Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника
проект по теме

Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника».

                                               Содержание

Введение         3

Глава 1. Современная школа как пространство развития нравственной

сферы личности        5

1.1 Сущность понятия нравственности в психолого-педагогической

литературе  ………………………………………………………………………..5

1.2 Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов

в области воспитания        12

Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме развития

 нравственной сферы личности средствами проектной технологии        21

2.1 Диагностика уровня сформированости нравственных качеств  младших

школьников        21

2.2Метод проектов, как условие развития нравственной сферы

младших школьников        26

2.3 Результативность опыта……………………………………………………  30

Заключение        31

Приложения        34

Список литературы……………………………………………………………… 37

Введение

Практическая актуальность: Характерной чертой современного состояния общества является кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей, усиление бездуховности. В связи с этим резко возросли требования к духовному становлению молодого поколения на всех этапах его развития, и в частности к начальному этапу, во многом определяющему дальнейшее формирование личности. Ведущая роль в процессе формирования личности принадлежит начальной школе.

 Актуальность темы исследования. Состояние общественной нравственности зависит от нравственной культуры и уровня нравственного развития каждого человека, которые закладываются в детстве. Младший  школьный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется правилосообразное нормативное поведение. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.

Однако на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии. Такие дети отличаются слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. Эти характеристики коррелируют с нарушениями поведения, общения и игровой деятельностью.

В дальнейшем их последствиями могут быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, других видах деятельности, девальвация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом (А.С.Белкин, П.П. Блонский, Р.В.Овчарова, В.А.Сухомлинский и др.). Поэтому проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающих поколений, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость (Б.С. Братусь, В.В.Знаков, В.П.Зинченко, А.Л.Журавлев, И.Т.Фролов, В.Д. Шадриков [59, 116, 117, 109, 350, 339]).

        Процесс реформирования начальной школы связан, прежде всего, с формированием культуры ребенка, становлением его нравственного облика. При этом одной из актуальных задач начальной школы является развитие нравственной сферы, позволяющей активно овладевать мировым духовным наследием. Решение поставленной задачи требует качественно иного подхода к построению педагогического процесса, внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих современную социокультурную обстановку.

Теоретическая актуальность

Проблеме нравственного развития посвящены труды А.Н. Ананьева, Л.С.Выготского, А.И. Рувинского, В.М. Коротова и т.д. Структура нравственной культуры как компонента духовной содержится в работах Б.Т. Лихачева. Вопросы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания школьников рассматриваются в работах К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской.

Цель исследования: обосновать проектную технологию как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе МБОУ СОШ №11

Предмет исследования: процесс развития нравственной сферы личности младшего школьника  в условиях организации проектной деятельности

Задачи исследования:

1) проанализировать научную литературу и выявить особенности развития  нравственной сферы личности в младшем школьном возрасте

2) описать и обосновать возможность применения проектной деятельности способствующей  нравственному развитию младших школьников

3)  представить результативность педагогического опыта.

База исследования: МБОУ СОШ № 11

Практическая значимость: заключается в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации помогут организаторам воспитательного процесса в образовательных учреждениях в эффективном решении задач развития нравственной сферы личности в современных социокультурных условиях. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов начальной школы.

Новизна нашего опыта  состоит в установлении особенностей применения метода проектов в начальной школе и как следствие развития нравственной сферы младшего школьника. Нам удалось по-новому использовать приёмы, методы, формы работы, создав модель по формированию нравственной личности человека, способного отдать правильное предпочтение в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом.

Глава 1. Современная школа как пространство развития нравственной

сферы личности

1.1Сущность понятия нравственности в психолого-педагогической литературе

  В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено  к

понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы,  принципы,  правила  поведения людей, а так же само  человеческое  поведение  (мотивы  поступков,  результаты  деятельности),   чувства,   суждения,   в   которых   выражается  нормативная регуляция отношений людей друг с  другом  и  общественным  целым (коллективом, классом, народом, обществом).» (10 , с.191-192).

         В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила  для

воли,  совести  человека».(6,  с.   345)   Он   считал:   «Нравственный   —

противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный  быт  человека  важнее  быта  вещественного.»  «Относящийся  к   одной   половине  духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с  ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к  нравственному  -добро  и  зло.  Добронравный,  добродетельный,  благонравный,  согласный  с совестью, с законами правды, с достоинством человека с  долгом  честного  и чистого   сердцем   гражданина.   Это   человек    нравственный,    чистой, безукоризненной  нравственности.  Всякое   самоотвержение   есть   поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).

        С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность   —   это   внутренние,    духовные    качества,    которыми руководствуется человек, этические нормы,  правила  поведения,  определяемые этими качествами». (14, с. 414).

      Мыслители разных веков трактовали понятие  нравственности  по-разному. Еще  в  древней  Греции  в  трудах  Аристотеля   о   нравственном   человеке говорилось:   «Нравственно   прекрасным   называют   человека   совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по  поводу  добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного  и вообще обладающего всеми добродетелями  человека». (1, с. 360).

