перехода расстояние до машины нужно увеличить в несколько раз.

Как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Для того чтобы удержаться на покрытых льдом тротуарах, рекомендуется передвигаться по краю дороги мелкой, шаркающей походкой. Не торопитесь: спешка неизбежно приведет к потере равновесия, падению и как следствие — к ушибу. Если есть возможность, можно держаться за поручни, столбы, стены и другие потенциальные опоры.

Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

Водителю трудно остановить машину (автобус). Тормозной путь становится длиннее. При резком торможении машину заносить, кидает со стороны в сторону.

Что и почему необходимо иметь пешеходу при движении по дороге в темное время суток и условиях недостаточной видимости?

Световозвращающие элементы. Они повышают видимость пешеходов на неосвещённой дороге и в условиях недостаточной видимости. Чем больше световозвращающих элементов на одежде пешехода, тем он более заметен для водителя.

О каких правилах безопасности нужно помнить в дождь, снегопад?

Если на улице дождь, снегопад или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать, расстояние, нужное для полной остановки автомобиля на мокрой дороге увеличивается. При сильном дожде или снегопаде стеклоочистители автомобилей не всегда в полном объеме могут очистить капли дождя или снег со стекла автомобиля, поэтому водитель может вовремя не заметить пешехода на дороге.

Какие меры безопасности нужно соблюдать при переходе дороги в гололед?

В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое - то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.)

Для чего пешеходу нужны световозвращающие элементы?

Световозвращающие элементы – это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику. Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещённой дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно - транспортных происшествий с их участием.

Какую обувь нужно носит в гололед?

Откажитесь от обуви с каблуком. В гололед очень важно иметь качественную зимнюю обувь. Она должна иметь в структуре жесткий рисунок протектора. Для того чтобы плотно сцепляться с поверхностью. И не падать.

Почему опасно болтать с другом, по телефону, а также слушать музыку в наушниках или играть в планшет при переходе дороги?

Разговоры и игры отвлекают внимание от наблюдения за дорожной обстановкой. Увлёкшись, можно не заметить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» автомобиль, смену сигнала светофора и т.п. Перед началом перехода проезжей части все разговоры и игры необходимо прекратить. Всё внимание – на дорогу.

Как нужно падать, если вы поскользнулись в гололед?

Ни в коем случае не должен падать на руки и на спину. Это самые опасные зоны тела. Поскольку из-за неожиданности они могут получить серьезные травмы. Если же вы завалились на бок, то сможете сгруппироваться. Снизить урон. И безболезненно приземлиться.

«Осторожно, тонкий лед!»

Вопрос

Ответ

Чем опасен осенний лед?

Осенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.

Можно ли проверять прочность льда ударом ноги?

Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему можно было пройти?

Лед можно считать прочным, если его толщина не менее семи сантиметров — он может выдержать человека. Для группы людей, а также для устройства катка безопасен лед толщиной не менее двенадцати сантиметров.

- безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;

- безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более;

- безопасная толщина льда для проезда автомобилей не менее 30 см.

Какие места на озере необходимо избегать?

Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами. Лед под снегом всегда тоньше. Очень осторожно следует быть в местах, где лед примыкает к берегу. Здесь лед может быть менее прочен, и в нем могут быть трещины.

Какие меры безопасности необходимо предпринять перед прохождением озера на лыжах?

Если вы на лыжах, то крепление лыж расстегните, чтобы быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

Какое расстояние между людьми должно быть при переходе озера? Почему?

При движении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее пяти метров друг от друга.

Как вести себя правильно, если вы провалились под лед?

Не поддавайтесь панике.

- Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.

- Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду. Скиньте лишний груз.

- Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь.

- Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли.

- Зовите на помощь.

Ваш друг провалился под лед. Ваши дальнейшие действия?

- попросите кого-нибудь вызвать скорую медицинскую помощь и спасателей или сами вызовите их по сотовому телефону «112»;

- вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою;

- можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.

- ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собой спасательные средства, осторожно передвигайтесь к полынье;

- остановитесь в нескольких метрах от находящегося в воде человека и бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку, лыжу или шест;

- осторожно вытащите пострадавшего на лед и вместе с ним ползком выбирайтесь из опасной зоны;

- доставьте пострадавшего в теплое место;

- окажите ему помощь: снимите с него мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи), напоите горячим чаем;

- вызовите скорую медицинскую помощь.

Назовите номер единой службы спасения.

"112" - ЕДИНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ

«Осторожно, сосульки / с крыши снег»

Вопрос

Ответ

Можно ли сосать сосульки? Почему?

