«Формирование читательской компетентности младших школьников»
статья по чтению на тему

Выступление на педагогическом совете. 2014 год. Ноябрь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование читательской компетентности младших школьников»
Горбунова Л.В.



(слайд 2)Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

(слайд 3)Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам -  воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя

(слайд4)Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • Изменение отношения к чтению,развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению,  литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

стимулирование творчества детей
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
(слайд 5)Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, печатных тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. Буду приучать  учащихся моего класса постоянно работать со справочной литературой, словарями, посещать  школьную и городскую библиотеки; умение работать с источниками Интернета

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.

(слайд 6)В урочной деятельности использую:
-театрализацию; (Предпринимались попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.)
-ролевое чтение;
-сопереживание;( достижению положительных результатов работы способствует и 
личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».


-беседу;
-беседу-«приманку»;(выбираю текст с ярким сюжетом, начинаю читать его, попутно обсуждая, на самом интересном месте прерываю, ссылаясь на неотложное дело или недостаток времени. Заинтересованные дети дочитываю до конца произведение)
-дискуссию,  которая учит детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание 
самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

-литературную игру и др.
(
слайд7)Во внеклассной работе использую:
-беседу;
-коллективное чтение;
-дискуссию;
-состязание чтецов;
-рекламу книги;
-литературную игру;
-библиотечный час;(
слайды 8,9,10)
-час «тихого» чтения;
-игры со словами;
-литературные головоломки;
-игры и упражнения по развитию речи;
-экран прочитанных книг (это новая задумка. Хочу вместе с Любовью Васильевной в классе сделать такой экран. Это должно подстегнуть читательский интерес);
-выставку рисунков по мотивам прочитанных книг (ребенку предлагается прокомментировать момент из книги);
-проба пера
(
слайд 11)Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? А ведь успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Не может просто так ребенок сказать фразу: "люблю читать. хочу эти книги, хочу, чтобы другие об этой книге узнали". 
Учителю и родителю  следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Использую следующие формы работы с родителями:

коллективная (родительское собрание, беседа),
групповая (тематическая консультация);

индивидуальная (консультации)

(
слайд 12)Помочь ребенку осознать необходимость чтения,

пробудить интерес к чтению лучших книг, талантливо прочесть их- задача взрослых, задача тех, кто верит в силу книги и болеет душой за возрождение культуры и умов России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"

Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...