Доклад Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)
статья (2 класс)

Алексеева Любовь Афанасьевна

Доклад "Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта

 «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева) представляет собой опыт работы индивидуальной работы с каждым учеником во внеурочное время. Данная работа направлена на развитие на самооценки своих способностей  к обучению и на определение индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников.  Апробация данного проекта мотивирует учащихся на улучшение своих  индивидуальных способностей в образовательном процессе, повышает интерес к саморазвитию, формирует умение контролировать и оценивать свою учебную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseeva_l.a._doklad.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта

 «Победи себя»

(на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)

Выполнил:

учитель начальных классов

МБОУ Тумульская СОШ Усть-Алданского улуса

Алексеева Любовь Афанасьевна

2020 г.

Содержание

Введение

  1. Индивидуальные  способностей младших школьников
  1.  Определение индивидуальных маршрутов образовательных достижений
  2.  Направления работы по развитию индивидуальных способностей младших школьников.
  1. Учет индивидуальных достижений младших школьников на примере 2 класса МБОУ Тумульская СОШ Усть-Алданского улуса
  1.  Проект «Победи себя»
  2.   Результаты индивидуальных достижений младших школьников на примере 2 класса МБОУ Тумульская СОШ имени В.М.Прокопьева
  1. Заключение

Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством  проекта  «Победи себя»

(на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)

учитель начальных классов

МБОУ «Тумульской СОШ

Усть-Алданского улуса»

 Алексеева Л.А.

lyub-alekseev@yandex.ru

Родители заинтересованы в том, чтобы образование подготовило их ребенка к жизни, самореализации и развитию индивидуальных способностей. Первоклассники отличаются друг от друга не только уровнем готовности к школе, но индивидуальными особенностями личности. Поэтому образовательный процесс должен учитывать их, несмотря на единые требования образовательных программ.

Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития.

Раньше процесс обучения и воспитания носил соревновательный характер между учащимися, то сейчас превалирует мнение о том, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Это приводит к формированию неуверенности в себе, снижению интереса к процессу обучения, а в худшем случае мы можем потерять его из педагогического воздействия, контроля. Но процесс обучения и воспитания невозможен без самоконтроля, адекватной самооценки младшего школьника.

Исходя из этого, мы предлагаем проект «Победи себя», который направлен на самооценку своих способностей  к обучению и на определение индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников.

Проект помогает учащимся определить свои цели в образовательном процессе. Так, среди учащихся 2 класса МБОУ Тумульской СОШ Усть-Алданского улуса мы составили  таблицы учета своих достижений. Каждый учащийся определяет цель образовательного маршрута на четверть. Например, ученик читает в минуту 10 слов, а его одноклассница 56. Ему никогда не догнать ее в скорости чтения. И это приводит к снижению его самооценки. Поэтому для него определяется индивидуальная цель увеличения скорости чтения. И до нового года он достиг 20 слов. А ее одноклассница читает 60 слов. Приведем результаты учащихся в виде диаграммы:

Диаграмма 1

На диаграмме видно, что мальчик улучшил свой результат на 10 . Поэтому он побеждает одноклассницу, т.к. «победил себя» на много больше.

Таким же образом учитываются базовые результаты обучения: «оценка за диктант», «умения по математике» (примеры без перехода через 10, примеры в пределах 20 м, 100, решение задач, знание единиц измерения, знания геометрического материала), «почерк». В дальнейшем планируем учитывать результаты воспитательного процесса. Для этого проведена методика «Магазин», где учащиеся меняют свои негативные качества на положительные. Например, учащийся берет качество «обидчивость» и меняет его на «отходчивость». Таким образом, он ставит перед собой цель – достигнуть данного результата. Роль классного руководителя выражается в помощи младшему школьнику в достижении им поставленных целей. Цели и задачи развития индивидуальных способностей младших школьников фиксируются в индивидуальных образовательных маршрутах.

Апробация данного проекта мотивирует учащихся на улучшение своих  индивидуальных способностей в образовательном процессе, повышает интерес к саморазвитию, формирует умение контролировать и оценивать свою учебную деятельность.

Представим результаты изучения личности младших школьников на примере 2  класса Тумульской СОШ. В ходе апробации уровень самооценка учащихся выглядит следующим образом:

ФИ учащихся

Уровень

1

Алексеев

3

2

Александрова

4

3

Афанасьева

1

4

Борисова

2

5

Иванов

1

6

Зайцев

4

7

Иванченко

3

8

Иванова

2

9

Лукина

1

10

Никитина

1

11

Петрова

1

12

Тарасова

1

Таблица 1

Из таблицы видно, что у 6 учащихся завышенная самооценка, у 4 – адекватная, у 2 – заниженная. У некоторых второклассников завышенная самооценка является нормой, которая осталась с первого класса. Дети с заниженной самооценкой отличаются от других тем, что у них проблемы в семье, и это сказывается как в учебе, так и в отношении со сверстниками.

Исходя из результатов изучения индивидуальных способностей младших школьников, для каждого из них определяются индивидуальные образовательные маршруты. Например, учащийся в этой четверти показал низкий уровень или остался без изменений в лучшую сторону такого качества, как «почерк», то для него готовим дополнительные упражнения по формированию каллиграфических навыков, проводятся дополнительные занятия.          

       Мы считаем, что использование в образовательном процессе проекта «Победи себя» приведет к повышению индивидуальных способностей младших школьников. А также приучит к проектированию своей деятельности в образовательном процессе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена....

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)

Формирование  этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...

Развитие творческих способностей младших школьников посредством куклотерапии

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллекти...

Развитие творческих способностей младших школьников посредством нестандартных техник рисования

Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально я...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В п...