Нельзя сосать, и есть сосульки! Сосульки, которые находятся рядом с дорогами, впитывают в себя еще и выхлопные газы от автомобилей. Все эти вредные вещества, в которые входят: крупная угольная пыль, продукты горения – различные смолы и сажа, являются очень опасными для здоровья человека.

Ну а в сосульках вдоль дорог накапливаются еще и соли тяжелых металлов, которые могут вызвать раковые заболевания.

Можно ли кидаться сосульками? И почему?

Не кидайся сосулькой или снегом! Это может привести к очень серьезной травме.

Какие правила безопасности нужно соблюдать весной при таянии снега и льда?

Нельзя играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! Чаще всего сосульки образуются над водостоками, поэтому эти места фасадов домов бывают особенно опасны. Их необходимо обходить стороной.

Вы идете мимо здания и услышали сверху подозрительный шум. Ваши действия?

Если ты идешь по тротуару, около здания, и слышишь наверху подозрительный шум - нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что это там шумит. Бежать от здания тоже нельзя. Наоборот, нужно как можно быстрее прижаться к стене, чтобы укрытием послужил козырек крыши.

Какие действия необходимо предпринять, если человек пострадал от схода снега или падения сосульки с крыши?

Если из-за падения с крыши сосульки или снега пострадал человек, надо вызвать скорую помощь. Вызов будет зафиксирован вместе с историей болезни, где укажут причину травмы. Либо нужно найти двух свидетелей происшествия. Это необходимое условие вне зависимости от того, где рассматривается вопрос – в комиссии или в суде.

Что должны делать коммунальные службы, если на крыше висят сосульки или образовался большой слой снега?

Огораживают опасные участки. Всегда обращай внимание на огороженные участки тротуаров и ни в коем случае не заходи в опасные зоны. Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

«Катаемся на горке»

Вопрос

Ответ

Нужно ли осматривать горку перед катанием?

Выбирая горку для катания необходимо обратить внимание на её безопасность. На горке не должно быть палок, острых предметов и т.д. Рядом с горкой не должно быть автодорог и водоёмов.

Где следует подниматься на горку?

Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие.

Можно ли кататься с горки стоя? Почему?

Во избежание травматизма нельзя кататься, стоя на ногах и на корточках. Кататься на санках-ватрушках следует сидя. Не пытайтесь кататься на тюбинге стоя или прыгая, как на батуте.

Где должна быть расположена горка?

Горка не должна располагаться скатом на проезжую часть или улицу. На пути с горки не должно расти деревьев и кустов. Это может привести к травмам.

Какую одежду нужно надевать на горку?

Одежда должна быть удобная, желательно спортивная: обувь не на каблуках, теплые перчатки или варежки, брюки лучше с утеплителем и с непромокаемым верхом, шапка обязательно

Вы пришли на горку с трамплинами. Ваши действия?

Нельзя кататься с горок с трамплинами при приземлении она сильно пружинит, что неизбежно приведет к травмам (сотрясения мозга, переломы конечностей, перелом костей таза, причем такой, что порой требует оперативного лечения)

Твои действия после того, как ты съехал с горки?

Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой и может сбить тебя

«Катаемся на коньках»

Вопрос

Ответ

Какие условия необходимо выполнять при катании на коньках?

Необходимо крепко шнуровать или застегивать коньки. Нога не должна двигаться в ботинке или быть пережатой. В противном случае падений не избежать. Лезвие должно быть хорошо заточено, без трещин, зазубрин и других видимых повреждений кромки. Проверка состояния коньков перед выходом на лед обезопасит ребенка от частых падений и растяжения связок. Одежда должна быть удобной.

Правильная экипировка для катания на коньках.

Перед тем как вступить на лед в коньках, необходимо правильно выбрать коньки и свою одежду. Они должны удобно сидеть на ноге, быть нужного размера, чтобы в них вы чувствовали себя уверенно. Одежду нужно выбрать не слишком тяжелую, но при этом достаточно теплую. Если каток находится на улице, то головной убор не будет лишним.

Назовите правильное положение тела при катании на коньках.

При катании на коньках важно правильно держать осанку, развести руки и немного согнуть коленки. Такие действия помогут держать равновесие.

Какие меры предосторожности нужно выполнять при падении на коньках?

Постарайтесь падать на бок или вперёд рыбкой.

Голова должна всегда быть направлена в противоположную сторону от стороны падения.