   А  Ницше  считал:  «Быть  моральным,  нравственным,  этичным  -  значит

оказывать повиновение издревле установленному закону  или  обычаю»  (12,  с.289).  «Мораль - это важничанье человека  перед  ПРИРОДОЙ».  (12,  с  .735).В научной литературе указывается, что  мораль  появилась  на  заре  развития общества.  Определяющую   роль   в   ее   возникновении   сыграла   трудовая деятельность людей.  Без  взаимопомощи,  без  определенных  обязанностей  по отношению к роду человек не смог бы выстоять в  борьбе  с  природой.  Мораль выступает как регулятор  взаимоотношений  людей.  Руководствуясь  моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В  свою очередь, общество, поддерживая и  распространяя  ту  или  иную  мораль,  тем самым формирует личность в соответствии  со  своим  идеалом.  В  отличие  от права, которое  также  имеет  дело  с  областью  взаимоотношений  людей,  но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается  силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом  мораль оформляется в различных заповедях, принципах,  предписывающих,  как  следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод,  что  взрослому  человеку порой трудно выбирать, как поступить в той  или  иной  ситуации  не  «ударив лицом в грязь».

      А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил  о  том,  что необходимо  заниматься  нравственным  воспитанием  ребенка,  учить   «умению чувствовать человека».  (17, с. 120)

      Василий Андреевич  говорил: «Никто   не   учит   маленького  человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего  ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности  нравственного воспитания.  Если  человека  учат  добру -  учат  умело,  умно,   настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает  и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу  -  все  равно  будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

     Сухомлинский считал, что  «незыблемая  основа  нравственного  убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда  добро  и  зло,  честь  и бесчестье, справедливость  и  несправедливость  доступны  пониманию  ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,  что он видит, делает, наблюдает» (17, с. 170).

            Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  На  каждом  этапе  обучения  ребенка  доминирует  своя   сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.  Бабанский,  такой стороной будет нравственное воспитание:  дети  овладевают  простыми  нормами нравственности,  научатся  следовать  им  в  различных  ситуациях.   Учебный процесс тесно связан с  нравственным  воспитанием.  В  условиях  современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме  и  усложнилось  по своей  внутренней  структуре,  в  нравственном  воспитании  возрастает  роль учебного процесса.  Содержательная  сторона  моральных  понятий  обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.  Сами нравственные  знания  имеют  не  меньшее  значение   для   общего   развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам (3, с.352). Н.И. Болдырев отмечает, что специфической  особенностью  нравственного воспитания является то, что его  нельзя  обособить  в  какой-то  специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в  процессе все многогранной деятельности детей  (играх,  учебе),  в  тех  разнообразных отношениях,  в  которые  они  вступают  в  различных  ситуациях  со   своими сверстниками,  с  детьми  моложе  себя  и  с  взрослыми.   Тем   не   менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом,  предполагающим

определенную систему содержания,  форм,  методов  и  приемов  педагогических

действий (5, с.102).

         Рассматривая систему  нравственного  воспитания,  Н.Е.  Ковалев,  Б.Ф.

Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

        Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний  учителя и ученического коллектива в решении  определенных  педагогических  задач,  а внутри класса – единство действий всех учащихся.

           Во-вторых, использование  приемов  формирования  учебной  деятельности нравственным воспитанием.

            В-третьих, под  системой  нравственного  воспитания  понимается  также

взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных  качеств у детей.

        В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и  в

последовательности развития тех или иных качеств личности по  мере  роста  и

умственного созревания детей. (9, с.198).

          В формировании  личности  младшего  школьника,  с  точки  зрения  С.Л.

Рубинштейна, особое место занимает  вопрос  развития  нравственных  качеств,

составляющих основу поведения.

  В этом  возрасте  ребенок  не  только  познает  сущность  нравственных

категорий,  но  и  учится  оценивать  их  знание  в  поступках  и  действиях

окружающих, собственных поступках. (16, с.58).

     На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и  в

нравственном поведении детей младшего  школьного  возраста  было  направлено внимание таких ученых как  Л.А.  Матвеева(11),  Л.А.  Регуш  (15)  и  многих других. В своих  исследованиях  они  обращаются  к  формированию  нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.  Процесс воспитания в школе строится на принципе  единства  сознания  и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых  свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

 «Практически любая деятельность имеет нравственную  окраску»,  считает О.Г. Дробницкий (7), в  том  числе  и  учебная,  которая,  по  мнению  Л.И.Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Последний  автор

представляет  учебную  деятельность  младшего  школьника  ведущей.  В   этом

возрасте она в большей степени  влияет  на  развитие  школьника,  определяет

появление многих новообразований. В ней  развиваются  не  только  умственные

способности, но и нравственная сфера личности. (4).

    В результате  регламентированного  характера  процесса,  обязательного

систематического  выполнения  учебных   поручений   у   младшего   школьника

складываются нравственные  знания,  характерные  для  учебной  деятельности,

нравственные  отношения, указывает И.Ф. Харламов.

     Учебная деятельность, являясь в  младшем  школьном  возрасте  ведущей, обеспечивает усвоение знаний в  определенной  системе,  создает  возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных  умственных  и нравственных задач.

      Учителю  принадлежит  приоритетная  роль  в  воспитании   и   обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду.  Учитель  всегда является для учащихся  примером  нравственности  и  преданного  отношения  к труду. Проблемы нравственности  школьников  на  сегодняшнем  этапе  развития  общества особенно актуальны. (18, с.541).

          Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания  следует считать то, что он длителен и непрерывен,  а  результаты  его  отсрочены  во времени.

 Существенным признаком процесса нравственного воспитания является  его

концентрическое  построение:  решение  воспитательных  задач  начинается   с

элементарного уровня и заканчивается более  высоким.  Для  достижения  целей

используются все усложняющиеся виды деятельности. Это принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. (2, с.386).

      Процесс нравственного  воспитания  динамичный  и  творческий:  учителя постоянно   вносят   в   него   свои   коррективы,   направленные   на   его

совершенствование.

Все факторы,  обусловливающие  нравственное  становление  и  развитие

личности  школьника,  И.С.  Марьенко  разделяет  на  три  группы:  природные  (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой  и

целенаправленными   влияниями    школьник    социализируется,    приобретает

необходимый опыт нравственного поведения.

      На нравственное формирование  личности  оказывают  воздействие  многие  социальные  условия  и  биологические  факторы,  но  решающую  роль  в  этом процессе играют педагогические, как наиболее  управляемые,  направленные  на выработку определенного рода отношений.

      Одна  из  задач  воспитания  -  правильно  организовать   деятельность

ребенка. В деятельности формируются  нравственные  качества,  а  возникающие

отношения могут влиять на изменение целей  и  мотивов  деятельности,  что  в

свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей  организаций.

Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

     Развитие морального сознания ребенка  происходит  через  восприятие  и осознание содержания  воздействий,   которые  поступают  и  от  родителей  и

педагогов, окружающих людей через переработку этих  воздействий  в  связи  с

нравственным опытом индивида, его взглядами и  ценностными  ориентациями.  В сознании ребенка внешнее воздействие  приобретает  индивидуальное  значение, таким образом, формирует субъективное отношение к  нему.  В  связи  с  этим, формируются  мотивы  поведения,  принятия  решения  и   нравственный   выбор ребенком  собственных  поступков.  Направленность  школьного  воспитания   и реальные поступки  детей  могут  быть  неадекватными,  но  смысл  воспитания состоит в том, чтобы достигнуть  соответствия  между  требованиями  должного поведения и внутренней готовности к этому.

      Необходимое звено в  процессе  нравственного  воспитания  -  моральное просвещение,  цель  которого  -  сообщить  ребенку  совокупность  знаний   о моральных  принципах   и  нормах  общества,  которыми  он  должен  овладеть. Осознание  и  переживание  моральных  принципов  и  норм  прямо  связано   с осознанием образцов  нравственного  поведения  и  способствует  формированию моральных оценок и поступков.(8, с.8-14)

       Итак,   теоретический   анализ   состояния   проблемы   нравственного

воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными  наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение  при повышении нравственного воспитания школьников.

По определению А.Г.Асмолова, личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В состав личностных УУД вошли 3 универсальных учебных действия:

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  (Я-концепция, внутренняя позиция школьника, самооценка гражданская идентичность);

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ (отношение к себе, социуму, школе; мотивы поведения и деятельности);

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ (знание нравственных категорий, эмоционально-ценностное отношение к нравственным нормам, умение следовать в поведении нравственным нормам).

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

Выделение морально-этического содержания событий и действий

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора

 Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

1.2 Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания

         Метод проектов, разработанный зарубежными педагогами, а затем адаптированный к российским условиям отечественными учеными начала XX века, долгое время был предан забвению. Его возрождение началось с 1990-х годов. Однако применение метода проектов в современных условиях требует специального историко-педагогического анализа, который позволил бы выявить подходы основоположников этого метода к определению его сущности, специфики, причины возникших при его применении проблем. Особого внимания заслуживают подходы к применению метода проектов в области воспитания, поскольку до сих пор воспитательному потенциалу метода проектов уделялось крайне мало внимания, мало востребованными остаются подходы отечественных ученых 1920-х годов, применивших метод проектов в области воспитания. Этот факт обусловил и постановку задач нашего исследования. Будучи заявленным зарубежными специалистами как метод обучения, образования, метод проектов до сегодняшнего дня остается в той же интерпретации и в российских изданиях, что, на наш взгляд, существенно ограничивает его использование и не вполне соответствует представлениям основоположников метода проектов о его педагогическом потенциале. Исходя из этих предположений, мы предприняли в настоящем параграфе историко-педагогический анализ метода проектов, нацеленный на выявление предпосылок его применения в современных условиях в области воспитания. Мы обратились к некоторым страницам истории отечественной педагогики, а также к научно-педагогическим работам конца XX — начала XXI века, в которых предпринимаются попытки переосмысления подходов к оценке возможностей метода проектов и его применения в современных условиях.

Как показал проведенный нами историко-педагогический анализ, истоки метода проектов находятся в философско-педагогических концепциях и образовательной практике сельскохозяйственных школ США конца XIX века. Его называли также «методом проблем», и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж.Дьюи, а также его ученика В.Кильпатрика. Практическое применение своей теории Дж.Дьюи осуществлял в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете (1896—1904 гг.).

