"Вместе играем, учимся, переживаем"
рабочая программа (1 класс) по теме

Виноградова Елена Николаевна

Планирование по внеурочной деятельности 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Сычевская средняя общеобразовательная школа»

Московская область Волоколамский район

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Вместе играем, учимся, переживаем»

1 класс

Составила Виноградова Е.Н.

учитель начальных классов

2011-2012 уч.год

Пояснительная записка.

Поступление в школу - очень значимый момент в жизни каждого ребёнка. Учителя и родители должны сделать так, чтобы школа стала для детей другом, помощником в развитии личности, а не вынужденной обузой. Необходимо так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы он способствовал благоприятному росту, развитию ученика, укреплению его здоровья (физического и психологического).

        Данный период связан с адаптацией ребёнка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и с самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.

        То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент, зависит дальнейшее успешное обучение.

        Следует отметить о необходимости помогать каждому ребенку в успешной адаптации. К новым условиям школьной жизни. То есть необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, стремлен к преодолению школьных трудностей.

        

Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности.

Ценностные ориентиры содержания программы:

  1. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
  2. Создание условий для эффективного взаимодействия членовгруппы и формирование коммуникативных умений.

Общая характеристика программы.

Программа направлена на развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. А также на создание ситуаций эмоционального приятия членов группы и активизирование процессов самопознания и самораскрытие членов группы.

Содержание программы.                                                                 1. Я – школьник.                                                                Поступление в школу - очень значимый момент в жизни каждого ребёнка. Учителя и родители должны сделать так, чтобы школа стала для детей другом, помощником в развитии личности, а не вынужденной обузой.         Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.                        Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.        Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.                                Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности - учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, - то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.                                Особое значение имеет социальная адаптация ребенка - процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.                                                Отмечается, что ребенок-школьник должен приспособиться к нескольким сферам жизнедеятельности: овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения. Необходимо успешное вхождение ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;                                                                                                Социальная адаптация, как процесс активного приспособления первоклассника к школьной жизни, значима и необходима именно в первые дни пребывания в образовательном учреждении. Эффективным средством для воспитания психологической культуры учеников, создания благоприятных условий формирования успешности каждого ребёнка и коллектива в целом являются адаптационные тренинги, специальные упражнения и психологические игры.

2.Что поможет нам учиться?                                                                        В период младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет) развитие памяти протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту), первоклассники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал. В этот период также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание.                                Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях:
— усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
— ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядно-действенного, через наглядно-образное к словесному. В возрасте 6-7 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. Появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями.

В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще доминирует непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до 10-20 минут). Кроме того, в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение.                                                

Благодаря психологическим тренингам, упражнениям, играм, включённым в данную программу, у учеников будут  сформированы следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях. Ребёнок должен успешно освоить программу. У него должны быть сформированы основные компоненты деятельности, улучшены память, концентрация внимания.

3. Мои чувства. Как выражать свои эмоции.                                                        В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.                                                                                То, что писал Л.С. Выготский о феномене "засушенное сердце" (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.                                                                                В младшем школьном возрасте на эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.        Эмоциональная сфера в этом возрасте включается на удовлетворение потребностей, связанных с развивающимися специфическими мотивациями. Это мотивация достижения успеха в учебе, престижная мотивация, мотивация избегания неудач, компенсаторная мотивация. Идет активное формирование личности. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому формируется характер. Младший школьник импульсивен и только к третьему классу появляется сдержанность как черта характера.                                                                        Происходит усвоение моральных норм и правил. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении со сверстниками, во время пребывания в общественных местах и на улице. Будучи сформированными, у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.                                                Младшие школьники более уравновешены, уменьшается количество импульсивных реакций. Жизнерадостное, бодрое, живое, весело настроение - это норма. Они уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Более сдержано выражаются негативные эмоции, наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний, умение владеть собой.        Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками.                Побороть свои страхи, уметь управлять своими эмоциями помогут упражнения , тренинги и игры, входящие в данную программу.                

4. Развитие речи и коммуникативных навыков в условиях игры.

        Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой школы.                                                                Коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы. Одним из них является игра.                                                                        Существует множество самых разнообразных игр и для большой, и для маленькой компании. Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически, интеллектуально и т. д. Дети, конечно, не задумываются о том, что игры значительно способствуют их развитию и воспитанию. Они просто играют, получая от этого истинное удовольствие и наслаждаясь счастливыми часами детства.                                                В процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию. А из этого легко можно сделать вывод, что психологические игры, в том числе ролевые, чрезвычайно полезны и, даже можно сказать, просто необходимы для нормального развития ребенка.                Цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.                                                                С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению младших школьников в деятельность (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.) Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.                 Игры незаменимы для детей, так как способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений, помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми; обучают согласованности действий в группе; развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные навыки, развивают речь детей благодаря проговариванию, повторению слов, заучиванию. Можно утверждать, что игра оказывает положительное влияние на развитие речи и коммуникативных навыков.                                                                                                 Таким образом, данная программа, основанная на различных видах игр, будет способствовать успешному развитию коммуникативных навыков и речи детей.

