Формирование читательской компетентности младших школьников
презентация к уроку по чтению на тему

Быкова Наталья Николаевна

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в чтении" и формирование читательской компетентности. 

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Описаны методы и приёмы из опыта работы учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетентности младших школьников

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ 14 НОЯБРЯ 2012Г

УЧИТЕЛЯ НАЧ. КЛАССОВ БЫКОВОЙ Н.Н.

 МКОУ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

«Книга-это духовное завещание одного    поколения другому.
Вся жизнь   человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась
 
                             А.И. Герцен

Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.
                    Сесиль Лупан

Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам -  воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя

 Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  2. развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению,  литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  3. стимулирование творчества детей.

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

        (Слайд 3)Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

        (Слайд 4) Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

(Слайд 6) Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность.

               На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого               дела.

        Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.

        В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные  знания.      

                                                                               

(Слайд 8)Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.

(Слайд10)Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Использую следующие формы работы с родителями:

коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);

групповая (тематическая консультация);

индивидуальная (консультация).

(Слайд 11) Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его значение намного шире.

Направленность программы дополнительного образования  «Кукольный театр «Малыш»

-развитие творческих способностей учащихся, овладение навыками коллективного взаимодействия и общения;

У детей формируется умение вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в группах. убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

У детей реализуется  потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация педагогического опыта учителя начальных классов МКОУ «Политехнический лицей» Быковой Н.Н.

Слайд 2

Формирование читательской компетентности младших школьников Цель: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя «Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась… А.И. Герцен Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан

Слайд 3

Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков отбирать, понимать, организовывать информацию что интерпретировать информацию как давать оценку Информации Я-концепция

Слайд 4

Современный урок по литературному чтению

Слайд 5

Обучение по системе развивающего обучения Занкова совпадает с целью Федерального государственного образовательного стандарта начального образования

Слайд 6

Системно – деятельностный метод обучения ( учить учиться)

Слайд 7

Задачи для учителя Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся во внеурочной деятельности. Стимулировать творчество детей. Prezentacii.com

Слайд 8

Формы внеклассных занятий дискуссия коллективное чтение беседа беседа-"приманка" состязание чтецов реклама книги литературный праздник литературная игра литературная гостиная театральный фестиваль библиотечный час поэтические конкурсы КВН

Слайд 9

Читательская компетентность ТЕРЕМОК С.Маршак«Сказка про козла » Наш друг Чага РУКАВИЧКА Кукольный театр «Малыш»

Слайд 10

Чтение- вот лучшее учение… А.С.Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"

Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....

«Формирование читательской компетентности младших школьников»

Выступление на педагогическом совете. 2014 год. Ноябрь....

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...