Главные вкладки

    Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Данная тема вытекает из запросов социума, новых взглядов на обучение и на приоритеты образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc176.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Суздаль

    Результаты  исследования психолого-педагогического  сопровождения младших школьников в рамках внедрения ФГОС

            Педагог-психолог: Помещикова М.С.

    Цель работы – познавательное, общекультурное и  личностное развитие учащихся, обеспечивающее  ключевую компетентность - умение учиться.

    Актуальность

    Проблема обеспечения непрерывности образования  в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной  дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом  и динамикой психического развития детей. В связи  со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.  Данная тема вытекает из запросов социума, новых взглядов на обучение и на приоритеты образования.

    Совершенствование системы на чального обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками сум мой знаний. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога и педагога. 

            

    Задачи: 

    1. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам  умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
    2. Развитие личности школьника, его творческих способностей, формирования желания  учиться;
    3. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

    База исследования:  2 «б» класс  МКОУ «СОШ №2 г. Суздаля»  

      Практическая значимость

    Каким же ученик приходит в школу? На каком уровне развития находится его интеллектуально-познавательная сфера? Распространенное явление, когда поступающий в школу ребенок не готов к новой деятельности, принципиально отличающейся от всех дошкольных деятельностей. Сегодня все больше детей приходит в школу с ослаб ленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия. Учителя начальных классов нашей школы в течение последних лет отмечают устойчивую тенденцию увеличения количества учащихся с трудностями в обучении, вызванными, в первую очередь, недостаточным уровнем их личностно-когнитивного развития. Предметная подготовка к школе считается многими родителями приоритетной по отношению к общей готовности ребенка к обучению. В школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения, дети с недостаточно развитым вниманием, образным мышлением, воображением. Налицо противоречие, определившее проблему, над которой предстояло работать: как в условиях школы оказать не обходимую психологическую помощь ученикам и устранить в связи с этим значительное число трудностей в обучении. Так возникла тема данной работы.

     

    Теоретическая база опыта.

    Методологическую основу опыта составили: общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова,  Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).

    Определяющим в рамках этого опыта выступал субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн), согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных возможностей. Важнейшим положением этого подхода является приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

    С этих позиций, отражающих главную сущностную характеристику личностно-ориентированной гуманистической парадигмы современного образования, психолого-педагогическое сопровождение  младших школьников  рассматривается как непрерывный процесс создания условий для эффективного саморазвития личности учащихся путем формирования у них механизмов самообучения и самовоспитания.

    С учетом вышеизложенного, основными направлениями деятельности рассматривается просветительская и превентивная работа с ребенком, позволяющая сделать его действия эффективными применительно к его жизненному опыту.

    На основе работ Э.М. Александровской, М.М. Безруких, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой ,Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, B.C. Мухиной, Л.И. Божович и др. были проанализированы особенности личностного развития младших школьников.

    Всесторонний анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения  младших школьников,  которое включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с учащимися.   Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся первой ступени образования представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.).

    Характеризуя сопровождение как комплексный метод, многие авторы (Э.М. Александровская, Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова и др.) выделяют этапы диагностики, поиска решения проблемы, консультации и первичной помощи в ходе реализации принятого плана.

    Разработчик концепции сопровождения Е.И. Казакова положила в его основу системно-ориентированный подход к развитию человека.

    М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Э.М. Александровская с соавторами определяет психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.

    Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога.

    Необходимо отметить, что единой концепции сопровождения до сих пор окончательно не сложилось.

    В данном опыте использовалась концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой, которая трактует сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.  

    Новизна опыта.

    Опыт не содержит принципиально новых открытий. Он носит апробационный характер.  Новизна данного опыта заключается в том, что опираясь на различные концепции, в МКОУ «СОШ №2 г. Суздаля» была выстроена система работы  по психологическому и педагогическому  сопровождению учащихся первой ступени образования.

    Технология опыта

    1. Входящие диагностики (начало 1 класса)

    - готовность к школьному обучению.

    - овладению грамотой и математикой, уровень развития познавательных процессов, оценка интеллектуального уровня);

    -  определение уровня адаптации  (школьной тревожности), мотивации учения

    1. Итоговые  диагностики  (конец 1 класса и первое полугодие второго класса)

    - проверочные работы по предметам;

    -определение уровня мотивации учения, оценка интеллектуального уровня.

    Используемые  диагностики

    - Готовность к школьному обучению. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Е. Журовой.-2-е издание. - М.: Вента – Граф, 2005г.

    - Уровень развития познавательных процессов. Диагностика готовности к школьному обучению. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. АМАЛТЕЯ.

    - Оценка интеллектуального уровня. Прогрессивные матрицы Равена. Диагностика готовности к школьному обучению. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. АМАЛТЕЯ.

    - Определение уровня адаптации и школьной тревожности, мотивации учения. Диагностика школьной адаптации. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. АМАЛТЕЯ. Рисуночная проективная методика, предназначенная для диагностики уровня школьной тревожности учащихся 6-9 лет. Методика Н.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»;

    Итоговые диагностики.

    - Мониторинг образовательных достижений учащихся пилотных классов         2011г.

    1 класс.

    - Итоговые контрольные работы за первое полугодие 2 класса.

    - Определение уровня   мотивации учения. Методика «Беседа о школе». (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера) 2 класс.