Тематическое планирование кружка

«Вместе играем, учимся, переживаем».

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата проведения

Я - школьник.

1

Зачем нужно ходить в школу.

1

2,3

Расширение представлений о себе и окружающих

2

4.

Снятие тревожности

1

5.

Снятие мышечных зажимов

1

6.

Снятие эмоционального напряжения

1

7,8

Выявление лидера в группе

2

9.

Социальная адаптация в новом коллективе

1

10.

Установление эмоционального контакта

1

11.

Мы учимся дружить

1

12.

«Хороший ли ты друг?»

1

13.

Развитие коммуникативных навыков

1

14.

Развитие умения чувствовать настроение окружающих

1

Что поможет нам учиться? (развиваем познавательные способности)

15-18

Развиваем усидчивость

4

19,20

Развиваем творческое мышление

2

21,22

Развиваем воображение

2

23,24

Развиваем логическое мышление

2

25,26

Развиваем наглядно-образное мышление

2

27-30

Развиваем различные виды памяти:

  1. непроизвольную
  2. произвольную
  3. долговременную

2

1

1

31-34

Развиваем свойства  внимания

  1. концентрацию внимания
  2. объём внимания
  3. устойчивость внимания
  4. распределение внимания

1

1

1

1

Мои чувства. Как выражать свои эмоции.

35.

Что такое мимика?

1

36.

Осознание невербального языка тела

1

37,38

Как доставить радость другому человеку.

2

39.

Сохранение душевного и эмоционального благополучия детей

1

40,41

Выражение чувств жестами

2

42,43

Страх и его преодоление.

2

44.

Снятие страха при общении и знакомстве

1

45.

Грусть

1

46.

Обида.

1

47.

Гнев.

1

48.

Радость.

1

49.

Агрессивность.

1

50-53

Разные чувства.

  1. Способность к сочувствию
  2. «Забота о животном»
  3. благодарность

1

1

1

1

Развитие речи и коммуникативных навыков в условиях игры.

54,55

Развитие уверенности в себе.

2

56

Повышение самооценки, утверждение себя как личности.

1

58.

Тренировка решительности

1

59.

Осознание связи между поступком и самоуважением

1

60-63

Развитие речи в игре.

4

64,65

Отработка совместных действий.

2

66.

Развитие тактильных ощущений, чувства сплоченности.

1

Ожидаемый результат.

Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, в свои возможности; стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Используемая литература.

  1. Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.- М.: Эксмо, 2009. - 336с.
  2. Алексеев А.С. Основы психологии. - Ростов-на-Дону 2008. - 256 с.
  3. Аломихина И.Ю.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Логопед. -  2007. -  №4. – с.12-14.
  4. Архипова И.А. Диагностика психического развития ребенка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе.- М: Наука и техника. 2008. - 256 с.
  5. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. Учебное пособие для вузов (пер.с нем. Горловой Н.А., Михлина А.А.) – М: Академия, 2006. - 208 с.
  6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – Издательство Института психотерапии, 2005. -96 с.

7.Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М: Росмэн – пресс, 2002. - 259 с.

8.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - АСТ, Астрель, 2010. -234 с.

9. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М: Айрис Пресс, 2004.-160 с.

10. Захаров А.М. Игра как способ преодоления неврозов у детей. - КАРО, 2006. - 416 с.

11. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. - 2003. - № 27 – с.18-22.

12. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 442 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

В современной школе  мы часто сталкиваемся  с  такой  проблемой  как заниженная самооценка у детей, плохое настроение  из-за неудач, тревожность. Или наоборот, проявление...

Презентация к клубному часу в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

Презентация является электронным сопровождением  к  конспекту занятия: "Учимся играя.Учимся радоваться жизни". В ней находятся слайды с закодированной темы занятия, картинка солнышка и слова...

Игровой комплекс «Мы вместе играем»

Игровой комплекс, цель каторого, вызвать у детей чувство доверия друг к другу, желание играть вместе, учить выполнять игровые упражнения со взрослыми....

Программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) "Вместе играем, учимся, переживаем."

Программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление). Психологический кружок: "Вместе играем, учимся, переживаем."...

Рабочая программа «Играя, учимся вместе!»

Внеурочная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно -урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной, общеобразовательной программыначального ...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Вместе играем, учимся, переживаем» 2 класс 2021-2022 уч.год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной направленности " Вместе играем, учимся, переживаем ", составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства ...