«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Буракова Серафима Васильевна

  Формирование  этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект по теме: мастер класс

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)».

                                                           Буракова Серафима Васильевна,

                                                                        Родионова Надежда Вадимовна,

                                                                                        учителя начальных классов

 МОУ СОШ №9 им. А. С. Пушкина

1 категории  г. Волжска Марий Эл

Цель: Создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения

Задачи: Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать их  в практической деятельности.

Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общежития.

Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации.

Формировать патриотические чувства о сознание учащихся на основе исторических ценностей.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг, презентация , детские рисунки, опросник «Море желаний».

Предварительная работа педагога:

-  Изучение сказок   А.С.Пушкина

-  Проведение конкурса рисунков по сказкам А.С.Пушкина

-  Проведение КВНа по сказкам А.С.Пушкина

-  Проведение классного часа «Духовно - нравственные ценности в сказках  А.С.Пушкина»

Ход мероприятия:

Организационный момент:

Здравствуйте! Мы Буракова Серафима Васильевна и Родионова Надежда Вадимовна, учителя начальных классов, работая по направлению духовно-нравственное воспитание младших школьников, предлагаем вам мастер – класс по теме «Сказки Пушкина, как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения».

 I.   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Мы хотим более подробно остановиться на уроках литературного чтения и на уроках внеклассного литературного чтения.   Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Наша школа носит имя  А. С. Пушкина и мы хотели бы показать как сказки великого поэта, в основе которых лежат сюжеты русских народных сказок,  влияют на духовно- нравственное воспитание младших школьников. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

II.   Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории. На уроках внеклассного литературного чтения мы провели опрос детей для определения роли сказок в воспитании. Попробуйте и вы ответить на эти вопросы.

1.Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь положительным героем, а кого отрицательным: Старуха, царевна- Лебедь, баба Бабариха, царевич Елисей, мачеха, князь Гвидон . Почему именно его?  (Даны рисунки по сказкам).

2.На кого из героев сказок Пушкина ты хотел бы быть похожим? Почему?

Анализ опроса показал, что у учащихся в качестве героев для подражания преобладают царевич Елисей (у мальчиков), царевна- Лебедь (у девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества, как доброта, смелость, ум, красота, мудрость.

img43.jpg

3.Если бы ты поймал Золотую рыбку, о чем бы ты ее попросил?

Перед вами лежит опросник, для опроса детей, а вам предлагаем поработать совместно.

Перед нами море желаний. Мы забрасываем сеть и выберем из 10 пять наиболее значимых желаний. 1 человек у доски  выбирает.

Море  желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

  1. - низкий уровень.

E:\семинар декабрь 2013\DSC_0034.JPG

Результат опроса детей позволил определить потребности детей, среди которых преобладают потребности социальные. Несколько детей выбрали материальные ценности. В основном это связано с тем, что большинство детей из малообеспеченных семей,  некоторые из неблагополучных. Это отражено в ответах детей: "если бы поймала Золотую рыбку, то попросила бы много денег"; "попросил бы новый т компьютер» .

  1. Зачем сказка нужна человеку?

          Ответы на 4-й вопрос позволили определить понимание детьми значимости сказки в их жизни. Второклассники понимают более лаконично. Их ответы можно свести к выражению : "добро побеждает зло".Четвероклассники дают более развёрнутый ответ: "сказка учит нас, как нужно правильно поступать"; "что нельзя никого обманывать, потому что это к хорошему не приведет"; "сказка учит помогать тем, кто попадает в беду".

Следовательно, мы пришли к выводу, что сказки А. С. Пушкина оказали большое влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста.

III. Мы предлагаем вам фрагмент  КВНа, который проводим на обобщающем уроке чтения по теме «Сказки А. С. Пушкина», способствующие формированию не только духовно- нравственного становления, но и этно- культурного русского компонента, включающие термины по элементам русской избы, народного костюма, традиций. Давайте разделимся на 3 команды по рядам и выберем себе название. (мы предлагаем: «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «33 богатыря».

  1. Знакомство с правилами игры.
  2. 1 тур. Разминка.

1)Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом…»?

DSC06048.JPG

2)Как звали персонажа сказки А. С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара?

img4.jpg

3)Гвидон и царевна Лебедь- городские жители или сельские?

      DSC06065.JPG

   2 тур. Узнай сказку по следующим словам:

1)Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

2)Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

3)Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, петушок.

    Это была одна из форм работы. Мы предлагаем другие формы работы: просмотр фильмов по сказкам и написание сочинений после, театрализация, придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки, развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов .

IV. Рефлексия: 

http://happy-school.ru/_pu/127/s98918405.jpg 

     Море радости принесло нам ракушку и мы расскажем о ней притчу- сказку.

Однажды ныряльщик поднял со дна моря раковину удивительной красоты. Раковина опечалилась. Она лежала в лодке и плакала.
- Прощай море – горевала она – теперь меня увезут далеко-далеко, и, наверное, мы больше никогда не увидимся.
Морю было очень жаль раковину, и оно старалось ее подбодрить.
- Не плачь – шелестело море – возможно, тебя ждет интересная жизнь. Ты увидишь небо и звезды, погреешься в солнечных лучах, побываешь в разных странах.
- Может быть – вздыхала раковина – но больше всего на свете я люблю море. Как же я буду жить в другом месте?
- Я кое-что придумало – сказало море – маленькое чудо. Повернись на спину!
Поднялась небольшая волна и хлынула в лодку. Морская вода залилась прямо в раковину и заплескалась внутри.
Раковина почувствовала, что в ней играет маленькое море. На душе стало легко и весело.
Теперь я всегда с тобой, в твоем сердце – прошептало море – и никогда тебе не будет одиноко.
Она лежала на дне лодки и думала о том, что любовь к морю навсегда останется в её сердце.

И мы вам желаем: куда бы не занесла вас судьба, вспоминать свою Родину с любовью. Как в  сердце раковины шумит море, так в сердце каждого человека живёт любовь к Родине, к её традициям, истокам и конечно же к сказкам А. С. Пушкина.

Спасибо за внимание.  

Библиографический список:

Электронный ресурс. Режим доступа:  

  1. www/Сказки А.С. Пушкина в школьном изучении: Фестиваль «Открытый урок»
  2. http://nsportal.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)». Волжск 2013г Буракова Серафима Васильевна Родионова Надежда Вадимовна Учителя начальных классов МОУ СОШ №9 им. А. С. Пушкина

Слайд 2

Цели : Создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения Формирование духовно- нравственной личности

Слайд 3

Задачи : Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать их в практической деятельности. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общежития. Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации. Формировать патриотические чувства о сознание учащихся на основе исторических ценностей.

Слайд 4

«Роль сказок Пушкина в воспитании детей» Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь положительным героем, а кого отрицательным: Старуха, мачеха, царевна Лебедь, королевич Елисей, баба Бабариха, князь Гвидон

Слайд 5

«Роль сказок Пушкина в воспитании детей» На кого из героев сказок Пушкина ты хотел бы быть похожим?

Слайд 6

1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый современный компьютер. 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10. Иметь то, чего у других никогда не будет. Если бы ты поймал Золотую рыбку, о чем бы ты ее попросил?

Слайд 7

2 класс - «…добро побеждает зло» 4 класс - «…сказка учит нас , как нужно правильно поступать» «…что нельзя никого обманывать, врать, потому что это к хорошему не приведет» «…Сказка помогает тем, кто попадает в беду» Зачем нужна сказка человеку?

Слайд 8

Игра – КВН по сказкам А.С.Пушкина

Слайд 9

Правила игры Слушай внимательно. Не уверен в ответе – лучше подумай. Каждая команда имеет право на ответ только один раз. За нарушение правил игры назначается штраф – одно очко. Болельщики не подсказывают, а «болеют» за свою команду.

Слайд 11

Какому сказочному герою принадлежат слова: « Не печалься, ступай себе с богом…» ?

Слайд 12

Как звали персонажа сказки А.С.Пушкина , который превращался в шмеля, муху и комара?

Слайд 13

Гвидон и царевна Лебедь - городские жители или сельские? Городские. «Остров на море лежит, Град на острове стоит»

Слайд 14

Узнай сказку по следующим словам: Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба

Слайд 15

Узнай сказку по следующим словам: Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба

Слайд 16

Узнай сказку по следующим словам: Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто

Слайд 17

Узнай сказку по следующим словам: Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто

Слайд 18

Узнай сказку по следующим словам: Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, петушок

Слайд 19

Узнай сказку по следующим словам: Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, петушок

Слайд 20

Молодцы!!!

Слайд 21

В сердце раковины шумит море…

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы рас...

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Доклад Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)

Доклад "Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева) представляе...