Развитие творческих способностей младших школьников посредством куклотерапии
проект на тему

Гроссу Алена Александровна

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.

В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.

Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Впервые куклотерапия в отечественной литературе упоминается в статьях и книге И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой. В качестве источника этого вида терапии они упоминают психодраму.

Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога). Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология куклотерапии проходит в два этапа:1) изготовление куклы, выбор имени, характера, написание истории этого героя; 2) с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с тем, что  ребенка волнует, возможно с травмирующей ситуацией. Но здесь и сейчас это можно отыграть, снова с кукольным персонажем пережить этот опыт и страхи/переживания уйдут.

Популярным средством является игра в кукольный театр. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации», — указывает в своей книге Х.Дж.Джинотт. Наверное, поэтому куклотерапию понимают порой как «лечение театром», «коррекцию поведения через кукольный театр» (эти определения обнаружены в Интернете). Анализ материалов психологов, относящих куклотерапию к игротерапии, приводит к еще одной особенности: как правило, используются куклы, изготовленные не клиентом (взрослым, ребенком). Таким образом, акцент сделан именно на игре, на манипуляции с куклой. В качестве примера приведем опыт психологической коррекции страха медицинских процедур (авторы А.И.Тащева, С.В.Гриднева, г.Ростов-на-Дону).

Здесь куклы используются в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать, и, достигнув максимальной выраженности, сменяться бурными эмоциональными поведенческими реакциями (плач, смех), в результате которых снимаются (сублимируются) напряжение и тревога

 

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА КУКЛОТЕРАПИИ:

  1. Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (согласитесь, красивую или необычную куклу всегда хочется потрогать, хочется прикоснуться к ней), первой «заговорит» с ним. Он же может тоже взять в руки куклу и говорить от ее имени.
  2. Играя куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует по этому поводу, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не ребенок. По словам Х.Дж.Джинотт, «игра ребенка является его языком, а игрушки — словами». Для диагностики глубинных проблем у более взрослых детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу (главное, чтобы это не занимало много времени).
  3. Игра с куклами-героями сказок становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе эталонность нравственного облика.
  4. Куклы, по мнению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Развитие самосознания.
  7. Развитие грубой и мелкой моторики.
  8. Разрешение внутренних конфликтов.
  9. Профилактика и коррекция страхов.
  10. Развитие речи.
  11. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Об использовании кукол в этом направлении говорит А.В. Гнездилов, создатель первого в России хосписа.

  1. Коррекция отношений в семье.

(С.К.Кожохина, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко )

  1. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

Цель

Повышение уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством применения метода куклотерапии.

Задачи:

1.Повышение уровня творчества детей младшего школьного возраста.

2. Формирование творческого мышления, развитие коммуникативных навыков.

 Типология куклы

Существуют различные классификации кукол:

  1. По способу изготовления.
  • Промышленные
  • Ручной работы (hand-made)
  1. По используемым материалам
  • Текстильные
  • Деревянные
  • Бумажные (из листов бумаги, папье-маше)
  • Глиняные (керамика, фарфор)
  • Из полимерных пластиков (холодные, горячие)
  • Резиновые
  • Пластмассовые
  1. По сфере использования
  • Игрушки
  • Театральные
  • Интерьерные
  • Сувенирные
  • Чучела
  • Обрядовые
  1. По своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой (по Мухиной В.С.)
  • «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие — белые, золотистые, рыжие, черные — волосы.
  • характерные куклы (кукла-мальчик и кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.
  • куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению
  • этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

Лучшей на сегодняшний день классификацией специалисты называют систему, разработанную философом и культурологом Ю.М.Лотманом. В основу своей классификации он положил принцип «мобильности» кукол. К первой группе Ю.М. Лотман отнес кукол для игры: детские игрушки, театральные куклы, обрядовые, куклы для шествий, телекуклы. Ко второй группе относятся куклы для упражнения и украшения: интерьерные, коллекционные, сувенирные, пугала, восковые куклы и манекены.

Петрушечные (перчаточные) куклы

Устройство петрушечного театра очень простое. Кукловод скрыт от глаз зрителей ширмой, по верхнему краю которой двигаются куклы. Как правило, они высовываются из-за ширмы до пояса, хотя у многих кукол есть ноги, необходимые по ходу действия.

Перчаточные куклы надеваются на руку, как перчатки. Голова куклы надевается на указательный палец, одна рука — на средний, а другая на большой.