Старайтесь падать так, чтобы лезвия ваших коньков не были направлены в сторону других людей.

«Лыжные забавы»

Вопрос

Ответ

Как правильно выбрать лыжи?

  1. Длина лыжи зависит от роста ученика. Лыжа ставится вертикально, а рука ребенка, поднятая кверху должна доставать ладонью края.

Назовите главные правила техники безопасности при катании на лыжах.

Лыжи должны быть в исправном состояний

Размер лыж должен совпадать с вашим ростом.

Крепление должно быть легким и отрегулированным так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.

Дистанция между лыжниками во время катания?

Когда вы вышли на лыжню, помните, что, как и в правилах дорожного движения, между лыжниками должна быть дистанция. При обычном движении 3-4 метра, при спусках - не менее 30 метров. Не пересекайте лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники. Дождитесь, когда на пути у вас никого не будет, и продолжайте движение в том ритме, который вам привычен.

Как правильно нужно пользоваться лыжными палочками?

Не выставляйте вперед лыжные палки. Если возникает необходимость, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).

;Обморожения и травмы, переохлаждения: первая помощь»

Вопрос

Ответ

Что такое обморожение?

Обморожение – это повреждение какой-либо части тела под воздействием низких температур.

Первые признаки обморожения?

При обморожении:

пострадавший участок тела теряет чувствительность;

  • кожа краснеет, возникает ощущение покалывания;
  • если вовремя не принять меры — появляются волдыри.

Если вы заметили признаки обморожения — сразу идите в помещение. Пострадавшую часть тела поместите в теплую воду, после — разотрите кожу для восстановления чувствительности.

Если ваш друг провалился под лед. Ваши действия?

Если на ваших глазах под лед провалился человек, в первую очередь вызовите спасателей. Затем, если вы уверены в своих силах, постарайтесь приблизиться к нему ползком, широко раскинув руки и ноги: это увеличит площадь опоры. Помните, к краю полыньи подползать нельзя, иначе можно тоже оказаться в воде. Бросьте пострадавшему связанные ремни или шарфы, любую доску, жердь или лыжи. Действовать нужно быстро и решительно, поскольку в ледяной воде человек быстро коченеет, а намокшая одежда тянет его вниз.

Если вам удалось вытащить пострадавшего на лед, от опасной зоны удаляйтесь только ползком.
Спасенный из полыньи человек продолжает оставаться в смертельной опасности, потому что его организм продолжает стремительно переохлаждаться. При понижении температуры тела до 34С нарушается деятельность коры головного мозга, а при понижении температуры тела до 25-22С наступает смерть.

Следовательно, самым важным при оказании помощи человеку, провалившемуся под лед, является его согревание.

- Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.
- Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.
- За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.
- Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

Какие упражнения нужно делать, если замерзли руки, ноги, лицо?

  • Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
  • Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а так же сжимайте и разжимайте пальцы рук.
  • При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.

Что делать, если прилип язык на морозе?

Прежде всего, нужно успокоиться, чтобы не дернуться и не повредить язык. Затем полить язык теплой водой или другой жидкостью. Если воды нет, нужно дышать, на язык, приложив ладони к своему рту.

«Осторожно, пиротехника»

Вопрос

Ответ

Можно ли использовать непроверенную пиротехнику?

Следует использовать только сертифицированную пиротехнику и запускать ее только на открытом пространстве, вдали от построек.

Можно ли устраивать салюты вблизи жилых помещений?

Устраивать салюты ближе 30 метров от жилых помещений и легковоспламеняющихся предметов, под низкими навесами и кронами деревьев.

Расскажите технику безопасности при использовании пиротехнических изделий?

Нельзя:

- носить пиротехнические изделия в карманах;

- держать фитиль во время поджигания около лица;

- применять при сильном ветре;

- направлять ракеты и фейерверки на людей;

- бросать петарды под ноги;

- нагибаться низко над зажженными фейерверками;

- подходить ближе 15 метров к зажженным салютам и фейерверкам;

- поджигать фитиль нужно на расстоянии вытянутой руки, горит он 3-5 секунд.

Отлетевшую от фейерверка искру трудно потушить. Если она попадет на кожу — ожог обеспечен.

"Осторожно: Коронавирус!" Covid-19

Вопрос

Ответ

Что такое короновирус»?

Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевания, вызванные коронавирусами, протекают в лёгкой форме, не вызывая тяжёлой симптоматики.

Однако, бывают и тяжёлые формы, такие как ближневосточный респираторный синдром (Mers) и тяжёлый острый респираторный синдром (Sars).

