Формирование читательской компетентности младших школьников посредством изучения научно-популярных и публицистических текстов
статья (1, 2, 3, 4 класс)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Жукова Э.П.

МБОУ «Средняя школа №27», г. Дзержинск

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности младших школьников посредством изучения научно-популярных и публицистических текстов в начальной школе. В работе представлены наиболее эффективные приемы и методы для формирования читательской компетентности. Ключевые слова: читательская компетентность, научно-популярный стиль, публицистический стиль.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Жукова Э.П.

МБОУ «Средняя школа №27», г. Дзержинск

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности младших школьников посредством изучения научно-популярных и публицистических текстов в начальной школе. В работе представлены наиболее эффективные приемы и методы для формирования читательской компетентности. Ключевые слова: читательская компетентность, научно-популярный стиль, публицистический стиль.

Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». [1].

Изучение примерной программы по литературному чтению, составленной в соответствии с ФГОС НОО показало, что в содержании появился новый вид литературы, с которой необходимо научиться работать младшим школьникам. Об этом свидетельствует такой раздел программы, как «Работа с учебными и научно-популярными текстами».

Содержание научно-популярных и публицистических текстов помогает формировать читательскую компетентность, связанную с расширением кругозора младших школьников и с развитием их навыков чтения.

Научно-популярный стиль - это один из стилей книг литературного языка, который имеет ряд общих условий работы и языковых особенностей: предварительное отражение высказывания, его монолога, строгий выбор языковых инструментов и склонность к нормализованной речи. Адресат - любой человек, непрофессионал, заинтересованный конкретным научным фактом. [2]

Публицистический стиль имеет своей основной целью функции влияния (агитация и пропаганда) и информативную (репортаж новостей). Журналистские работы затрагивают вопросы очень широкой тематики: политические, экономические, моральные, философские, культурные, образовательные и повседневные. [2]

Различные авторы определяют понятие читательской компетентности по-разному. Н.Н. Сметанникова дает наиболее общее определение: «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [3, с. 55].

Существуют различные приемы работы с научно-популярными и публицистическими текстами на разных этапах прочтения текста.

Работа с текстом перед чтением: 1.Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его символов по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предыдущему тексту, по иллюстрации на основе опыта читателя. 2.Постановка задач к уроку с учетом общей (образовательной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Работа с текстом во время чтения: 1.Первичное чтение текста. 2.Выявление совпадений исходных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.  3.Медленное «вдумчивое» перечитывание текста или отдельных его фрагментов. 4.Анализ текста с помощью постановки уточняющего вопроса к каждой семантической части и беседа по содержанию текста. 5.Уточнение содержания отдельных фрагментов текста, с помощью перечитывания и анализа. 6.Выразительное чтение фрагментов текста. 7.Составление плана текста. 8.Использование технологии развития критического мышления (Прием "Вставка", Кластер, Литературные игры: «Познавательная битва», «Бой», «Слушай лучше», «Анкета», «Кого мы спросим?»).

Работа с текстом после прочтения: 1.Определение основного смысла текста, формулировка его темы и проблемы. 2.Работа с учебными материалами, дополнительными источниками. 3.Работа с названием, иллюстрациями. Обсуждение значения названия. 4.Соотношение взгляда художника и писателя с мнением читателя. 8.Творческие задания, основанные на любой сфере читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, понимание содержания, художественная форма).

Проведенная работа убеждает, во-первых, в ее необходимости; во-вторых, в огромном потенциале, который заключен в научно-популярных и публицистических текстах; в-третьих, открывает большие перспективы в использовании различных приемов, методов и форм обучения на уроках литературного чтения и на внеурочных   занятиях. Статья будет интересна учителям начальных классов, студентам педагогических заведений.

Библиографический список

  1. ФГОС НОО [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf, свободный.
  2. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец.№ 2101 «Рус. яз. и лит.» [Текст] / М.Н. Кожина. – Москва: Просвещение, 2019. – 224 с.
  3. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности [Текст] / Н.Н. Светловская. –  Москва: Магистр, 2017. – 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"

Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ

Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...