АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (4 класс) на тему

Савельева Вера Викторовна

В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира и математики. К данной программе разработана рабочая тетрадь авторов  Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б. «Серпухов в числах, 4 класс», которая предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности учащихся 4 классов общеобразовательных школ города Серпухова. В тетради содержится материал, включающий в себя математические задачи и исторические сведения о городе Серпухове. Использование пособия обеспечивает формирование и развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_8_saveleva_v.v._svetlolobova_s.b.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.3.016:[51 + 908](470.311-21)
ББК 74.262.21 + 74.26.28
        С12

ISBN  978-5-9907440-1-1

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ  

ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА  «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ»

 В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Савельева Вера Викторовна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7

 с  углубленным изучением отдельных предметов»,

 Россия, г. Серпухов,

E-mail:saveleva-vera@mail.ru

Светлолобова Светлана Борисовна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7

 с  углубленным изучением отдельных предметов»,

 Россия, г. Серпухов,

E-mail:svetlolobik@mail.ru

Аннотация

        В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира и математики. К данной программе разработана рабочая тетрадь авторов  Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б. «Серпухов в числах, 4 класс», которая предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности учащихся 4 классов общеобразовательных школ города Серпухова. В тетради содержится материал, включающий в себя математические задачи и исторические сведения о городе Серпухове. Использование пособия обеспечивает формирование и развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.

Abstract
        In the "Serpukhov in Numbers, the 4th Class" program the following directions of extracurricular activities are realized: spiritual and moral, scientific and informative, patriotic. At implementation of the contents of the program the knowledge gained by children when studying school courses of world around and mathematics extends. To this program the workbook of authors of Savelyeva V. V., Svetlolobova S.B. "Serpukhov in numbers, the 4th class" which is intended for carrying out classes in extracurricular activities of pupils of 4 classes of comprehensive schools of the city of Serpukhov is developed. The notebook contains the material including mathematical tasks and historical data on the city of Serpukhov. Use of a grant provides formation and development of personal and regulatory universal educational actions in younger school students.

Ключевые слова
        Программа внеурочной деятельности «Серпухов в числах» для 4 класса.

Keywords

        The program of extracurricular activities "Serpukhov in numbers" for 4 classes.

Понятие «патриотизм» означает преданность и любовь к своему отечеству, активную сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни.

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но важных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми, патриотами своей страны.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать  в  раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские  годы. Дети младшего школьного возраста любознательны, отзывчивы, восприимчивы, искренне сочувствуют и сопереживают. Учителя начальных классов имеют возможность для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно в начальной школе происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов адаптации в обществе. Возраст 6-10 лет является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны - поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриота.

          В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Система работы по патриотическому воспитанию реализуется в  трёх сферах:

  • в урочной системе;
  • во внеурочной деятельности;
  • в рамках работы с родителями.

Программа «Серпухов в числах» по внеурочной деятельности в 4 классе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом современных принципов и методических установок.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное,  патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира и математики. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, педагогов начальных классов и дополнительного образования, родителей.

Интегрированная программа внеурочной деятельности «Серпухов в числах»  направлена на воспитание патриотических чувств,  развитие продуктивного мышления младших школьников, творческих способностей. Программа предусматривает формирование умений самостоятельно составлять план действий, следовать ему при решении задач, осуществлять поиск нужной информации, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.  

Актуальность данной  программы внеурочной деятельности «Серпухов в числах» заключается в формировании  нравственной, социальной, общекультурной личности; в воспитании патриотизма и гражданственности; в развитии продуктивного мышления посредством инновационных форм и методов решения задач, содержащих краеведческий материал о  городе Серпухове.

Цель данной программы: способствовать воспитанию патриотических чувств - любви к малой Родине,  бережного отношения к  историческим и культурным ценностям города Серпухова; развивать  продуктивное мышление младших школьников.

Данная интегрированная программа является комплексным обобщением элементов краеведения  и подлинных математических данных об исторических памятниках и достопримечательностях города Серпухова.

Программа реализуется через использование учебно-методического пособия «Рабочая тетрадь.  Серпухов в числах. 4 класс» авторов Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б.

   Использование  рабочей тетради «Серпухов в числах. 4 класс» способствует  углублению знаний о малой родине, воспитанию любви к родному  городу  через решение текстовых задач, содержащих краеведческий материал.

Что представляет из себя рабочая тетрадь «Серпухов в числах» авторов Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б.?

Это учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности, содержащее 87 страниц.  Материал распределён по  26 темам. Каждая тема представлена  исторической справкой о достопримечательности или памятнике культуры города Серпухова. После знакомства с исторической справкой предлагаются задачи и творческие задания, направленные на развитие продуктивного мышления.

 Курс «Серпухов в числах» включает 34 занятия.

Данное пособие адресовано детям 4 класса, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.

 Интегрированный курс «Серпухов в числах» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, содержащих интеграцию по краеведению и математике. Особый акцент сделан на воспитание патриотизма и развитие продуктивного мышления младших школьников через инновационные приёмы и методы работы с текстовыми задачами, содержащими краеведческий материал.

  Эффективность развития компетентностей  учащихся  повышается, если в  основу обучения положена интеграция при проведении внеурочных занятий учащихся.

Интеграция внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников; создаются условия для участия детей в создании  творческого продукта.

Приёмы работы по развитию продуктивного мышления:

  • использование нестандартных задач  при работе по тетради «Серпухов в числах»;
  • организация  поиска краеведческой информации для решения задачи или выполнения творческого задания в исторической справке;
  • сочетание фронтальной работы над задачами с индивидуальной и групповой;
  • подбор дифференцированных заданий для самостоятельных работ с учетом уровня развития ученика, его возможностей.

Использование рабочей тетради «Серпухов в числах» способствует целенаправленной учебно-воспитательной работе, ориентированной на формирование продуктивного мышления детей и воспитание патриота.

Список использованных источников

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., Академия, 2001.-128 с.
  2. Города Подмосковья. Кн.3.- М: Московский рабочий, 1981.-84 с.
  3. Гафурова Л. История города Серпухова и Серпуховского края 14-16 вв. Изд-во: ОАО ИПО «Лев Толстой», 2010.- 125 с.
  4. Гарин Г.Ф., Савоскул С.С., Шилов В.В. Серпухов.- М: Московский рабочий, 1989. – 96 с.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Изд-во:Проспект 2001.- 212 с.
  6.  Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., Академия, 2002.- 134 с.
  7.  Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи.-М., Академия, 2001.-

152 с.

  1. Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли.- М: Искусство, -М., Высшее образование, 1992.- 142 с.
  2. Садков В.А., Москалева Л.Г. Серпуховский историко-художественный музей. Русская и западноевропейская живопись.- Тула: Власта, 2005.-78 с.
  3.  Серпухов. Московская область. План города.- Гео Медиа - Принт, 2004.-126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Программа по патриотическому воспитанию младших школьников

В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов.  В программ...

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

Программа для патриотического воспитания младших школьников "Патриот".

Программа "Патриот"  определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания младших школьников,направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.Э...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа предназначена для классных руководителей, учителей начальных классов, с ц елью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного ед...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа разработана творческой группой и направлена на формирование гражданственности, привития любви к родному краю, возрождение народных  традиций, воспитание уважительного отношения к родите...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"...