Влияние литературных произведений на формирование эмоционально – нравственной сферы личности ребёнка в условиях творческой среды
статья
Театральная и литературная деятельность гармонично переплетаются, взаимно дополняя друг друга.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние литературных произведений на формирование эмоционально – нравственной сферы личности ребёнка в условиях творческой среды
В современном обществе одной из важнейших проблем является нравственное воспитание подрастающего поколения. ФГОС начального общего образования содержит статьи, нацеленные на развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается эмоционально – нравственный фундамент личности. Это благоприятный период для усвоения моральных норм и правил, то есть для формирования когнитивного компонента духовно-нравственного становления ребенка, так как младшим школьникам присуще повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих.
Формирование нравственности ребёнка происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывают не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на занятии, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Как известно, развитие личности происходит только в деятельности. Именно творческая среда способствует самореализации младшего школьника, создаёт необходимые условия для развития мышления, воображения, фантазии. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Уроки чтения играют особую роль в формировании нравственных ориентаций учащихся начальных классов. Все литературные произведения по сути обогащают духовную жизнь школьников, дают ей эмоциональную окраску. По словам К.Д. Ушинского, чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства. Литература сегодня остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Как известно, Д.С. Лихачев утверждал, что «литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший опыт жизни… дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя. Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке. …Человек, много читавший, прожил три жизни…» [2].
Рассмотрим технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения) проф. Н.Н. Светловской. Данная технология предполагает три этапа работы с текстом (работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения и работа с текстом после чтения). Остановимся более подробно на третьем этапе. Работа с текстом после чтения предполагает выбор творческого задания. В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы:
1) эмоциональная;
2) воображения;
3) осмысления содержания;
4) реакция на художественную форму [1].
По словам Н.Н. Светловской, учитель должен научить учеников «читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить» [3]. При этом формируется эмоционально – нравственная сфера личности ребёнка. В творческой среде литературное произведение лучше усваивается, его воспитательное воздействие усиливается.
Выбирая творческие задания нужно учитывать:
- художественную задачу текста;
- особенности класса в целом и отдельного ребёнка;
- учебные задачи.
Творческие задания отличаются разнообразием форм и содержания. К ним относятся:
- сочинение о дальнейшей судьбе героев произведения;
- постановка вопросов к тексту;
- составление диафильма;
- иллюстрирование;
- чтение по ролям;
- инсценирование, драматизация;
- составление книжек – малышек и др.
Психолог Б.М. Теплов говорил о том, что чтение должно быть таким, «когда мысленно видишь и слышишь всё то, о чём идёт речь, когда мысленно переносишься в воображаемую ситуацию и живёшь в ней» [2].
Остановимся на конкретных примерах. При изучении стихотворения С.А. Есенина «С добрым утром!» эмоциональное воздействие произведения усилится, если предложить учащимся проиллюстрировать возникающие образы природы, выполнить сочинение – описание с опорой на личные наблюдения по данной теме.
Составление книжек – малышек позволяет детям лучше усвоить содержание довольно больших по размеру текстов. В процессе изготовления книжек используется картинный план – пересказ. Такую работу можно предложить учащимся при изучении произведения Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Дети дают свою оценку поступкам героев.
В программе курса «Театр» для начальной школы (автор И.А. Генералов). Театральная и литературная деятельность гармонично переплетаются, взаимно дополняя друг друга. В нашем классе не первый год работает кружок «Детский театр» под руководством учителя. Участие в спектаклях раскрепощает детей, позволяет раскрыть их творческий потенциал, развивает артистические способности. Малые формы драматизации (чтение по ролям, инсценирование произведений, например, «Сказки про козла» С.Я. Маршака, «Всё в порядке» Э. Успенского) сочетаются с большой работой над спектаклями по сказкам А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена и др. Ученики с удовольствием выступают на уроках, во время проведения праздников. У детей лучше формируются этические чувства, эмпатия (умение сопереживать), они глубже познают характеры литературных героев, соотносят их поступки с собственными убеждениями, происходит более тесное общение с текстом. Сотрудничество с центральной детской библиотекой обогащает жизнь нашего театрального кружка. Элементы театрализации дают мощный стимул развитию воссоздающего воображения, развивают выразительность речи, обучают творческому чтению с нахождением собственной интонации как личностного постижения текста.
Таким образом, создание творческой среды является необходимым условием для наиболее эффективного влияния изучаемых литературных произведений в начальной школе на формирование нравственной, познавательной, этической сферы личности школьника. Изучаемый объект приобретает эмоциональную окраску для каждого ученика, способствует развитию рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика эмоционально-нравственной сферы человека
диагностика эмоционально-нравственной сферы человека...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...
Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника
Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.
Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ через формирование эмоционально-личностной сферы
В статье показаны этапы работы по формированию эмоционально-личностной сферы....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ»
в опыте представлены формы и методы практической деятельности, диагностика и диаграммы....

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА
Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА...