Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством эмпирических математических представлений народа саха.
статья по математике на тему

Федорова Анастасия Алексеевна

Вечные ценности народной педагогики необходимо переосмыслить не только через воспитательный процесс, но и через использование этнопедагогического материала в обучении.  На мой взгляд, введение в систему обучения математике этнопедагогического материала позволит подготовить учащихся к реальным условиям жизни   с учетом положений народной педагогики и традиционных воззрений. Так возникла идея формирования нравственных ценностей младших школьников посредством эмпирических математических представлений народа саха.

Ведущая педагогическая идея.

В процессе использования на уроках эмпирических математических представлений народа саха происходит формирование нравственных ценностей, а также формирование и развитие УУД, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Функция  УУД  заключаются в обеспечении учающихся умением учиться. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих формированию и развитию УУД у учащихся, на основе использования этнопедагогического материала на уроках математики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, ка отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…»

Л.Толстой.

Тема опыта: Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством эмпирических математических представлений народа саха.

 

Актуальность

Работаю учителем начальных классов в МБОУ «Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С.Е. Дадаскинова» с августа 2006 года.  Стаж моей педагогической деятельности - 10 лет. В первый год работы меня назначили классным руководителем 3 класса. Мой первый класс, мои первые ученики. С тех пор прошло уже 10 лет, а мои первые ученики уже студенты высших учебных заведений. Благодарность родителей,  любовь учеников – только так работа учителя наполняется смыслом.

Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности: умение учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности.

 С введением ФГОС в начальном общем образовании перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строит свою деятельность в соответствии с интересами устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Много внимания уделяли изучению ценностных ориентаций классики педагогики К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Г.Песталоцци, так и современные исследователи Каптерев П.Ф., Бехтеров В.М., А.П. Нечаев, М.Рокич, Н.Е. Щуркова, М.И. Шилова и др.

Нравственные ценности имеют определяющее значение к культуре каждого народа, которое тесно связано с воспитанием личности, с ее социализацией. Основой всего этого является традиционная культура воспитания, т.е. обращение к народной педагогике. Изучению педагогического опыта народа посвящены труды Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, К.С. Чиряева и др.

Вечные ценности народной педагогики необходимо переосмыслить не только через воспитательный процесс, но и через использование этнопедагогического материала в обучении.  На мой взгляд, введение в систему обучения математике этнопедагогического материала позволит подготовить учащихся к реальным условиям жизни   с учетом положений народной педагогики и традиционных воззрений. Так возникла идея формирования нравственных ценностей младших школьников посредством эмпирических математических представлений народа саха.

Ведущая педагогическая идея.

В процессе использования на уроках эмпирических математических представлений народа саха происходит формирование нравственных ценностей, а также формирование и развитие УУД, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Функция  УУД  заключаются в обеспечении учающихся умением учиться. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих формированию и развитию УУД у учащихся, на основе использования этнопедагогического материала на уроках математики.

Цель: формирование нравственных ценностей средствами эмпирических математических представлений народа саха.

Задачи:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме;

- изучить разные варианты использования этнопедагогического материала на уроке и во внеурочной деятельности;

- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся;

- разработать методические рекомендации по использованию эмпирических математических представлений народа саха на уроках математики.

Теоретическая база опыта: идея «О народности воспитания» К.Д. Ушинского, концепция «Формирования образа жизни, достойной человека» Н.Е. Щурковой, концепции этнопедагогики Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, Н.Д. Неустороева, А.В. Ивановой, Т.П. Аммосовой, С.В. Стручковой.

В своей работе опираюсь на передовой опыт Аммосовой Т.П., а также  учебные пособия:

  1. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов, 1994 г.
  2. Аммосова Т.П. Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго математика, 1995 г.
  3. Петрова А.И. Саха мындыр суота, 2012 г.

Технология опыта

Были проведены уроки, беседы, занятия, а также мероприятия  с использованием эмпирических математических представлений народа саха. А также разработала программу внеурочной деятельности «Мындыр ей».

Примерное содержание учебного предмета «Математика»  с применением эмпирических математических представлений народа саха.

Основное содержание учебного предмета

Эмпирические математические представления народа саха

Числа и величины

Собственно якутские названия чисел.

Ознакомление с историей развития числовых представлений.

Народные сказки, пословицы и загадки с числовыми данными.

Измерение тяжести, объема, времени у якутов. Сравнение и соотношения между единицами измерения однородных величин. Временные представления народа саха.

Арифметические действия

Счет на ладони – «Саха сабарай ахсаана»

Работа с текстовыми задачами

Текстовые задачи, отражающие трудовую жизнь населения (коневодство, рыболовство, охота, скотоводство, кузнечное дело).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Геометрические формы в традиционных жилищах народа саха, в якутском орнаменте.

Геометрические величины

Старинные якутские меры длины, задания о планировке зимних и летних построек, декоративных элементах, в частности в якутском орнаменте, основанном на треугольниках, четырехугольниках и др.

Способы измерения площадей, практические работы на вычисление площадей.

Работа с информацией

Примеры на сравнение, ориентируясь на якутские сказки, стихи и легенды. Национальные игры «Хабылык», «Хаамыска».

Анализ результативности опыта

Результаты проведенной работы дают основания для следующих выводов:

- основы народного воспитания выступают важнейшим фактором формирования нравственных ценностей у младших школьников;

- эмпирические математические представления народа саха можно внедрить в учебный процесс, но и использовать во внеурочной деятельности.

- изменилось отношение детей к уроку математики;

- изменилось у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности;

- повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся;

- повысилось качество знаний учащихся;

- повысилось активность детей на уроках;

Адресность опыта

Опытом своей работы охотно делюсь с коллегами. Даю открытые уроки, выступаю на заседаниях ШМО. Опыт моей работы представлен на сайте Инфоурок, nsportal, на школьном сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Luxi Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Time...

Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Luxi Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Time...

Тематический план на основе модульной программы по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности

Тематический планна основе модульной программы "Ручеек общения" по формированию нравственных ценностей  младших школьников во внеурочной деятельности...

Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...

Формирование нравственных ценностей младших школьников

Формирование нравственных ценностей младших школьников...