При изготовлении перчаточных кукол наибольшее разнообразие встречается в способах изготовления головы. Чаще, конечно, предлагают использовать папье-маше. Однако, для терапевтических целей проще сделать голову Петрушки из ткани. Для этого достаточно вырезать круг из трикотажа и обшить его край так, чтобы можно было потом его стянуть (можно выполнить шов «вперед иголкой», но лучше шов «через край»). Внутрь образовавшегося мешочка положите вату и сформируйте плотный шарик. Заготовка головы готова. (39). Воспользовавшись советами опытных кукольных мастеров, работающих в технике скульптурного текстиля, можно сделать кукле выразительное лицо. Другой вариант текстильной головы: из ткани телесного цвета (если образом не предусмотрен другой цвет) выкраиваете 2 детали головы с шеей так, чтобы швы оказались по бокам. Сшиваете детали и выворачиваете. Затем голову нужно набить, оставив внутри место для фетрового или картонного конуса. Края шеи и конуса скрепляете.

Пальчиковые куклы являются разновидностью перчаточной куклы. Они выполняются по размеру пальца из бумаги, кожи, фетра.

Можно сделать куклу способом, предложенным когда-то С.Образцовым. Достаточно надеть на руку цветную перчатку, а на палец поверх нее — теннисный шарик с нарисованным лицом. Разновидность перчаточной куклы готова!

Задачи, решаемые с помощью перчаточных кукол:

  • развитие самоконтроля
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие эмоциональной сферы, выражение чувств
  • развитие речи

Мимирующие куклы

Широкого распространения мимирующая кукла пока не получила. Особенность мимирующих кукол в том, что в голову куклы входят все пальцы кукловода, в отличие от перчаточных. Для изготовления таких кукол предлагается делать голову из папье-маше. Размер головы должен быть таким, чтобы туда вошла голова кукловода. Затем те части, которые должны двигаться (нос, рот) вырезаются. После этого все лицо обтягивается трикотажем (натягивать не нужно). Пальцы вставляются в вырезанные части лица и своим движением определяют мимику куклы.

Для изготовления простой мимирующей куклы вам понадобятся носки, картон (хотя он и необязателен), пуговицы, бусины, пряжа и обрезки ткани. Из картона вырезается овал по ширине носка. Носок выворачивается, кладется на стол так, чтобы шов на пальчиках оказался сверху, и вклеивается внутрь сложенного пополам картонного овала. Затем носок нужно вывернуть (пятка обычно оказывается на «затылке») и декорировать согласно выбранному образу.

Мимирующие куклы в работе психолога встречаются редко. Они полезны для решения задач:

  • развитие самоконтроля
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие эмоциональной сферы, выражение чувств
  • помощь в разрешении конфликтов (куклу из носка легко изготовить и с помощью нее проиграть различные способы разрешения конфликтов)
  • развитие речи

 

Марионетки

Многие психологи указывают на терапевтичность уже самого процесса изготовления кукол — марионеток.

Способов изготовления марионеток немало. Чаще они различаются способом изготовления головы и системы управления. Самые простые марионетки предлагаются Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М.Грабенко: вага (крестовина) отсутствует, для управления достаточно двух нитей, голова делается из ваты и трикотажа (чулка). Подобный способ предлагает и С.К.Кожохина), однако для головы она использует пластмассовый стаканчик.

Интересные формы работы с использованием марионеток предлагают Г.Тимошенко и Т.Колошина.

Создание марионеток и игра с ними полезна для решения следующих задач:

  • развитие креативности
  • развитие грубой и мелкой моторики
  • снятие эмоционального напряжения
  • развитие коммуникативных навыков
  • укрепление внутрисемейных отношений (при совместной деятельности родителей и детей)
  • поиск внутренних механизмов сопротивления болезни
  • развитие речи
  • развитие пространственной ориентации
  • активизация личностных ресурсов
  • повышение самооценки способности преодолевать трудности

Куклы теневого театра

Это одни из самых древних театральных кукол, и связаны они с культом умерших предков — собственно их тени они и изображали.

Куклы теневого театра плоские, вырезаются из картона или кожи. Кукловод находится позади натянутого полотна, над которым находится лампа. Палочками, пришитыми к телу куклы, кукольник плотно прижимает куклу к полотну, поэтому зрители видят тень куклы. Со временем плоские фигурки стали заменять объемными восковыми.

