Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности
статья (1,2,3,4 класс) на тему

Ермолаева Светлана Егоровна

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всестороннему развитию?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игры в учебной работе с младшими школьниками

 как путь активизации их познавательной деятельности

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский считал, что в игре "формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу."

Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всестороннему развитию? Прежде всего, наметим области жизнедеятельности школьников, в которых находят или могут найти место различные виды игры.

Основной вид деятельности школьников - учение. Учение - это серьезный труд, но это отнюдь не исключает - внесения в него игровых элементов, в частности в виде использования дидактических игр. Элементы игры могут найти место в общественно полезной работе.

Игра включена в содержание учебных занятий по физкультуре. Так называемые вольные или самодеятельные игры организуются самими детьми по собственной инициативе в школе на переменах, дома, во дворе по месту жительства, заполняют их досуг. Игра должна входить в общий распорядок жизни школы.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается. Учение здесь протекает непреднамеренно. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл дидактической игры. При создании и применении дидактических игр и игрушек учителю важно осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра или игрушка, на развитие каких психических функций она рассчитана. Одни игры могут преимущественно упражнять и развивать наблюдательность, внимание, другие - творческое мышление, третьи - речь, четвертые - математические способности и т.д. Это даст учителю целенаправленно подбирать и использовать игры в соответствии с решаемыми дидактическими задачами.

Подбор дидактических и развивающих игр

Дидактические игры

 на занятиях в ГПД самоподготовкой  по русскому языку и развитию речи

Игра  «Слова по теме».

Цель:  развивать  логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллектиивной и состязательной работы детей.

Описание.   Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Наша школа», «Осенняя прогулка в лес», «Зимние забавы». Тот, кто начинает, называет все слова, которые он может припомнить. Затем другие дети дополняют этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто добавил к уже названным словам последнее. После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Буква заблудилась»

Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать  внимание, остоумие, находчивость

Описание

Перед тем, как начать читать стихотворение следует попросить детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово

Неизвестно, как случилось,                       Посмотрите-ка, ребятки,                

Только буква заблудилась:                        Раки выросли на грядке!                

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла                                Тает снег, течет ручей,

Буква-озорница,                                На ветвях полно врачей.

Очень странные дела                                Мы собрали васильки-

Начали твориться.                                На голове у нас щенки.

Закричал охотник: «Ой!                        Старый дедушка Пахом

Двери гонятся за мной!».                        На козе скакал верхом.

На виду у детворы                                Жучка будку не доела:

Крысу красят маляры.                        Неохота, надоело.

Куклу выбросив из рук,                         На пожелтевшую листву

Маша мчится к маме:                                Роняет лев свою листву.

-Там ползет зеленый лук                        Мама с бочками

С длинными усами!                                По дороге вдоль села.

Говорят один рыбак                                 Миша дров не напилил,

В речке выловил башмак,                        Печку кепками топил.

Но зато  ему потом                                Синеет море перед нами,

На крючок попался дом.                        Летают майки над волнами.

Дидактические игры на занятиях гпд самоподготовкой  по математике.

Воспитатель группы продленного дня наравне с учителем должен способствовать приобретению учащимися навыков правильных и быстрых вычислений. Сделать этот процесс более продуктивным позволяют математические разминки, которые проводятся перед началом выполнения домашних заданий по математике и содержат в себе элеммент занимательности, настраивающие детей на выполнение дальнейшей работы с желанием и интересом. Веселые задачки помогают разнообразить устный счет и дать минутку отдыха детям.

Задача-шутка «Сосчитай-ка!»

Какое число получится,                        хвостов у белки,

Если перемножить                                гребешков у петуха,

Количество хоботов у слона,                рогов у осла.

Шей у вертишейки,                                лап у медведя,

Панцирей у черепахи,                         бивней у мамонта.

клювов у дятла,                                 копыт у лошади,

крыльев у воробья, глаз у зайца,                ног у сороконожки

                                                        и щупалец у осьминого?

Задача «Перевертыш»

  1. Как за одну секунду увеличить число на 12. не приводя вычислений?(Повернуть карточку на 180 градусов)
  2.  Как одним движением увеличить число на 27, не приводя вычислений?

( поменять карточки местами)

86

 9

 6

Игра «Звездочка»        

Задание.

Вставьте в квадраты необходимые числа таким образом, чтобы их сумма по каждой прямой равнялась числу в середине звездочки, при этом числа не должны повторяться.

40

7

10

8

4

6

Игры  на развитие зрительного внимания, памяти, пространственного восприятия и мышления.

Игра "Маленький жук".

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Игра "Пуговица".

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

 

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Летела корова.

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

 Топ-хлоп.

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

2 ворос  План игровой программы «Турнир знатоков русского языка»

Цели: Повышать грамотность школьников, прививать интерес к предмету, развивать речь, внимание, мышление,  память.

Вступительное слово       воспитателя

Сегодня мы проводим веселую викторину, в которой будут участвовать 2 команды. Каждой команде нужно придумать название. В названии каждой  команды должно быть не менее 4 гласных букв. На это задание дается 2 минуты. Команда, которая придумает название быстрее и правильно получает 1 очко!

Итак, команды готовы? Мы начинаем нашу веселую викторину.

Задание 1. «Отгадайте ребусы»

Каждая команда получает по 5 простых ребусов. Команда, отгадавшая ребусы быстрее получает 5 очков для решения выходят по 5 игроков . на решение отводится 2 минуты, но учитывается скорость выполнения задания игроками.

Задание 2.  Викторина пословиц

Каждая команда получает карточки со словами. Детям нужно собирать из них пословицы.

Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

За каждую отгаданную пословицу команда получает 1 очко

1.Коса – камень.

 Нашла коса на камень.

2.Лес – дрова.

 Чем дальше в лес, тем больше дров.

3.Шило – мешок.

Шила в мешке не утаишь.

4. Язык – дело.

 Не спеши языком, торопись делом.

5. Дело – мастер.

 Дело мастера боится.

6 Труд – лень.

Труд человека кормит, а лень – портит.

ОТВЕТ: Русская пословица о хвастливом глупце "На словах густо, а в голове пусто"

Задание 3 «Составь телеграмму»

Каждой команде нужно составить телеграмму

1-й команде – из слова СУМКА 2-й команде – из слова РАДУГА

Каждая буква в слове должна быть задействована в тексте телеграммы.

Примеры:

1.  (Сегодня убежал медведь. Караул, администрация!)

2. ( Радуйтесь, авось доедем удачно. Гоша, Антоша.)

Команда, первая составившая телеграмму получает 3 очка.

 Задание 4. «Кроссворд»

Нужно разгадать кроссворд,. Условие . Чья команда сделает это быстрее, получает 2 очка.

Людоед и Кот в сапогах (по сказке Ш.Перро "Кот в сапогах")

По горизонтали:

1. Животное, в которое людоед превратился в первый раз: кит, лев, лис.

2. Часть наследства, которая досталась старшему брату: мельница, больница, карусель.

3. Часть наследства, которая досталась среднему брату: коза, осел, слон.

4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз: лиса, мышь, слон.

5. Кот в сапогах сказал королю, что его хозяин: боярин, герцог, маркиз.

6. Кто первым попался в мешок Коту: кролик, рябчик, свинья?

7. Кто сказал Королю, что поля, мимо которых он проезжает, принадлежат Карабасу: егеря, жнецы, слуги?

8. Птицы, которых Кот в сапогах от имени своего хозяина преподнес в дар королю: куропатки, перепелки, камышовки.

Задание 5 «Отгадай загадки»

Загадки о школе и учении

Моря есть - плавать нельзя,

Дороги есть - ехать нельзя,

Земля есть - пахать нельзя,

Что это?

Отгадка: Географическая карта

Без ног приходит,

без языка рассказывает.

Отгадка: Письмо

Стоит дом:

Кто в него войдет,

Тот и ум приобретет.

Отгадка: Школа

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома - на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Отгадка: Портфель, книги, тетради

Белое поле,

Черное семя,

Кто его сеет,

Тот разумеет,

Кто его знает,

Тот разгадает.

Отгадка: Письмо чтение

У сосны и елки

Листики - иголки.

А на каких листочках

Растут слова и строчки?

Отгадка: На страницах тетради

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я - школьный...

Отгадка: Ранец

 

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

Отгадка: Мел

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Отгадка: Книга

Кто говорит молча?

Отгадка: Книга

Для меня резинка, братцы,

Лютый враг!

Не могу я столковаться

С ней никак.

Сделал я кота и кошку -

Красота!

А она прошлась немножко

Нет кота!

С ней хорошую картинку

Не создать! -

Так вовсю ругал резинку ...

Отгадка: Карандаш

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!

Отгадка: Карандаш

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется ...

Отгадка: Алфавит

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Отгадка: Буквы

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ.

Отгадка: Буквы

Та, что пишет,

Тот, что трет,

В этом домике живет.

Ну а домик всю неделю

Носим мы с собой в портфеле.

Отгадка: Ручка, ластик, пенал

Мир Земли, такой огромный,

Уместился в шарик скромный.

Отгадка: Глобус

Подсчитать количество очков в каждой команде. Ведущий подводит итоги, объявляет команду победительницу, награждает участников игры.

Литература.

  1. М.М. Анцибор, Н.Ф. Голованова. Особенности Организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём, Москва, Просвещение", 1990 г.
  2. Восопитательное пространство продленного дня/ под ред. Н.Ф. Голованова. – СПб.: Детство ПРЕСС, 2002. – ISBN 5-89814-149-9
  3. Гиппенрейтор Ю.Б. Общение с ребенком. Как? – М., 2005.
  4. Губкина Т.К. Сценарий  родительского клуба / Завуч. – 2002.-№3
  5. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., АЙРИС-ПРЕСС (АЙРИС-дидактика), 2004. ISBN 5-112-0529-5
  6. Н.В. Пилипко, Т.В. Громова, М.Ю. Чибисова. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Москва и "Перспектива", 2002 г.
  7. З.Ф. Садовничая. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня. Москва,"Просвещение",1998 г.
  8. О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. Москва, "ТЦ Сфера", 2003 г.
  9. М.А. Панфилова  Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. Москва, "ТЦ Сфера", 2002 г.
  10. Избранные викторины из книги И.Г.Сухина "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей "
  11. (М.: Издательство фирмы АСТ, 1992. – 80 с.)
  12. Л.И.Гайдина. Группа продленного дня. Конспекты  занятий , сценарии мероприятий. Москва «Вако» 2007.
  13.  Н.И.Касаткина. Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня. Волгоград. Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.

Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза....

Статья «Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»"

«Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»...

«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов ...

Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индив...

"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....

Статья "Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий в работе с младшими школьниками с ОВЗ"

Информация для педагогов о применении в работе компьютерных технологий с учащимися с ОВЗ...