Идеальный Учитель. Какой он? Мнение детей и родителей.
тест по теме

Результаты исследования педагога-психолога. Представления родителей и учеников начальной школы о том, каким должен быть Идеальный Учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezultaty_idealnyy_uchitel.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты исследования

«Идеальный учитель»

Педагог-психолог

прогимназии НГДУ «Ямашнефть» ОАО «Татнефть»

Плешакова Римма Рафкатовна

Альметьевск, РТ


Культура не может существовать без Образа Человека. А каким должен быть образ того, кто формирует этого человека? Каков образ идеального Учителя? 

Школа может привлекать учащегося разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе, от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с учителем, открывающее для его духовного мира нечто новое.

Учитель был, есть и будет центральным действующим лицом, главным героем отечественного образования. Мы решили узнать, как представляют себе идеального учителя наши ученики и их родители

С этой целью нами было проведено исследование, диагностическими средствами выступали «Метод незавершённых предложений», «Рисунок», «Сочинение», «Анкетирование родителей».

Анализ ответов испытуемых позволил получить достаточно информативные сведения о том, каким хотели бы видеть учащиеся и их родители идеального Учителя

Подводя итог, можно отметить, что каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как:

1 класс

(присутствовало 22 ученика)

14 - добрый, доброжелательный,

2 – ласковый,

2 – отзывчивый,

1 – милосердный,                                           21 ученик (96%)

1 – внимательный,

1 – любит детей.

9 – умный            (41%)

5 – красивый,

2 – в красивой одежде,                                   8 учеников (36%)

1 – клоунский разноцветный костюм.

4 – хорошо объясняет, чтоб всё понятно было,

1 – не ругается, а объясняет, когда не получается.               5 учеников (23%)

1 – строгий, но справедливый,

1 – иногда строгий,

1 – справедливый,                                                     5 учеников (23%)

1 – сдержанный,

1 – уважает.

2 – весёлый,

1 – радостный,                                          4 ученика (18%)

1 – улыбчивый.

1 – любознательный,

1 – интересный.                                        2 ученика (9%)

1 – мужчина (5%)

1 – взрослый (5%)

1 – чтоб не болел и на работу ходил (5%)

1 – счастливый (5%)

2 класс

(присутствовало 22 ученика)

18 – добрая, доброжелательная

3 – любит детей

1 – «ласкательная»                                         23 ученика (105%)

1 - отзывчивая

1 – вежливый

1 – общительный                                             3 ученика (14%)

1 – хорошо относится к детям

3 – чтоб не ругался, (но и строгий - 1)

2 – не кричит

1 – не злится                                                         7 учеников (32%)

1 – сдержанный

4 – весёлая                                                         6 учеников (27%)                          

2 – чтобы радовалась                                            

6 – хорошо учит, учит разным способностям (27%)

2 – знает всё

1 – любознательный                                          5 учеников (23%)

2 - умный

5 – трудолюбивая (23%)

1 – необычный, чтобы было интересно

1 – умеет маскироваться                                                                      4 ученика (18%)

1 – бывает разным

1 – чтобы радовал путешествиями, приключениями

1 – солдат

1 – смелый                                                               4 ученика (18%)

1 – тренируется и тренирует                                  

1 – с оружием и базой

1 – обязательно требует, чтобы хорошо учились

1 – если что-то не получается, то помогает                                             3 ученика (14%)

1 – ему не всё равно: научится ребёнок чему-нибудь или нет

1 – красивая                   2 ученика (9%)

1 – светлая                      

1 – больше старается (5%)

1 – бескорыстный (5%)

1 – порядочный (5%)

1 – всё помнит (5%)

1 – собранный  (5%)

3 класс

(присутствовало 11 учеников)

9 – добрая (82%)

1 - понимает детей

4 – отзывчивая                                                                                                                  

2 – внимательная к детям, другим учителям, родителям     11 учеников (100%)  

1 – любит детей

3 – вторая мама

3 – весёлая

2 – с улыбкой, и чтобы за ней таилось хорошее настроение

1 – жизнерадостная

1 – шутит                                                                                                   9 учеников (82%)

1 – чувство юмора

1 – никогда не грустит

5 – помогает ученику получать хорошие знания

1 – учит жить по-хорошему                                                         7 учеников (64%)

1 – учит правильно вести себя в школе, на улице, дома

3 – справедливая

2 – строгая, но справедливая                  7 учеников (64%)

2 – строгая и требовательная

4 – умная

2 – мудрая                                             7 учеников (64%)

1 – любознательная

1 – уважает мнение детей

1 – не спорит

2 – терпеливая

1 – не навязывает своего мнения                                          7 учеников (64%)

1 – объясняет всё, что я не понимаю

1 – делает всё спокойно, не спеша, без суеты

2 – поменьше кричит (14%)

1 – поможет и подскажет в трудную минуту

1 – его любят все вокруг, у него просят совета

2 – рассказывает нам что-нибудь интересное              6 учеников (55%)

1 – проводит с нами свободное время

1 – делится своими мыслями

3 – красивая                                                                                    4 ученика (36%)

1 – внешний вид (как выглядит, одевается, причёска)

3 – очень счастливая (27%)

2 – здорова (18%)

1 – не говорит лишнего (9%)

1 – всегда держит слово (9%)

1 – квалифицированный (9%)

1 – молода (9%)

1 – современная (9%)

1 – седой маленький старичок (9%)

4 класс             (присутствовало 12 учеников)

4 – добрый, доброжелательный

2 – отзывчивый

1 – внимательный                                                                                12 учеников (100%)

3 – любит детей

2 – вторая мама

1 – требовательный

2 – строгий, и дети его уважают

2 – справедливый (когда необходимо – строгий, а когда надо – добрый)

1 – терпеливая

1 – выдержанная                                                                                                          12 учеников

1 – спокойная                                                                                                                     (100%)

1 – любое замечание – это критика по делу, а не желание обидеть ученика

1 – объективная

1 – не оскорбляет учеников, а честно ставит оценки

1 – справедливо разбирается в ситуации

6 – учит красиво писать, читать, всему хорошему, наукам

1 – учит упорству, настойчивости, трудолюбию

2 – помогает познавать окружающий нас мир                                                    12 учеников

1 – учит жить в этой среде                                                                                          (100%)

1 – воспитывает                                                                                                            

1 – возит на экскурсии, устраивает концерты, спортивные турниры

4 – стать другом для нас

2 – важный человек в жизни любого человека

1 – чтобы дети уважали и любили его, как родного человека                                 12 учеников

1 – призван наставлять нес, передавать нам свой опыт и взгляды                                (100%)

2 – с ним можно поговорить на любую тему, обратиться за любым советом

1 – находит общий язык с детьми

1 – первый наставник

1 – умеет разжечь интерес к предмету

1 – интересный

1 – обожает предмет, и дети заражаются этой любовью                                     11 учеников

5 – уроки ведёт интересно, познавательно                                                               (92%)

1 – доносит информацию в легкодоступной игровой форме

1 – если что-то непонятно – поможет

1 – умеет передавать свои знания

2 – понимает детей

2 – переживает за детей                                                                                     6 учеников (50%)

1 – радуется победам

1 – найдёт нужные слова, чтобы помирить поссорившихся

1 – радостный и позитивный

1 – с юмором (немножко)

1 – встречает и провожает с улыбкой                                                           5 учеников (42%)

1 – в хорошем настроении

1 – чтобы хотелось ходить в школу каждый день

1 – умный                                                                               1 – красивый                 2 ученика                                                                                                                                                                                                  

1 – образованный                       4 ученика                          1 – подтянутый                   (33%)

1 – культурный                             (17%)                                                                                                            

1 – много знает                                                                     1 – любит свою работу (8%)

В целом, в идеальном учителе было оценено учащимися всех классов:

Во-первых: такие качества, как доброжелательность,  ласка, отзывчивость, милосердие, внимательность, понимание детей и любовь к детям.

Во-вторых: ум и образование.

В-третьих: красота, внешний вид.

В-четвёртых: хорошо объясняет материал, чтоб всё было понятно.

В-пятых: строгость и справедливость.

В-шестых: юмор и положительные эмоции.

Со второго класса к вышеперечисленным добавляется

В-седьмых: отношение к ученику.

С третьего класса к вышеперечисленным добавляется

В-восьмых: уважение мнения детей, терпение.

С четвёртого класса к вышеперечисленным добавляется

В-девятых: важный человек в жизни любого человека, друг, наставник.

Таким образом:

для учащихся первого класса – важны внешние показатели, т.е. то, что они видят;

для второго класса – важно отношение к детям,

для третьего класса – ценность уважения мнения ребёнка;

для четвероклассников - ценность имеет педагог-друг

Анкетирование родителей (в котором приняло участие 38 человек) показало, что

на первое место они ставят «умение педагога зарядить ребят интересом к предмету, делу» (так ответили 25 человек, что составило 66%).

         на второе место – «умение ясно и доступно излагать материал» (так ответили 21 человек, что составило 55%).

И на третье место – «умение стать для ученика референтным (значимым) человеком» (так ответили 12 человек, что составило 40%) и «проявление любви и уважения к детям»  (так ответили 12 человек, что составило 32%).          

Одна из родителей ответила так на этот вопрос: «Идеальный Учитель, прежде всего, – учитель от Бога (любящий детей и свою профессию). Обладая этими качествами можно быть творческой личностью в своей профессии. Благодарю»                                                                      

На этой оптимистической ноте мы и завершим представление результатов исследования об образе идеального учителя:


Вершина знаний высока

И к ней ступенек много.

Пусть будет для ученика

Счастливою дорога.


Учительница первая у каждого своя,

И пусть они хорошие, но лучше всех –  моя.

Когда мы станем взрослыми,  мы будем помнить вас:

Красивую и добрую, такую как сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей. Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...

Каким должен быть идеальный учитель

Образ идеального УчителяРазмышление на тему: «Каким мне видится - идеальный учитель, идеальный ученик»После долгого изучения и анализа разных материалов по заданной теме, а также собственных наблюдени...

Лекция для родителей "Какие игрушки нужны детям"

Лекция для родителей первоклассников " Какие игрушки нужны детям"...

"Личные качества идеального учителя"

Статья о том, какими качествами должен обладать современный учитель....