Каковы симптомы заболевания, вызванного новым коронавирусом?

  • Чувство усталости
  • Затруднённое дыхание
  • Высокая температура
  • Кашель и / или боль в горле

- симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп

Как передаётся коронавирус?

Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает.

Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязнённой поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязнёнными руками рта, носа или глаз.

Как можно защитить себя от этого страшного вируса?

  1. Самое важное, что можно сделать, чтобы защитить себя, — это поддерживать чистоту рук и поверхностей.
  2. Держите руки в чистоте, часто мойте их водой с мылом или используйте дезинфицирующее средство.
  3. Также старайтесь не касаться рта, носа или глаз немытыми руками (обычно такие прикосновения неосознанно свершаются нами в среднем 15 раз в час).
  4. Носите с собой дезинфицирующее средство для рук, чтобы в любой обстановке вы могли очистить руки.
  5. Всегда мойте руки перед едой.
  6. Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах. Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам, и не касайтесь лица.
  7. Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, и обязательно утилизируйте их после использования.
  8. Не ешьте еду (орешки, чипсы, печенье и другие снеки) из общих упаковок или посуды, если другие люди погружали в них свои пальцы.
  9. Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев в щеку, пока эпидемиологическая ситуация не стабилизируется.
  10. В школе регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь (клавиатура компьютера, панели оргтехники общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни).

  1. Примеры ситуаций

«Дорожная математика»

Задача 1. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зеленого сигнала. Сколько ребят перешли дорогу правильно?

Ответ: (Три девочки. Зеленый мигающий сигнал предупреждает, что скоро включится желтый, а затем красный, поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала светофора. Бежать через дорогу тоже опасно).

Задача 2. Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке. Сколько человек поступило правильно?

Ответ: (Двое. Правильнее подождать, пока автобус отъедет от остановки)

Задача 3. Семеро ребят катались на санках по проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались кататься на дороге. Сколько ребят поступило правильно?

Ответ: (Ни одного, играть на проезжей части запрещено).

Задача 4. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, остальным – 15. Сколько ребят не нарушили ПДД?

Ответ: (Трое. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет).

  1. Вопросы для беседы/дискуссии
  1. При увеличении скорости автомобиля в 2 раза тормозной путь автомобиля возрастает примерно?
  • в 2 раза;
  • в 4 раза;
  • в 9 раз
  1. В темное время суток расстояние до встречного автомобиля…
  • кажется меньше, чем на самом деле;
  • кажется больше, чем на самом деле;
  • определяется точно
  1. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?
  • левой;
  • правой;
  • посредине
  1. Человек, идущий по дороге?
  • водитель;
  • пешеход;
  • участник дорожного движения
  1. Запрещающие знаки, имеющие круглую форму с красной каймой.
  • запрещающие;
  • настораживающие;
  • предупреждающие;
  • разрешающие
  1. Назовите возможные транспортные ситуации на дороге.
  • увеличение тормозного пути автомобиля;
  • заносы машин на скользкой дороге;
  • пробуксовка;
  • сужение дорог из-за снега

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по противопожарной безопасности.

Методические разработки рекомендованы учителям начальной школы, воспитателям, организаторам для проведения работ по профилактике пожарной безопасности....

Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учреждениях "Огонь — наш друг или наш враг? "

Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учрежденияхНа методический план проведения внеклассного мероприятия по пожарной безопасности учащихся 1-4 классов "Огонь ...

Учебно- методическое пособие "Школа безопасности"

Данное методическое пособие является обобщением многолетнего опыта работы с учащимися по изучению правил дорожного движения. Надеюсь,что данным пособием  учителя начальных классов смогут воспольз...

Методическая разработка по безопасности жизнедеятельности школьников: ПРОЕКТ "Лето - территория безопасности".

Цель пректа: пропогандироватьи воспитывать культуру безопасного поведения воспитанников через проектную деятельность....

Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах. (Разработано Лигой безопасного интернета.)

Современную жизнь трудно представить себе без сети  «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По данным...

Презентация на тему: Методическая разработка "Безопасное лето"

Методическая разработка "Безопасное лето"...

Методическая разработка внеклассного занятия по интернет-безопасности " НУЖЕН ДЕТЯМ С МАЛЫХ ЛЕТ БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ!"

ПЛАН-КОНСПЕКТвнеклассного занятия с учащимися ГПД 2-Б классаГБОУ гимназия 426 Санкт-Петербургана тему «Нужен детям с малых лет безопасный интернет!» Время проведения: 45минут. Це...