Развитие нравственных качеств личности младших школьников посредством изучения произведений Валентины Осеевой
статья

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Якимова Вера Григорьевна

учитель начальных классов

МОУ Трубачевской ООШ

Развитие нравственных качеств

 личности младших школьников посредством изучения произведений Валентины Осеевой

Национальная доктрина образования одной из ключевых задач провозглашает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Учитель, занимающийся нравственным воспитанием, никогда не обойдет следующих постулатов: он сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции. Современная профессиональная педагогическая деятельность требует от учителя, ценностными установками которого является приоритет личностного развития школьника, способность свободно ориентироваться в сложных социокультурных проблемах. Конечно же, учителю приходится сталкиваться с тем, что школа занимается вопросами нравственного воспитания. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения, глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.ст. 431]

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, актуальных на протяжении всей истории человечества. Проблемы нравственного воспитания младших школьников нашли свое отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии, общественных деятелей - В.Г. Белинского, К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Л. Кольберга, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других. В исследованиях психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна были заложены основы личностно-ориентированного подхода. Они рассматривали личность как субъект, формирующийся в деятельности. Многие педагоги прошлого и современности заинтересованы в решении проблем формирования ценностей у современного поколения младших школьников. В отечественной науке данной проблемой занимались такие педагоги-исследователи, как Л.И. Божович, С.И. Маслов, Г.П. Иванова, И.С. Артюхова, Т.Ю. Сычева, А.В. Воронцов и др.

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремлённость. В это время закладываются основы дальнейшего становления личности.

Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Нравственные ценности - высшие ценности человека. Главными критериями, их определяющими, являются категории добра и совести, должного во благо [нач. школа №2 2013]/

      Педагог является «программистом» человеческого сознания. Наделив школьника знаниями, но не воспитав в своем ученике нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей, учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.

   Исследуем особенности творчества Валентины Александровны Осеевой. Творчество советской писательницы проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Повествования В. А. Осеевой дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.

  Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет: «мало уметь читать, надо уметь думать. Думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных». Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души, как эгоизм, жадность, злоба и предательство, отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легко, интересно , они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями. Скупо порой несколькими фразами создаёт Валентина Александровна сцены, где рельефно показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, с незнакомыми людьми, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь нравственные уроки. Так писать для детей В,А. Осеева училась у великих предшественников – Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.

     В своих рассказах В.А. Осеева преподает человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать их и делать правильные нравственные выводы. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя - об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. Она озадачивала их, заставляя самих принимать правильное решение, а всем ходом событий подталкивала их к верному выбору.

Сосредоточившись на психологии, на нравственных коллизиях, писательница избежала необходимости платить дань идеологии. Валентина Осеева освоила трудный жанр - короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений. Отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта - все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников.

Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Так, известный цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг». Достойные качества и недостатки героев -- это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость -- или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость.

Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

Тематика рассказов В. Осеевой очень разнообразна. Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Её герои взяты из жизни.

В. А. Осееву отличала редкая способность видеть в обыкновенном, обыденном? необыкновенное. Отсюда ее неувядающее тяготение к волшебному, сказочному, элементы которого можно встретить и в ее прозе, и в стихотворениях.

Про В.А. Осееву говорили, что голос ее книг звучит «по-боевому», потому что эти произведения - всегда в борьбе.

Современным школьникам, прежде всего, необходимо усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним.                                 

    Мы пришли к выводу о том, что творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.  Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет: «мало уметь читать, надо уметь думать. Думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных». Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души, как эгоизм, жадность, злоба и предательство, отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Тематика рассказов В. Осеевой очень разнообразна. Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Её герои взяты из жизни. В. А. Осееву отличала редкая способность видеть в обыкновенном, обыденном? необыкновенное. Отсюда ее неувядающее тяготение к волшебному, сказочному, элементы которого можно встретить и в ее прозе, и в стихотворениях.

Список литературы

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 575 с.

 Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей [Текст]/И.Ф. Харламов. – Москва, 2003.-415с. 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Электронный ресурс]. - http://standart.edu.ru/

Онлайн словари [Электронный ресурс]. -

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В.И. Даль. - Спб.: 4-е, под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. - 912 с.

Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст]/ под ред. И.А Каирова., О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 1979.-97 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)

Формирование  этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...

Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством эмпирических математических представлений народа саха.

Вечные ценности народной педагогики необходимо переосмыслить не только через воспитательный процесс, но и через использование этнопедагогического материала в обучении.  На мой взгляд, введение в ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К. И. ЧУКОВСКОГО

Творчество К. И. Чуковского занимает в курсе литературы начальной школы одну из важнейших позиций. В процессе анализа текстов К. И. Чуковского у младших школьников происходит формирование ос...

Формирование читательской компетентности младших школьников посредством изучения научно-популярных и публицистических текстов

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВЖукова Э.П.МБОУ «Средняя школа №27», г. ДзержинскАннотация. Ста...

Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством реализации межпредметных связей.

О важности реализации метапредметных связей для оптимального достижения поставленных целей в процессе обучения....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...