Куклу теневого театра рисуют на плотном материале (чаще используют картон) и вырезают. К левой стороне прибивают рейки для управления. Управляют куклой за экраном, направляя луч света таким образом, чтобы кукла отбрасывала тень на экран. Нужно помнить, что экрана касаться нельзя.

Простой способ изготовления теневого театра представлен в книге С.К.Кожохиной. Она предлагает натянуть ватман между двумя стульями, а позади поставить лампу. Экран для представления готов. Куклы делаются из двустороннего черного картона, к которой с одной стороны на скотч прикрепляется нить управления. Таким образом страх берется под контроль. Кстати, вместо нитей можно использовать соломинки для коктейля или палочки, прилагаемые к сокам в маленькой упаковке.

Теневые куклы эффективны для решения следующих задач:

  • профилактика и коррекция страхов
  • развитие семейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей

 

Ростовые куклы

Ростовые куклы конструируются таким образом, что руки ребенка становятся ее руками, а ноги ребенка становятся ногами куклы. «Благодаря Я — кукле ребенок приобретает полную психологическую защиту и действует от имени куклы».

С помощью ростовых кукол сейчас решаются следующие задачи:

  • развитие самосознания
  • развитие коммуникативных навыков, особенно у аутичных детей
  • приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия

Театральные куклы, особенно перчаточные и марионетки, пользуются наибольшей популярностью у психологов, поскольку созданы они для «движения» и изготовить их достаточно просто.

На занятиях по куклотерапии создаются условия, при которых каждый ребенок может при помощи куклы говорить о самых сокровенных и важных для него вещах. Методика куклотерапии рассчитана на детей от 5 до 14 лет. Занятия проводятся небольшими группами ( по 4-6 чел.), но для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная программа. Под руководством специалистов дети разыгрывают маленькие сценки, задача которых выявить то, что тревожит ребенка, что мешает его гармоничному развитию и наметить пути преодоления поведенческих недостатков.

Программа занятий делится на две части: диагностическую и коррекционно-развивающую.

Коррекционно — воспитательные задачи:
1.   Развитие познавательной сферы ребенка.
2.   Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.   Формирование коммуникативных навыков.
4.   Обогащение представления об окружающем мире.
5.   Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
6.   Активизация и развитие речи.
7.   Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Диагностическая часть начинается с момента выбора ребёнком куклы. Выбор понравившейся ему игрушки из числа предложенных может о многом рассказать, а дальнейшие расспросы о том, где живёт его кукла, чем любит заниматься, боится ли она кого-нибудь и т.д. помогут определить те или иные психические предрасположенности. Наблюдение за поведением ребенка во время репетиции, игры, свободного общения, даёт дополнительный материал для клинической и личностной диагностики.

Далее начинается непосредственно процесс творчества – составление сценария сказки, изготовление кукол, рисование декораций, подбор музыкального сопровождения, репетиции.

Кульминация программы куклотерапии — премьера спектакля с приглашением родителей.

Подробная методика куклотерапии, сценарии спектаклей, программы коррекции тревожности и страхов описаны в книгах педагогов и психологов, основными из которых являются:

Книга Гребенщиковой Л.Г. «Основы куклотерапии: галерея кукол» знакомит с основами куклотерапии, содержит авторскую программу занятий для подростков, сценарии спектаклей и сказки, которые могут быть наглядным материалом для педагогов «куклотерапевтов».

В книге Татаринцевой А. Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда» можно найти описание изготовления различных видов кукол, варианты их использования, развивающую программу по куклотерапии, сценарии кукольных спектаклей.

И.Медведева и Т.Шишова в книге «Разноцветные белые вороны» описывают собственную методику куклотерапии, которой они успешно занимаются с детьми и их родителями. По словам авторов «эта книга для родителей и детей, и о родителях и детях».

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю «Детские страхи: куклотерапия в помощь детям». Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии (перчаточные куклы, выражающие основные эмоции: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление) для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Структура занятия: (40-60 мин.)

  1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие.
  2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.

3.Изготовление кукол. Ребенок дает кукле имя, рассказывает о ней ( Где живет? С кем дружит? Чего боится? О чем мечтает?)

  1. Разыгрывание импровизированного спектакля. Выбираем и обсуждаем тему спектакля, расперделяем роли.
  2. Заключительная часть. Свою куколку можно забрать себе, а можно подарить кому-нибудь из группы. Также можно обменяться куклами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена....

Развитие творческих способностей младших школьников посредством нестандартных техник рисования

Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально я...

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В п...