ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ»
учебно-методический материал (3 класс) на тему
в опыте представлены формы и методы практической деятельности, диагностика и диаграммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 82.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №11 города Гомеля»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ»
Морозовой Натальи Викторовны
воспитателя высшей категории
8 (044)7178110
natalia.73.orlova@mail.ru
Гомель
2016
1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1.2 Актуальность опыта. Противоречия.
Будучи частью кризисного общества, которое утратило духовно-нравственные ориентиры, ребёнок должен преодолеть немало препятствий на пути личностного формирования и приобретения нравственных, духовных и моральных ценностей.
В сфере образования произошёл рывок в сторону интеллектуализации учебного процесса и уменьшился акцент на формировании нравственных ценностей личности. Ведь честно сознаемся: мы не формируем сегодня культ достойного, доброго человека. Опасность таится в том, что мы выпускаем из школьных стен людей информированных, но часто с большими нравственными изъянами.
В соответствии со статьёй 18 Кодекса Республики Беларусь об
образовании целью воспитания является «формирование разносторонне
развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося». [1, с. 4]
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул, что система образования должна «…воспитывать нравственную личность, прививать чувство гражданской ответственности человеку с младых лет, чтобы каждый смог видеть разницу между добром и злом и выбирать именно положительную сторону любого явления». [3, с. 6]
На 2016-2020 гг. определено содержание духовно-нравственного воспитания, «направленного на формирование нравственной культуры».[1, с.6]
Совокупность данных факторов объясняет актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Ведь от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Актуальность духовно-нравственного воспитания обусловлена наличием существенных противоречий между:
- социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют её формированию;
- знаниями учащихся о нравственности и морали и неумением транслировать их в жизненную практику;
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу? Кажется, я нашла ответ на этот вопрос.
1.2. Целью моего опыта является развитие духовно-нравственных качеств личности посредством волонтёрской деятельности у младших школьников
в условиях группы продлённого дня.
1.3. Задачи опыта:
- создать условия для воспитания у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность;
- способствовать вовлечению и реализации духовно-нравственного потенциала младшего школьника в социально–значимую деятельность;
- создать условия для формирования способности учащихся к духовному развитию, реализации потенциала нравственных установок;
- способствовать развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Ключевым моментом в решении данной проблемы является привлечение учащихся к волонтёрской деятельности, которая влияет на их нравственное становление, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи нуждающимся; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, милосердие. Все эти качества способствуют успешному духовно-нравственному становлению будущего поколения нашей страны. [7, с. 59]
Длительность работы над опытом
В данной работе я описываю свой опыт за последние три года. На первом, проблемно - поисковом этапе работы (2013-2014 учебный год), основное внимание было уделено теоретическому изучению материалов, анализу и обобщению информации по проблеме. Это позволило мне определить основные направления работы.
На втором этапе, теоретико-аналитическом (2014-2015 учебные года), мною осуществлялся отбор, анализ и систематизация источников. На данном этапе все мои наработки были внедрены в воспитательный процесс.
На третьем, формирующем этапе (2015-2016 год), систематизировались результаты работы.
Научно-методическое обоснование
Огромный вклад в разработку методики нравственного воспитания внесли А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.М. Сухомлинский, Н.И. Болдырев.
Трофимова Н.М. считает, что младший школьный возраст благоприятен для усвоения норм нравственности, так как ребёнок верит в авторитет учителя.
Современные исследователи волонтёрского движения (Н.О. Арапов, Л.В. Даль, А.В. Моров, С.В. Тетерский, Л.В. Тарасов, Т.А. Садчикова, М.В. Шакурова и др. отмечают особую значимость различных волонтёрских
инициатив детей и молодежи, связывая с ними перспективы развития
гражданской и социальной активности молодёжи.
Ознакомившись с литературой по данной проблеме, я убедилась, что особенностью младшего школьного возраста является предрасположенность к гуманности, милосердию, преобладание позитивных эмоций, личной активности. Мотив становится устойчивой личностной чертой. Деятельность же является главным условием формирования нравственной личности.
Степень новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению проблемы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников на основе активной добровольческой деятельности.
2. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА
2.1 Ведущей идей моего опыта является повышение мотивации нравственных поступков младших школьников, развитие их нравственного самосознания в результате волонтёрской деятельности в условиях группы продлённого дня.
2.2 Описание сути опыта
Говоря о процессе нравственного воспитания, следует помнить, что специфической его особенностью следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. [6, с. 57]
Нравственная воспитанность, в моём понимании, заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла. Отзывчивость, человечность, ответственность могут быть воспитаны тогда, когда ребёнок кого-то приручает, что-то одухотворяет, во что-то вкладывает свою душу.
О том, как, используя потенциал волонтёрской деятельности в развитии личностных качеств учащихся, мне удаётся достичь поставленных воспитательных целей, я постараюсь изложить в описании сути моего опыта.
Встречая в группе новых детей, я мысленно думаю о том, какие личности вырастут из этих детей, ведь в ответе за их воспитание и я. Поэтому, каждый раз ставлю перед собой задачу: воспитать Человека, всесторонне развитого, порядочного, отзывчивого, милосердного, справедливого, инициативного, открытого внешнему миру.
Воспитательная работа не может рассматриваться как набор определённых мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество педагога и детей в сфере их совместного бытия.
Эффективность нравственного развития зависит от соблюдения единства нравственных знаний, которые получают дети и практической деятельности, в процессе которой эти знания могут найти своё применение [7, с. 40]. Поэтому акцент я делаю на различные виды деятельности, где раскрываются нравственные отношения учащихся.
В работе с учащимися я использую следующие методы:
- словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, убеждение, этическая беседа;
-метод наглядно-практического воздействия – пример;
-методы формирования необходимых качеств личности: упражнения, приучения, поручения. [4, с. 6]
-методы стимулирования: одобрение и поощрение - служат средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и форм поведения, осуждение и наказание - являются средством торможения и задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения. [5, с. 47]
Может ли сам школьник стать активным участником добровольческого дела? Может, но ему сложно самостоятельно увидеть проблему, к решению которой он может приложить свои знания, умения. Я помогаю ребятам разобраться в проблеме и направляю их деятельность в нужном направлении.
Конечно, добровольческая деятельность в начальной школе – это лишь «зачатки» волонтёрского движения. По законодательству волонтёром может стать любой человек, достигший 14-летнего возраста. [2, с. 7] Но, на мой взгляд, процесс социализации личности должен начинаться как можно раньше, и младшие школьники могут систематически заниматься волонтёрской деятельностью и вносить свой посильный вклад.
Направления и формы волонтёрской деятельности в моей группе многообразны:
-Просветительская и профилактическая деятельность (агитбригады, театрализованные представления, создание и распространение печатных материалов различной тематики);
- Поддержка инвалидов в Дуяновском доме-интернате для престарелых и инвалидов;
-Помощь бездомным животным и защита окружающей среды (участие в различного рода акциях по привлечению общественности к данной проблеме, сбор корма для животных, распространение материалов просветительской направленности);
-Творческая деятельность (организация творческих мероприятий, конкурсов, концертов, праздников, сочинительство, оформление стенгазет);
-Досуговая деятельность (организация свободного времени младших товарищей и сверстников, подвижных игр для первоклассников);
-Экологические марши (озеленение и уборка пришкольной территории, подкормка птиц в холодное время года).
В начале года мы вместе с ребятами определили обязанности, с которыми сейчас они неплохо справляются - дежурство по группе, столовой, ответственные за проведение зарядки, проветривание помещения, выяснение отсутствующих в классах.
Говоря о воспитательной системе в своей группе, я говорю о качестве воспитания – то есть, о соотношении воспитательных целей и конечного воспитательного результата.
Готовясь к тематической беседе или практической деятельности, я чётко представляю себе, что должно быть усвоено учащимися, чем они должны владеть на практике. Эта целенаправленность определяет композиционную структуру воспитательного занятия, отбор материала, форму обратной связи. Применение всех компонентов деятельности направляю на конечный результат.
Я не навязываю детям нравственные идеалы, а создаю условия для того, чтобы они самостоятельно ориентировались в ценностях общества, умели рефлексировать своё поведение с позиции усвоенных им правил и поступать в соответствии со своими правилами и убеждениями. При этом я являюсь консультантом, помощником в проявлении индивидуальности школьника по принципу «Я вместе с вами».
Каждодневно ребёнок должен видеть и постигать азбуку нравственности. Это взаимопомощь друг другу в разных видах деятельности, поддержка товарищей при неудачах, доброе и заботливое отношение к окружающим людям, животным, природе. Незаслуженно, на мой взгляд, забыта практика помощи отстающим в учёбе по каким-либо предметам, когда отличники брали шефство над неуспевающими. Я думаю, что в такой ситуации ребёнок отчасти тоже проявляет милосердие.
Перед каждыми каникулами мои ребята организуют рейд с агитбригадой по безопасному поведению по классам. По принципу “равный обучает равного” они передают сверстникам полезную информацию. Обучая других, обучаются сами.
Самые активные ребята сочинили стихи по правилам безопасности на воде, выступив с ними перед учениками начальных классов нашей школы и в ОСВОДе, где получили за своё творчество грамоты. Данные стихи выложены в социальной сети работников образования nsportal.ru, получив высокую оценку педагогов из России.
Воспитание гражданственности, патриотизма является частью духовно-нравственного воспитания. В данном направлении мы проводим тематические мероприятия, выставки рисунков, посещаем музеи, организуем экскурсии, встречи с ветеранами войны в городской библиотеке. Ребята готовятся к встрече: активно учат военные песни (иногда даже помогают мне придумывать новый текст к известным мелодиям), каждый выбирает учить понравившееся стихотворение из предложенных мной. Как правило, участвуют все, поэтому объём стихотворений не всегда достаточный. И мне доставляет большую радость, когда дети просят дать им « ещё хоть одно стихотворение».
