диагностика эмоционально-нравственной сферы человека
материал на тему

Горынина Екатерина Сергеевна

диагностика эмоционально-нравственной сферы человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_emocianalno-nravstvennoy_sfery_cheloveka.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Беседа»

Апреля 19th, 2007

Назначение теста

Методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.

Процедура проведения теста

Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы, например:

  1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  4. Кого можно назвать справедливым (несправедливым)?
  5. Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)?
  6. Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Обработка результатов теста

Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

  1. на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);
  2. на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит»);
  3. на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
  4. на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
  5. на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: "Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки"»);
  6. на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);
  7. на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный… он плохой…»);
  8. на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:

  1. объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);
  2. название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома "Лего", поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);
  3. неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»).

Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нравственно-волевых качествах:

  1. 3-4 года. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
  2. 4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
  3. 5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый – тот, кто не берет чужих вещей»).
  4. 6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Источники

  1. Методика «Беседа» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.32-34.

Методика «Веселый – грустный»

Апреля 19th, 2007

Назначение теста

Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.

Инструкция к тесту

Придумай, чем закончилась история. «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: "Почему ты такой грустный?" А Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…"» Что дальше сказал Петя?

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.

Обработка результатов теста

Ответы детей распределяют по четырем типам.

  1. «Отметка»: веселый – потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный – потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.
  2. «Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.
  3. «Учитель – уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).
  4. «Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.

Источники

  1. Методика «Веселый – грустный» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.30-31.

 · 

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Апреля 19th, 2007

Назначение теста

Диагностика сформированности нравственных представлений

Тестовый материал

Учащихся просят привести примеры:

  1. принципиального поступка;
  2. зла, сделанного тебе другими;
  3. доброго дела, свидетелем которого ты был;
  4. справедливого поступка твоего знакомого;
  5. безвольного поступка;
  6. проявления безответственности и др.

Интерпретация результатов теста

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

  1. 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  2. 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
  3. 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д.

Источники

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.102-103.

Методика «Что мы ценим в людях»

Апреля 19th, 2007

Назначение теста

Методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.

Описание теста

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

  1. 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  2. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
  3. 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
  4. 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Источники

  1. Методика «Что мы ценим в людях» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.113

Методика «Как поступать»

Апреля 19th, 2007

Назначение теста

Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.

Инструкция к тесту

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел.

Тестовый материал

Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

  1. 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  2. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
  3. 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
  4. 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Источники

  1. Методика «Как поступать» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114

Tags: вербальный, мораль, подростковый, проективный, свойства личности, школьникам
Posted in
Тесты | No Comments »

Методика «Закончи предложение»

Апреля 19th, 2007

Назначение теста

Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.

Инструкция к тесту

На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

Тестовый материал

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…
  6. Если бы я был на месте учителя, я…

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

  1. 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  2. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
  3. 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
  4. 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Источники

  1. Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника

Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора  Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»...

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся...

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Понятие об эмоциях и чувствах. В эмоциональной сфере отражаются не свойства раздражителя, а их отношения к потребностям индивида. Эмоциональное отражение – это отражение соответствия реальности задача...

Диагностика исследования нравственной сферы учащихся

Собран диагностический материал по исследованию нравственной сферы учащихся...

Диагностика сенсорно-перцептивной сферы для учащихся с ТМНР и глубокой умственной отсталостью.

На современном этапе развития системы специального образования большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Разработка диагностики разви...