Несмотря на то, что метод проектов возник как метод обучения и разрабатывался его создателями как образовательная технология, в нем изначально предполагался особый развивающий личность потенциал, обусловленный направленностью обучения на «связь с жизнью», на практическое применение полученных знаний, на социализацию ученика, как показывает анализ работ Дж.Дьюи и В.Кильпатрика [19; 66; 51]. Ключевой идеей философско-педагогической концепции Дж.Дьюи являлось утверждение о том, что формирование мышления школьника, выступающее главным результатом обучения, должно основываться на его личном опыте. Дж.Дьюи разработал теорию формирования личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы свободного предпринимательства.

Проектируя трудовую школу, Дж.Дьюи видел ее фундамент в организации творческого труда детей, который и будет сосредоточением всей учебно-воспитательной работы. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в определенном знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Поэтому необходимо обращение к проблеме, взятой из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо применить полученные знания, умения и навыки, а также искать новые знания, которые позволят достичь поставленной цели. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, работа над проблемой задает контуры проектной деятельности и позволяет формировать личный опыт ребенка по взаимодействию с социокультурным пространством ближайшего окружения [19; 66].

Теоретические положения, на которых базируется метод проектов, восходят и к ряду других образовательных идей конца XIX - начала XX века. В аналитических исследованиях этот период традиционно связывают с пересмотром теоретических основ образования. Чрезвычайно любопытной представляется причина этого пересмотра - неадекватность уровня развития педагогической мысли и реально существующих образовательных систем. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Такой поворот педагогической мысли привел к зарождению концепций «свободного воспитания», поднял волну создания «свободных», «открытых» школ, детских общин, экспериментальной педагогики. Авторов «новой школы», независимо друг от друга проводивших свои исследования во Франции (А.Бине), Германии (В.Лай, Э.Мейман), Швейцарии (Э.Клапаред), Бельгии (О.Декроли), США (Э.Торндайк) и др., объединяла убежденность в необходимости развивать творческие, природные задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.

Этому теоретическому положению вполне соответствовало философско-педагогическое обоснование потенциала метода проектов, заимствованное его основоположниками из концепции Дж.Дьюи: стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, решению их через проектную деятельность; формирование умения практически применять полученные знания; развитие рефлекторного (или критического) мышления. Суть рефлекторного мышления, по мнению ученого, - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирование уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум... Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [19, с.56].

Трансформации проектной философии Дж.Дьюи в практическую, методическую плоскость способствовали работы В.Кильпатрика, опубликовавшего в 1918 г. свою книгу «Метод проектов», которая, по утверждению ряда исследователей, стала первой работой, в которой этот метод стал самостоятельным предметом рассмотрения.

В. Кильпатрик считал, что истинным центром учебной работы должна быть активность учащихся, направление которой выбирается самими детьми. Разработанная им система образования и воспитания была основана на интересах ребенка и стимулировании его самостоятельного мышления. Обучение должно происходить в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы, строиться на детских интересах, что и позволит учебному процессу стать эффективным средством формирования нужных обществу моральных качеств подростков. Процесс разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы и составляет суть проектной технологии.

В. Кильпатрик дал следующую характеристику метода проектов: «Это -метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке» [13, с.28]. При этом он отмечал, что метод проектов не всегда применим, потому что не всегда бывает возможно пробудить у ребенка достаточно сильные целеустремления. Но в качестве его непревзойденного преимущества он называл тот факт, что в процессе выполнения проекта учащийся длительно, а не мимолетно соприкасается с фактами «лицом к лицу». «Слово проект, - писал он, - быть может, - самый последний посетитель, стучащийся в двери педагогической терминологии. Следует ли пустить этого незнакомца? Да, но под условием, что на два наши предварительных вопроса мы получим убедительные ответы, а именно: во-первых, кроется ли за предлагаемым нам термином «проект» все еще ожидающая крещения серьезная, ценная концепция, обещающая оказать значительную услугу в сфере педагогического мышления? Во-вторых, если мы согласны с вышесказанным, то достаточно ли точно термин «проект» выражает ожидаемую концепцию?..» [13, с.7].

В.Кильпатрик искал объединяющую идею, которая должна была найти воплощение в производимой от всего сердца целесообразной деятельности, т.е. в сердечном целевом акте. К этому «целевому акту», особенно подчеркивая слово «целевой», он и применил термин «проект».

В характеристиках проекта, данных В.Кильпатриком, ясно прочитывается сущность и воспитательный потенциал метода. «...Если мы при слове «проект» будем представлять себе нечто брошенное, пущенное вперед,... то смысл признания нашего термина выяснится определеннее» [13, с.24.].

Программу школы, работающей по методу проектов, В.Кильпатрик определял следующим образом: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов» [13, с.32.].

Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах. Особо подчеркнем, что В.Кильпатрик предлагал строить процесс обучения на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся как организацию деятельности ребенка в социальной среде.

Таким образом, метод проектов возник как метод организации проектной деятельности детей, метод, стимулирующий собственную активность ребенка, его деятельность целеполагания, актуализирующий его интересы, потребность в самореализации, саморазвитии.

Этот вывод подтверждают труды других американских педагогов. Так, Э.Коллингс в своей книге «Опыт работы американской школы по методу проектов» [13] приводит примеры проектов, выполняемых школьниками в различных разделах учебной программы. Процессу обучения в традиционной школе он противопоставляет совершенно иной подход к учебным занятиям в опытной школе, где выбирается деятельность, занятие, которым учение и учебные предметы подчиняются.

Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер). Однако у нас проблемный метод не связывался с методом проектов. А главное, как это часто бывает в дидактике, он не был технологически проработан. Если метод — это совокупность операций и действий при выполнении какого-то вида деятельности, то технологии (имеются в виду педагогические технологии) — это четкая проработка этих операций и действий, определенная логика их выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое и, главное, правильное применение на практике. Педагогические технологии вовсе не предполагают жесткой алгоритмизации действий. Они не исключают творческого подхода, развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии правильного следования логике и принципам, заложенным в том или ином методе. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Таким образом, метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Технология проектной деятельности – это технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Данная технология требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования.

 Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

        - социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

          - оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

    -презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

  - рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему  необходимо научиться?»);

- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

            В современной педагогике технология проектной деятельности – это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

          Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.

          Проектная деятельность школьников - это широкое поле новой для них деятельности, которое способствует появлению широкого круга интересов, оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

  Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослыми, так и со сверстниками.

Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме развития нравственной сферы  личности средствами проектной технологии

2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших  школьников

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно  в

младшем школьном возрасте, так  как  в  данном  школьном  возрасте  начинает формироваться учебная деятельность, а  от  уровня  сформированности  зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и  в  старших  классах, поскольку  учебная  деятельность  является  ведущей,  в  процессе   которого формируются основные новообразования,   психическое  развитие  ребенка  идет интенсивно.

          Для  выявления   состояния   уровня   сформированности   нравственного

воспитания в учебной деятельности  мною  использовались  диагностические  опросы учащихся.

       Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в

выявлении уровня нравственного воспитания.

      В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный  опыт младших   школьников,   были   выбраны   такие    моральные    нормы,    как «ответственность»  и  «доброжелательность»,  которые  очень   актуальны   на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической  литературы  позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм.  При  определении ответственности  указывалось  на  добровольное  принятие  обязательств,  при появлении   объективной   необходимости,   строгое    соблюдение    принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за  текущие  и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и  их возможных последствий с интересами других людей.

      Нравственная норма «доброжелательность»  характеризовалась  в  большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется  нашими познаниями, как стремление видеть в  другом положительные  качества,  вера  в возможность изменения человека к лучшему и  в  его  способности,  готовность прийти на помощь советом и делом.

      На  указанные  признаки   моральных   норм   я   ориентировалась   при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.

      Задачи исследования определили выбор методик. При этом  исходила  из того,   что   нравственный   опыт   представляет   перед   собой    единство интеллектуального и эмоционального компонентов.  Интеллектуальный  компонент рассматривается  как  знание  школьником   моральных   принципов   и   норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно  –  логических  построениях.

Нравственные  знания  и   отношения   проявлялись   в   реальном   поведении школьников. Отсюда  разработанные    методики  имели  направленность  на изучение знаний, отношений и способов поведения.

      При   исследовании   нравственного   опыта   младших   школьников   мною использовались  ряд взаимодополняющих методик: беседа  по  сюжетному  рассказу, метод незаконченных рассказов.

       Беседа. При использовании беседы по сюжетному  рассказу,  испытуемому предлагалось прослушать рассказ,  содержащий  нравственную  проблему.  Герои рассказа  попадали  в  ситуацию  морального  выбора.   После   прослушивания рассказа  школьникам  задавались  вопросы,  которые  были  составлены  таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых  проявлялись  отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

      Незаконченный  рассказ.   При   использовании   метода   незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором  герою  необходимо  было действовать, или нарушая нравственную  норму,  или  в  соответствии  с  ней.

Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом  является  он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои  способы  поведения и обосновывать их.

      При определении особенностей нравственного  опыта  младших  школьников использовались следующие критерии: степень соответствия  нравственной  норме знаний, отношений и способов поведения  учащихся;  обобщенность  знаний;  их глубина и широта; степень устойчивости.

      Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание  моральных  норм,  знание  способов  поведения, знание  переживаний,  возникающих  у  человека  в  случае   соблюдения   или несоблюдения моральной нормы.

      О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников  о поступках другого человека, о  своих  поступках,  а  также  по  особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

      На первом этапе исследования учащимся были  предложены

задания  ответить на вопросы:

      Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

      Как обычно ведет себя ответственный человек?

      Как обычно ведет себя безответственный человек?

      Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

      Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

      Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

      Анализ ответов и высказываний  испытуемых    класса  показывает,  что нравственные  знания  неоднозначны  для  своей  выборки.

 В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной непроявленности  и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выделить три уровня сформированности нравственных качеств (высокий, средней, низкий).

ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти  школьники  (в сравнении  с  другими)  неправильно  понимают  содержание  моральных   норм.

Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний  о содержании  моральных  норм,  является  то,  что   они   обычно   не   видят нравственную проблему там, где она есть.

          В  ситуации  морального  выбора,  испытуемые  данной   группы   обычно

предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

Этот факт мы показываем, как показатель низкого уровня знаний о нравственных качествах и способах. Нравственные отношения у школьников данной группы имеют свои отличительные особенности.

      При характеристике поступка героя рассказа, нарушаемого моральную норму, учащиеся обычно оценивают его положительно или нейтрально, не видя моральной нормы. Другие, хотя и чувствуют, что герой рассказа поступает, не совсем правильно, но пытаются найти ему оправдание.

      Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в  группу  с низким уровнем нравственного опыта.

