Синдром нарушения внимания и гиперактивности у детей: диагностика и пути коррекции
статья по теме

Есина Ольга Давыдовна

Статья содержит: факторы развития гиперактивности, симптомокомплекс СНВГ, данные статистики, пути коррекции, советы родителям: "Как себя вести родителям с гиперактивным ребёнком", "Как реагировать на его поведение и поступки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sndvg.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ: ДИАГНОСТИКА, ПУТИ КОРРЕКЦИИ

Вы, конечно, видели таких мальчиков: небрежные, невнимательные к деталям, не слушают собеседника, но постоянно перебивают его, отвечают на еще не заданный вопрос, не умеют планировать, уклоняются от решения задач, требующих длительного внимания, легко отвлекаются и переключаются на решение других проблем, забывают и легко теряют вещи. Независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных - бесполезно, их надо сперва подлечить

В последнее десятилетие растет число гиперактивных детей в мире.  Согласно существующим в специальной литературе представлениям это обусловлено рядом факторов:

  1. генетические (наследственная предрасположенность);
  2. биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
  3. опасности первых лет жизни;
  4. социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания);
  5. неправильное питание;
  6. дефицит питательных элементов;
  7. окружающая среда.

Все эти факторы ведут к нарушению микроциркуляции и гипоксии головного мозга, вследствие чего у ребенка развивается энцефалопатия, что приводит в последующем к формированию невротических и неврозоподобных состояний, а также психосоматичекой патологии (бронхиальная астма, ВСД и др.), минимальной мозговой дисфункции и как проявление этой дисфункции - синдрома дефицита внимания с/без гиперактивности. В Международной классификации болезней это заболевание звучит как синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ).

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Нарушение внимания (по типу дефицита) определяется при сохранении не менее 6 месяцев как минимум 6 из ниже перечисленных признаков:
• Неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях
• Неспособность доводить выполняемую работу до конца
• Неспособность вслушиваться в обращенную речь
• Неспособность организовать свою деятельность
• Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости
• Потери предметов, необходимых для выполнения заданий (книги, письменные принадлежности и т.д.)
• Забывчивость в повседневной деятельности
• Отвлекаемость на посторонние стимулы

Чрезмерная гиперактивность и импульсивность определяется при присутствии у ребенка не менее 4 из следующих симптомов в течение 6 месяцев:
• Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно
• Вскакивает с места без разрешения
• Бесцельно бегает, карабкается в неадекватных ситуациях
• Не может играть в тихие игры, отдыхать
• Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос
• Не может дождаться своей очереди

В Америке и в Европе обследованию и лечению детей с нарушением внимания и гиперактивностью уделяется огромное значение.

По данным статистики, гиперактивные дети:
• составляют от 5 до 15 % детей школьного возраста (т.е. в каждом классе обычной школы 2-3 человека)
• несмотря на достаточно высокий интеллект, они часто имеют значительные проблемы с обучением (30-50 % из них не могут окончить среднюю школу);
• с ними в 3 раза чаще происходят несчастные случаи (в частности автомобильные катастрофы).
• им сложно контролировать свое поведения, что ведет к сложности в общении с окружающими, в том числе и со сверстниками, т.к. они не подчиняются общепринятым правилам. У этих детей повышенный фактор риска развития девиантного поведения, что нередко приводит к преступной деятельности (более 80 % криминального контингента составляют люди с СНВГ)
• у таких детей  вероятность аддиктивных состояний (нарко-, табако и алкогольной зависимости) в 5-6 раз выше.

Таким образом, гиперактивные дети представляют собой достаточно большую социальную группу риска. Чем раньше будет начато лечение, тем более полно произойдет восстановление нарушенных функций, так как нервная система детей отличается чрезвычайной пластичностью и обладает высокими компенсаторными возможностями.

Гиперактивность: как с этим борются специалисты? 

1.  Применение лекарственной терапии, полагая, что прием соответствующих препаратов будет способствовать улучшению обменных процессов в ткани мозга и ускорит созревание его высших функций (таких, как логическое мышление, абстрактное мышление, произвольное внимание и т. д.). Для этого используют препараты нескольких фармакологических групп. За рубежом в лекарственной терапии гипердинамического синдрома в основном применяют препараты из группы амфетаминов. У наших отечественных невропатологов очень популярны ноотропил, пантогам, феназепам и диазепам. В качестве успокаивающих средств применяются различные бромиды, настойки пустырника, валерианы или корня пиона. При наличии внутричерепной гипертензии добавляют диакарб или фуросемид. По данным литературы, использование комплексной лекарственной терапии позволяет удовлетворительно компенсировать проявления синдромов в 50-60 % случаев.

2. Другая группа врачей признает ограниченную действенность лекарственной терапии, но справедливо указывает на то, что действие лекарств на синдром возможно только в условиях их непрерывного приема. Если прекращается прием лекарств, то все проявления синдрома тут же возвращаются. Поэтому данная группа врачей предлагает сделать акцент на немедикаментозную терапию. Она, по их мнению, должна быть сугубо индивидуальной в зависимости от характера имеющихся расстройств, возраста ребенка и наличия сопутствующих заболеваний.

