Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников
статья (4 класс) на тему

Целью процесса организации информационной поддержки является организация информационно-коммуникационного взаимодействия учителей, родителей младших школьников посредством информационно- педагогической среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_andreeva_t.n.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная поддержка формирования  нравственных ценностей младших школьников

Информационно-педагогическая среда – это информационная среда, в которой учителем реализуется педагогическая деятельность, осуществляемая дистанционно с применением

информационно-коммуникационных технологий.

Посредством информационных технологий учащиеся имеют

возможность приобщиться к самой разнообразной информации.

Спонтанность, бессистемность, неконтролируемость получения информации, с одной стороны, отсутствие четкой системы  ценностей в современной России, – с другой, обусловливают современное его нравственное состояние, определяющие негативные процессы, которые происходят в молодежной среде и влияют на социум. В этих условиях важно сформировать систему нравственных ценностей подрастающего поколения, которые стали бы тем фундаментом, из которого вырастает общество сознательных граждан.

Н. Е. Щуркова подчеркивает, что младший школьник познаёт мир вместе с педагогом, взаимодействует с миром, старается понять и полюбить этот мир. Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации в силу развития когнитивной сферы мышления, повышенной эмоциональности, впечатлительности к

внешним воздействиям, обращенности к миру позитивных ценностей. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС НОО) определены базовые понятия духовно нравственного воспитания, выделена совокупность нравственных качеств гражданина России.

Реализация этих воспитательных задач требует разработки содержания и  технологий духовно-нравственного  воспитания, соответствующих особенностям информационного общества.

Поскольку в оказании помощи в становлении нравственных ценностей младшего школьника участвуют не только педагоги, но и родители, а их совместная деятельность направлена на укрепление субъектной позиции младшего школьника, то систему совместных педагогических действий можно рассматривать как педагогическое взаимодействие.

Целью процесса организации информационной поддержки является организация информационно-коммуникационного взаимодействия учителей, родителей младших школьников посредством информационно- педагогической среды.

Процесс становления нравственных ценностей младшего школьника базируется на принципах диалогичности, субъектности, целостности, включает в себя совокупность всех нравственных ценностей (по В. А. Караковскому), на воспитание которых направленна педагогическая деятельность: Земля, Отечество, семья, знания, культура, мир, человек.

Данные нравственные ценности зафиксированы в Федеральном

государственном стандарте начального общего образования  конкретизированы в личностных результатах освоения младшим школьниками основной образовательной программы. Так, А. Г. Асмолов выделяет следующие нравственные ценности младшего школьника: семья, природа, ценность своего здоровья и здоровья других людей, обладание оптимизмом в восприятии мира. Ученый отмечает, что младший школьник должен следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении.

Возможно рассмотрение педагогической поддержки как одного из условий эффективности становления нравственных ценностей младшего школьника. Необходимо содействовать целостному воспитанию младшего школьника, используя педагогическую поддержку и возможности информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих интенсифицировать процесс становления нравственных ценностей младшего школьника и способствовать приведению в соответствие процесса нравственного воспитания в начальной школе с современным уровнем развития информационного   взаимодействия в обществе.

Родители учеников должны иметь: доступ к информации об организации воспитательного процесса класса; доступ к методическим, информационно-организационным материалам; возможность участвовать в информационном взаимодействии совместно со всеми участниками; возможность поделиться материалами, которые могут быть полезными для учеников, учителей или родителей в подготовке и разработке мероприятий, занятий способствующих становлению нравственных ценностей младшего школьника.

Таким образом, учитывая то, что становление нравственных ценностей младшего школьника проходит в условиях быстро развивающихся информационных технологий, мы можем сделать вывод, что, учитывая требования ФГОС НОО, учителю начальной школы необходимы навыки, связанные с использованием информационной поддержки в целях создания условий для становления нравственных ценностей младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном об...

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Luxi Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Time...

Семейное проектирование как технология развития духовно- нравственных ценностей младшего школьника.

В статье изложена теория технологии проектирования, технологии семейного проектирования , даны примеры семейных проектов и разработка семейного проекта "Великий подвиг моих земляков"...