    Готовность к школе.         Приложение №1

    Результаты  исследования уровня развития познавательных процессов у учащихся. (Диагностика качеств  внимания,  памяти,  мышления).

    Результаты исследования уровня развития познавательных процессов.       Память.

    Год

    1 класс (27 учащихся)

    высокий

    средний

    низкий

    2009

    0%

    89%

    11%

    Внимание.

    Год

    1 класс (27 учащихся)

    высокий

    средний

    низкий

    2010

    15%

    72%

    13%

    Мышление.

    Год

    1 класс (27 учащихся)

    высокий

    средний

    низкий

    2010

    7%

    86%

    7%

    Уровень адаптации  и школьной тревожности, мотивации учения.

    Результаты исследования: 1 класс (27учащихся)

    Тревожность повышенная: 11% учащихся.

    Результаты исследования уровня школьной мотивации и адаптации  (анкетирование по методике Н. С. Лускановой)

    Уровень мотивации

    Количество учащихся %

    2010

    2011

    Высокая

    33%

    89%

    Хорошая

    52%

    11%

    Низкий, внешняя мотивация

    15%

    0%

    Оценка интеллектуального уровня.(27 учащихся)

    Интеллектуальный уровень

    Количество учащихся %

    2010

    2011

    Высокий

    22%

    41%

    Средний

    63%

    55%

    Низкий

    15%

    4%

    Приложение №2

    Результаты исследования уровня развития познавательных процессов.

    График 1 . Результаты исследования уровня развития познавательных процессов. Память.

    График 2 . Результаты исследования уровня развития познавательных процессов.                                        Внимание.

    График 3. Результаты исследования  уровня развития познавательных процессов. Мышление.

    График 4. Результаты исследования уровня школьной мотивации и адаптации  (анкетирование по методике Н. С. Лускановой)

    График 5. Оценка интеллектуального уровня.

    Этапы работы с детьми.         Приложение №3

    К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности в начале обучения способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудностями общения со сверстниками или учителями, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения могут послужить факторами формирования у ребенка повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.

    Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе. Тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.

    Основная цель работы психолога – способствовать психическому и личностному развитию ребенка, предупреждать неблагоприятные процессы, укреплять и сохранять психологическое здоровье в условиях модернизации образования.

    В связи с этим были разработаны коррекционно – развивающие занятия. Они включают в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером возможных проблем данного возраста и решают соответствующие задачи. Поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью, но и для всех школьников, как профилактика неблагоприятных процессов, для укрепления  психологического здоровья.

    Занятия построены по единой схеме работы с детьми:

    - формирование понятия и потребности в овладении навыка;

    - отработка умений и навыков;

    -  творческая работа учащихся.

    1 этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению.

    Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

    Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

    Таким образом, цель данного этапа: обеспечение успешной адаптации к школьному обучению.

    Основными задачами являются:

    - знакомство детей;

    - снятие эмоционального напряжения;

    - формирование позитивного отношения к школе;

    - повышение учебной мотивации;

            Занятия проходят один раз в неделю в течение первой четверти.  Также проводятся  консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в обучении»;

    - индивидуальные беседы с родителями на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу»;

    - выступление на первом родительском собрании по теме «Ребенок идет в первый класс» (психологическая готовность к этому родителей);

    - проведение коррекционной – развивающей  работы с детьми, показавшими средний и низкий уровни.

    2 этап. Коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка.

    Этот этап (2 класс) рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.

    Цель  работы – активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере.    

    Учитывая основные трудности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач выделены следующие:

    - развитие навыков произвольного внимания и восприятия;

    - формирование приемов образного и логического запоминания; расширение объема памяти;

    - обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;

    - формирование связной и последовательной речи учащихся;

    - развитие творческого потенциала у детей.

    Занятия проводятся один раз в неделю, в течение второй четверти.

    Занятия с учащимися 1 класса.

    1 этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению.

                          Темы занятий

      1. Знакомство.

      2. Я.

      3. Семья.

      4. Вместе веселее.

      5. В мире эмоций.

      6. Плохие и хорошие мысли.

    Занятия с учащимися 2класса.

    2 этап. Коррекция и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка.

                             Темы занятий

       1. Что помогает мне познавать окружающий мир?

       2. Мое мышление.

       3. Мое внимание.

       4. Моя память.

       5. Мое воображение.

      6. Заключительная игра-практикум «Путешествие в страну Познания».

    Литература.

    Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 //Журнал прикладной психологии. – 2001. - №1. – с.41-61.

    Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.

     Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.

     Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, В.М. Орлова. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

    Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.

    Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - №18. – с.53-66.

    Нормативно-правовая база. Положение о психологической службе. Приказ от 14.05.2003.№553 Об утверждении положения о службе Практической психологии в системе образования Владимирской области.

    Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996.

    Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010

    Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред.  В.В.Рубцова, М.2010

    Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М,2010

    Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 2001. - №1. – с.97-107.

    Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

    Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. СПб, 2003.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

    . Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы).  Программа коррекционной работы разработана в соот...

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

    Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организац...

    "Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"

    Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен­ной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

    Презентация знакомит с системой психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессав условиях внедрения ФГОС...

    Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)

    Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....

    Цикл занятий «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС» . «Маленький гений»

    Создать условия для выявления поддержки и интеллектуального развития одаренных детей...