Немедикаментозная терапия обязательно должна быть комплексной и обычно включает в себя массаж, лечебную физкультуру и мануальную терапию позвоночника. Последнее, по мнению врачей, необходимо потому, что многие проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения. А мозговое кровообращение, в свою очередь, нарушается потому, что где-то какой-то позвонок куда-то сместился и что-то там пережимает.

На практике получается так, что от 70 до 90 % детей с синдромом дефицита внимания остаются вообще без всякого лечения, наедине со своими проблемами, так как поддержки ни в семье, ни в школе гипердинамический ребенок не получает. Уж очень он всех раздражает. Да и больным по большей части совершенно не выглядит.

Есть ли еще какой-нибудь способ помочь этим детям и их семьям?
Это, прежде всего,

  1. правильное воспитание в семье, учитывающее особенности гиперактивных детей,
  2.  психологическая коррекция,
  3. лечебное питание (диета)
  4. лечебная физкультура.

Правильно поставить диагноз и назначить индивидуальное лечение (коррекцию) может только специалист, мы же хотим дать общие рекомендации родителям  гиперактивных детей.

Как вести себя родителям с гиперактивным ребёнком?

  1. Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!
  2. Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
  3. Давая задание, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
  4. Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о его хорошем физическом самочувствии и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
  5. Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
  6. Учитывать такое характерное свойство его умственной деятельности, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны (до 15 минут), их необходимо чередовать с периодами отдыха. При выполнении домашних заданий это сделать нетрудно.
  7. Важна двигательная активность - ритмично-двигательные упражнения в домашних условиях по 30 минут 2 раза в день (утром до школы и днем после отдыха) с частотой пульса 150 ударов в минуту. В занятия можно включать элементы игры и соревнования. Важно следить, чтобы ребенок не переутомился.
  8. Не делать проблему из того факта, что ребенок часто не записывает на уроке домашнее задание или записывает его неправильно. Можно выйти из положения, узнавая задания у учителя или более "ответственных" одноклассников
  9. Основную роль в обучении такого ребенка до определенного школьного возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. Упреки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребенком определенный задел, несколько забегая вперед учебной программы. Это позволит ему легче усваивать "новый" материал, когда его будут объяснять на уроке.
  10. Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, потому что они в гораздо большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем - относительное одиночество, отдых от группового общения. Длительное нахождение среди ребят, шумные игры, споры - все это приводит гиперактивных детей  к перевозбуждению, еще больше дезорганизуя их умственную деятельность.

Как реагировать на его поведение и поступки?

  1. Прежде всего, нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в его бурную деятельность. Нередко мы используем давление и контроль даже тогда, когда ребенок не делает ничего предосудительного, - действуем просто по привычке.
  1. Перестать постоянно ограничивать его активность, инициативу. Этим взрослые добиваются скорее не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что впоследствии может проявиться в школьных неуспехах.
  1. Предоставлять больше самостоятельности в делах. Прежде чем запретить что-то, подумать: а что такое страшное произойдет, если сын или дочь поступит по-своему?
  2. Отказаться от резкой критики и навязчивых советов, как можно было сделать лучше. Хвалить даже за малозаметные, но положительные сдвиги.
  3. Предоставлять больше возможностей проявить себя - в спорте, в школьном театре и т. д.

Психологическое сопровождение гиперактивных детей показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная "цикличность" интеллектуальной деятельности, реже происходят "отключения". К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда "мысли начинают разбегаться" и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит.                                                                                                                          

Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается. Но все же шесть уроков они выдерживать не могут, и, если в конце учебного дня оказываются уроки по основным предметам (особенно по русскому языку или математике), то стойкая неуспеваемость может быть им обеспечена.

При интенсивном лечении, избавившись от невнимательности, дети становятся медлительными. Из-за приобретенной медлительности особенно страдают старшеклассники. Скорость их работы остается на уровне, характерном для учащихся 5 классов. Вполне закономерно, что они не успевают следить за объяснением учителя, который излагает материал в расчете на среднюю для данного возраста скорость восприятия и понимания.  Подростки начинают считать себя "тупыми": одноклассники, кроме самых отстающих, понимают учебный материал на уроке, а они - нет (хотя дома могут разобраться самостоятельно). В классе они иногда понимают материал урока, если идет продолжение какой-то темы, но новую информацию усваивать не успевают. Систематизация материала у этих учащихся также идет медленнее, чем у здоровых одноклассников. Им особенно необходимо хотя бы общее упреждающее знакомство с информацией, которая будет излагаться на уроке. 

Материал подготовила:

Педагог-психолог

         МБОУ «ТСОШ №1» Есина О.Д.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.

Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...

СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)

Книжка-помощница для учащихся с  СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....

Презентация для семинара с педагогами школы "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта".

Презентация подготовлена для семинара с элементами тренинга с педагогическим коллективом на тему "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта". Цель семинара: обобщить и структурирова...

«СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В статье раскрывается термин "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - СДВГ.  Даны рекомендации учителю и родителям по организации помощи таким  детям в процессе обучения....

Презентация "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у младших школьников"

В презентации рассматриваются причины возникновения СДВГ, способы её диагностики и  методы коррекции....

Психологическая площадка для родителей по теме: «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

Материал предназначен для родителей детей младшего школьного возраста....