      Во они составляют  43%,  

      Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых  знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую  сторону,  в  сравнении  с учащимися с низким уровнем нравственного опыта.

      Знания о нравственных переживаниях у них обычно  соответствуют  норме, но в тоже время учащиеся  не  различают  оттенков  в  переживаниях,  хотя  в целом, нравственные знания у этих учащихся по  степени  соответствия  норме, выше, чем у группы  с  низким  уровнем  нравственного  опыта.  Но при этом обобщенность их знаний довольна низка. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственных качеств.

      Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно  развиты.  У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

      Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний  учащихся  с низким уровнем нравственного опыта.      В результате проведенного анализа, мы  выделяем  данных  испытуемых  в группу со  средним  уровнем  нравственного  опыта.  Она  составляет  50%  от выборки

      Оставшиеся  испытуемые  образовали  самую  немногочисленную  группу  с высоким уровнем нравственного опыта – 7% .   Все проявления нравственных знаний у  этих школьников  характеризуются высокой   степенью   соответствия   норме.   В   ответах   и   высказываниях представлялось    3-4    существенных     признака     ответственности     и доброжелательности.  Этот  факт  указывает  на  глубокое  знание  содержания нравственных норм.

      Для нравственных отношений испытуемых этой группы  характерна  высокая степень соответствия норме и  устойчивость.  Оценочные  суждения  достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из  нравственного  содержания норм.

      На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в  отдельную  группу  с высоким уровнем нравственного опыта.

Признаки разных уровней сформированности выделяемого комплекта качеств сведены в таблицу [1]. В ней представлены показатели и признаки сформированности разных уровней нравственных качеств.

Уровни сформированности нравственных качеств.

Таблица 1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Охотно выполняет поручения, ответственен, доброжелателен. Поведение примерное, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится, прилежен. Добросовестно относится к труду. Добрый, отзывчивый, охотно помогает другим. Правдив со взрослыми и ровесниками. Прост и скромен, ценит эти качества у других.

Неохотно выполняет поручения. Выполняет правила поведения при условии требовательности и контроля. Учится не в полную меру сил, требует постоянного контроля. Трудится при наличии соревнования. Не всегда выполняет обещание. Прост и скромен в присутствии старших.

Уклоняется от общественных поручений, безответственен, недоброжелателен. Часто нарушает дисциплину. Не проявляет интереса к учению и прилежанию. Не любит трудиться, стремится уклониться. Груб в обращении с товарищами. Часто неискренен, высокомерен, пренебрежительно относится к   окружающим.

Провести глубокое и разностороннее изучения уровня сформированности нравственных качеств школьника с помощью какого – либо одного изолированного способа совершенно невозможно, поэтому наиболее эффективной системой изучения оказывается та, которая из совокупного применения различных вариантов педагогического наблюдения, бесед с учащимися, родителями, специальными анкетными опросами, анализом письменных работ учащихся, выполняемых в ходе учебных и внеклассных занятий. На сегодняшний день наиболее эффективным средством развития нравственной сферы личности младшего школьника  стал метод проектов.

2.1 Метод проектов, способствующий  развитию нравственной сферы младших школьников

        На сегодняшний день проблема нравственности особенно актуализировалась. Анализ факторов, способствующих саморазвитию личности, показывает, что в наши учебные заведения приходит все больше ребят с проблемой нравственной невоспитанности. Цель любого педагога дать обществу специалистов не только обладающих профессиональными компетенциями, но и личностей нравственно воспитанных.

        Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения  младших школьников. Одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод проектов.

        Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать нравственные качества и коммуникативные навыки, позволяя ему тем самым успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного обучения.

         Важно направлять интересы ребенка в сферы, которые помогают ему развиваться духовно, нравственно. Задача педагога - направить  деятельность ребенка в нужное русло, сделать так, чтобы каждое дело, в котором участвует ребенок, способствовало его нравственному, интеллектуальному развитию. Здесь метод проектной деятельности  подходит оптимально.

Оценивая опыт последних лет, можно сказать, что возросло не только количество проектных работ ежегодно представляемых на школьную конференцию, но и уровень воспитательной значимости выполненных проектов для формирования нравственности обучающихся. Участие ребят в проектах «Моя родословная», «Улицы города рассказывают», «Великая Отечественная война в истории моей семьи»,  способствует их нравственному взрослению.

      С целью  развития нравственных качеств личности  учащиеся были вовлечены в реализацию коллективных социальных проектов.

Коллективный проект «Наполним сердце добротой» актуален при решении такой проблемы, как формирование человеческой доброты, милосердия, умения радоваться и переживать за других людей. Важно, чтобы будущее поколение росло внимательным  и отзывчивым.

Цель проекта: ориентировать участников проекта на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими.

Были поставлены следующие задачи:

1.Формировать представления о ценности другого человека и знаний проявления милосердия.

2.Научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению  сопереживать в несчастье и радоваться благополучию.

3.Формировать представление учащихся о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека.

Родители обучающихся принимали активное участие в сборе игрушек, учебных принадлежностей, художественной литературы для воспитанников детского дома. Была оказана помощь ветеранам ВОВ, подготовлен и показан концерт для ветеранов ко дню Победы.

Участники социального проекта «Наполним сердце добротой» подарили частички своих добрых сердец всем нуждающимся в этом, и поняли как приятно дарить людям тепло. Они увидели, как светятся радостью глаза ребят из детского дома, как наполняются слезами радости глаза ветеранов ВОВ. Участники проекта наполнили добротой свои сердца и сердца тех, кому они это добро дарили.

Результат проекта

1.Участники вовлечены в общественно – значимую деятельность по решению актуальных социальных проблем.

2.Самым главным результатом стало то, что учащиеся стали более отзывчивыми, чуткими по отношению к окружающим людям.

Коллективный социальный проект «Забытые традиции». Сегодня как никогда возникла потребность в новом типе социальных связей и человеческих взаимоотношений, которые характеризуются не соперничеством и враждой, а сотрудничеством, согласием и доверием. Практика показывает, что вместе участвовать в школьной жизни не только легче и интересней, но и значительно эффективней. Причём важно, что эта эффективность касается не только успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи так же естественно как смеяться, петь, радоваться жизни.

  Цель проекта – изучение роли разновозрастного сотрудничества учащихся как средства развития личностных компетенций современного школьника.

Были поставлены задачи:

1.Формирование социального опыта через сплочение детских коллективов в общем творческом деле.

2.Развитие умения общаться, решать возникшие проблемы  детей разного возраста.

3.Знакомство с традициями вожатской и шефской работы.

Экскурсии, встречи с интересными людьми, организация школьной жизни, сотрудничество с детским фондом, творческие конкурсы помогли сблизить, подружить детей и взрослых, укрепить доверие друг к другу. Даёт возможность учащимся научить и самим научиться ответственности, взаимопониманию, сопереживанию. А первоклассникам это помогло адаптироваться к школьной жизни.

Данный проект был представлен на областном фестивале учебных проектов и занял второе место.

Применение проектной технологии в развитии нравственной сферы личности младшего школьника позволяет сделать основные выводы.

 Данная форма работы приемлема и результативна в нравственном воспитании, т. к. выполняет сразу несколько функций:

- демонстрационную – показ того, как следует себя вести в той или иной ситуации;

- тренировочную – упражнение в определённых умениях и навыках;

- контролирующую – проверка наличия правильных умений и навыков нравственного поведения;

- активизирующую – побуждение поступать в соответствии с моральными нормами и требованиями;

- аналитическую и диагностическую – анализ и проверка своих поступков и действий.  

Формирование нравственной личности – это очень сложный, длительный, глубокий и даже загадочный процесс Метод проектов является интересным педагогическим инструментом, помогающим в этой работе.

Наша деятельность в рамках эксперимента продолжается, но уже можно делать определенные выводы:

1. Проектная деятельность может служить хорошей основой для формирования  социальных компетентностей учащихся, являться важной частью воспитательной работы, помогать развитию личности, нравственному становлению ребенка.

2. Важно сделать эту работу системной, живой, творческой.

2.2 Результативность опыта

Диагностика показала, что уменьшилось  количество школьников, находившихся на низком уровне сформированности нравственных качеств.

Результаты диагностики  свидетельствуют о том, что участие  школьников в проектной деятельности  успешно повлияло на развитие нравственной сферы младшего школьника.  

         Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и  воспитания способствует повышению уровня нравственности учащегося .Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный  процесс, так и в процесс становления  духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию.

         Участие учащихся в проектной деятельности  стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий,  учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности. Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.  Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию нравственной сферы младших школьников.

На этапе реализации педагогического опыта был проведен мониторинг  сформированности нравственности учащихся..

Выявлено, что в процессе развития нравственной сферы через участие школьников в проектной деятельности все второклассники, находившиеся на низком уровне сформированности нравственных качеств, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, находившихся на уровне сформированности нравственных качеств ниже среднего, уменьшилось по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличилось .

                                                Заключение

В настоящее время решение проблемы развития нравственной сферы детей в системе образования становится актуальным не только для родителей, но и для педагогического коллектива образовательного учреждения. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагополучной динамике основных показателей нравственности детей.

Развитие нравственной  сферы младших школьников является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой и практикой, но, в первую очередь, перед обществом, так как его развитие во многом определяется шкалой ценностей и нравственным потенциалом личности. Актуальность проблемы исследования обостряется тем, что работа по развитию нравственной сферы в начальной школе ведется в недостаточном объеме.

Цель исследования заключалась в разработке модели и технологии развития нравственной  сферы младших школьников в современных социокультурных условиях. Конструированию модели развития нравственной сферы предшествовал анализ состояния поставленной проблемы в теории и практике начального образования. Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что в науке накоплен достаточный потенциал, позволяющий осуществлять исследования в области развития нравственной  сферы. Вместе с тем, при анализе научных источников выяснилось, что проблема развития нравственной  сферы младших школьников еще не разработана в современных социокультурных условиях.

В рамках данного исследования представлена точка зрения на понимание сущности развития нравственной  сферы - рассмотрено содержание понятий «ценности», «нравственные ценности», «нравственность», «мораль», «нравственные убеждения», «формирование личности», «формирование нравственных ценностей», определены возможные уровни сформированности нравственных качеств младших школьников, предложена модель-образец, выполняющая функцию образца-ориентира в развитии нравственной сферы личности младшего школьника.

    Сконструированная нами модель подверглась опытно-экспериментальной проверке, результатом которой выступило подтверждение эффективности и целесообразности ее внедрения в процесс развития нравственной  сферы младших школьников.

     Процесс проверки эффективности модели на практике предполагал органичное проникновение всех элементов модели в процесс развития нравственной  сферы от начала и до получения результата.

      В ходе проверки эффективности сконструированной модели нам удалось подтвердить, что развитие нравственной  сферы младших школьников будет эффективным, если данный процесс осуществляется на основе проектной технологии.

     Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

      1. Раскрыта сущность, специфика и структура развития нравственной  сферы, выявлены механизмы превращения в качества личности с последующим проявлением в поведении.

     2. На основе анализа научной литературы выявлены психолого-педагогические условия, побуждающие младшего школьника к принятию нравственных норм, превращению их в качества личности и проявлению в форме нравственного поведения.

    3. При рассмотрении состояния проблемы развития нравственной  сферы младших школьников обоснована актуальность и своевременность постановки вопроса о поиске путей формирования нравственных ценностей в современных социокультурных условиях, сделан вывод о недостаточной разработанности данного вопроса в теории и практике начальной школы.

       4. С учетом выделенных психолого-педагогических условий разработана модель и технология развития нравственной  сферы младших школьников.

        5. Реализация модели позволила решить противоречие между необходимостью развития нравственной сферы и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начального образования, являющееся движущей силой и обеспечивающее становление нравственной культуры младших школьников.

       6. Как показывает исследование, процесс развития нравственной сферы протекает более эффективно, если в воспитательной системе реализованы целевой, интегративный, технологический и результативный компоненты модели. Сконструированная модель основывается на субъект-субъектных отношениях, особом типе взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на развитие личности учащихся.

         7. Доказано, что в процессе внедрения проектной технологии значительно повысился уровень нравственной воспитанности учащихся экспериментальной группы, возросла потребность в самосовершенствовании и помощи другим людям, улучшилась картина межличностных отношений.

          8. На основании установленных теоретических и практических выводов разработаны рекомендации по совершенствованию системы формирования нравственных ценностей младших школьников.

Приложение 1

Метод  незаконченных рассказов.

Цель: выявление понимания учащимися нравственных норм, знания способов поведения, знания переживаний, возникающих в человеке в случае соблюдения ими несоблюдения моральных норм.

Если бы ты гулял во дворе с другими и кто – нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинка в книге. Таня сидела одна, очень грустная…

Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватило кубиков. Что ты бы сделал? При ответе дал бы свой, задается дополнительный вопрос: «А если тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…

Беседа по сюжетному рассказу.

Примерные вопросы:

Хорошо ли поступил Петя или плохо?

Как бы ты поступил на его месте?

Почему? и т.д.

Приложение 2

Беседа по вопросам.

Цель: выявление представлений о понятии таких нравственных качеств как доброта, дружба, забота, помощь.

Какого человека называют добрым?

Какого человека называют другом?

Что значит, помочь кому – то?

Что значит, заботится о ком – то?

Оценка результатов группировалась по принципу:

Неполный ответ;

Предлагает,  но не верно;

Правильный и полный ответ.

Правильными считались ответы:

Добрый – делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый.

Друг – товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный.

Помогать – делать за кого – то что – то, когда кому – то тяжело, когда много дел, когда попросят.

Заботится – помогать кому – то, кто меньше, когда кому-то плохо.

Беседа с использованием морального выбора.

«Ваш товарищ на уроке затрудняется решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»

Урок рисования.

«Раскрасьте варежки ( даются заготовки – варежки, из  расчета одна пара на двоих детей и цветные карандаши, каждого цвета по 2). Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы  варежки получились красивыми и одинаковыми, ведь это одна пара, вы должны договориться между собой, как будете раскрашивать, какой рисунок рисовать, чтобы он понравился обоим»

 Приложение 3

Анкета

Цель: выявление знаний о понятии таких нравственных качеств как ответственность и доброжелательность; о нравственных нормах

Что такое ответственность?

Как ведет себя безответственный человек?

Как ведет себя ответственный человек?

Что такое доброжелательность?

как ведет себя недоброжелательный человек?

как ведет себя доброжелательный человек?

Работа над ошибками.

Текст: «Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.

- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!

Садись, Федя, - Сказала Елена Николаевна и нахмурилась. – Сейчас ты допустил несколько ошибок ». Сколько?

Список литературы

1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

4. Божович  Л.И.  О  нравственном  развитии  и  воспитании  детей//  Вопросы

психологии. - М.: Просвещение, 1975.

5. Болдырев Н.И. Нравственное  воспитание  школьников.  -  М.:  Просвещение,

1979.

6.   Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т.

7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

8. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се

воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

9. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику:  Учебное

10. Краткий словарь по философии -М: 1982.

пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

11.  Матвеева  Л.  И  Развитие  младшего  школьника  как  субъекта   учебной

деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

12. Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

13.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

14. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание

   -М: 1995.

15. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной

   деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ

   им. А.И. Герцена, 1983.

16.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы          нравственного

   школьников. - М.: Просвещение, 1981.

17.   Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2

18Уранбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки: 1999

19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.

20.  Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»

В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые зна...

Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника

Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...

Развитие нравственных качеств личности младших школьников посредством изучения произведений Валентины Осеевой

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её ко...