Выступление Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя
материал (3 класс) по теме

Кнышова Марина Евгеньевна

В этом выступлении обращается внимание на психологические аспекты в развити третьеклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

- 1 –

        Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят  выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет учитель и классный руководитель информацией об особенностях младше-го школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается деятельность классного руководителя.

        Этой проблеме посвящено очень много публикаций и книг, особен-но 6летним первоклассникам. Меняется время, социальная среда, жизнен-ные приоритеты, меняются сами дети, с которыми  приходится работать учителю и классному руководителю. Меняются и акценты обучения, развития и воспитания. В связи с этим меняются и особенности, которые должен учесть учитель в своей работе.

        В этом учебном году я работаю в 3 классе. Поэтому я подробно остановлюсь на особенностях развития 3классников.

        Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отличают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

        Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит «скачок» в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мысли-тельных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

        Новые способности мышления становятся основанием для дальней-шего развития других познавательных процессов. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а воспри-ятие - думающим». Активно развивается и способность ребёнка произ-вольно управлять своими психологическими процессами, он учится вла-деть своим вниманием, памятью, мышлением.

        Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми, в беседе с родителями.

        Хорошо развитые свойства внимания и его организованность явля-ются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие дети имеют луч-шие показатели развития внимания.

        Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в ус-пешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания; а обучение чтению – с устойчивостью внимания.

        Таким образом, развивая различные свойства внимания можно по-высить успеваемость по разным учебным предметам. Объём внимания очень плохо поддаётся влиянию, но даже он увеличивается в 2,1 раза за начальную школу. Распределение, переключение и устойчивость можно и нужно у ребёнка тренировать.

        Для успешности в учёбе необходимо развивать память младших школьников. Наиболее распространённый приём запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако, при возрастающем объёме учебного материала, он перестаёт себя оправдывать. Поэтому  уже в начальной школе дети начи-нают испытывать потребность в качественно иных способах работы. Со-вершенствование памяти у младших школьников связано в первую оче-редь с приобретением и усвоением таких способов запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приёмы смысло-вого запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию. Основой логической памяти является исполь-зование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запомина-ния. Такая память основана на понимании. « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью.» (Л.Н.Тол-стой) В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть ис-пользованы выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

        Важная роль в работе с детьми принадлежит и развитию мышления. Основное внимание должно быть уделено обучению элементам логи-ческого мышления: выделению различных признаков предметов, срав-нению, нахождению общего и различного, классификации, умению да-вать простейшие определения. Направляя усилия  на развитие мышления детей, необходимо учитывать их индивидуальные особенности ( склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучае-мость и др.) Не следует забывать и о качественном своеобразии мышле-ния в младших классах.

        Несмотря на интенсивное развитие понятийного мышления боль-шинство детей до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к худо-жественному. Поэтому  целенаправленное развитие понятийного мыш-ления следует сочетать с совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

        А теперь о развитии интереса к чтению.

        К 3 классу у детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Одни читают охотно и много, другие читать не любят. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработан-ного навыка чтения может служить препятствием для свободного обще-ния ребёнка с книгой. Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребёнка. Если есть проблемы с речью, нужно обратиться к логопеду.

        Специалисты по проблемам детского чтения утверждают, что для улучшения навыка чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнок, получающий эмоциональную поддержку взрослых, уверенный в себе, легче обучается всему, не только чтению.

        Между тем, многие 3классники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, первосте-пенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей

( взрослых).

        В заключении выступления, могу порекомендовать книгу  Овчаро-вой« Практическая психология в начальной школе», с помощью которой можно проводить диагностику психологических процессов, проводить занятия и упражнения по развитию этих процессов, коррекции поведения.

        Хорошие советы и рекомендации, а именно особенности развития и воспитания 6летних 1классников, содержатся в спецвыпусках газеты «Начальная школа» №№ 13,14 за 2007 год по программе «Начальная школа ХХΙ века»(система Виноградовой), которые будут интересны учи-телям начальных классов, работающим в1х классах и по другим програм-мам.

МБОУ гимназия №5 г.Морозовска

« ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

учителя начальных классов

                            КНЫШОВОЙ    М. Е.

2012 уч. год