Ко Дню спасателя Беларуси, находясь на экскурсии в лицее МЧС, ребята исполнили авторские частушки о безопасности, важности профессии спасателей, тем самым подняв настроение сотрудникам этой серьёзной профессии. А оформленные красочно тексты частушек стали нашим праздничным подарком им.
Затронуть струны добра и сострадания в душе моих ребят помогло неоднократное участие в акциях оказания помощи бездомным животным «Подари им шанс», организованных совместно с волонтёрским движением по защите бездомных животных нашего города, которые проходили в Городском центре культуры. Приглашали добровольцев и в школу, где ко Дню волонтёра не раз готовили концертную программу и собрали корм и медикаменты для их питомцев. К участию в недавней акции привлекли даже первоклассников!
Вместе с волонтёрами общества защиты животных мы с ребятами ездили в «Дуяновский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Ребята готовили подарки к празднику, участвовали в концерте. Конечно, данная категория населения нуждается в помощи и поддержке, но порой внимание младшего поколения, тёплый, душевный разговор для них значит гораздо больше, чем физическая помощь.
С каждой акцией нам всё более активно помогали родители, которые сами учились у детей милосердию, ответственности.
С уверенностью могу сказать, что никакие уроки, семинары и другие традиционные формы обучения не сравнятся с участием ребят в таких акциях, где они окунаются в атмосферу добра, милосердия, отзывчивости. Это и есть "воспитание души", умение не пройти мимо, оказать помощь слабому и беззащитному. Очень важно, что об этом ребята узнают, не сидя за партой, не из рассказов взрослых, не из книг, а постигают на собственном опыте.
Участие ребят в акциях добровольчества и милосердия формирует у них осознанную потребность делать добро, позволяет почувствовать свою значимость, увидеть результаты своего труда, развивает социальное творчество и личный позитивный опыт. Дети постигают главное – делать добро не только полезно, но и приятно. Я пытаюсь донести до учащихся, что помогая кому-то, не нужно сворачивать горы, достаточно просто быть неравнодушным и заниматься добрым и полезным делом.
Добровольческая деятельность моих воспитанников находится пока в самом начале своего доброго пути. Бесспорно, что в развитии волонтёрского движения моей группы имеются определённые проблемы, но думаю, со временем мы будем набираться опыта и воплощать новые идеи в жизнь.
2.3 Результативность и эффективность
Критерием эффективности воспитания и развития является уровень воспитанности, под которым понимается степень сформированности качеств личности. Оценка результативности опыта проводилась мною с использованием наблюдения, бесед с учащимися, анализа различных видов их деятельности. Показателем результативности опыта является не степень приближения ребёнка к единому для всех стандарту, а степень его изменения в сравнении с самим собой: каким он был и каким стал?
Анализ результатов проведённой диагностики (приложение 1), позволил определить эффективность моей работы по созданию условий для воспитания и развития высоких нравственных качеств младшего школьника, посредством потенциала волонтёрской деятельности. Комплексная и целенаправленная работа помогла значительно повысить уровень практических умений нравственного поведения, наблюдается динамика роста духовных ценностей.
В показателях нравственной мотивации и понимании нравственных качеств учащихся заметен качественный рост. Можно говорить о повышении уровня сформированности лидерских и нравственно-этических качеств, позитивных установок на добровольческую деятельность. Ребята стали чаще способны к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. Активней вовлекаются в разработку и реализацию мероприятий добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы.
Результаты диагностических методик показали, что у ребят сформировалась устойчивая нравственная мотивация, из чего можно предположить, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении.
3. Заключение
Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
Анализ результатов проведённой мною диагностики, позволил мне определить эффективность моей работы по созданию условий вовлечения младших школьников в добровольческую деятельность, которая оказывает положительное влияние на уровень сформированности у них высоких нравственных качеств.
Проведённая работа позволила сделать и сформулировать основные выводы:
1) Нравственные ценности детей необходимо развивать именно в младшем школьном возрасте. Ведь не сформированные своевременно нравственные ориентации ребёнка не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии в подростковом возрасте, проявляющемся в асоциальном поведении
2) Организуя участие учащихся в добровольческой деятельности, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить, действовать.
3) Проблемы воспитания человека в человеке и развития в нем доброты как интегрального ценного качества актуальны, важны на современном этапе развития общества.
Я считаю, что в современную систему образования нужно продолжать внедрять различные программы и предметы, развивающие мораль, проводить мотивирующие к доброте и помощи другим занятия.
В воспитательном процессе результата можно ждать годами. Хочется верить, что те начинания, которые имели место в нашей группе, не канут в лету, и наследующей ступени образования педагоги продолжат работу по духовно-нравственному воспитанию и в последующие годы.
Опыт, представленный в данной работе, может быть использован учителями начальных классов и воспитателями групп продлённого дня.
Собственный педагогический опыт представлен на образовательных сайтах средств массовой информации, в подтверждении чему имеются свидетельства об авторстве и о публикациях, а также реализован на различного уровня мероприятиях и семинарах.
Список использованных источников
1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования РБ, 22 фев. 2016 г. № 9 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.– 2016. – № 13. – Ст. 4– 6.
2. Об утверждении Концепции организации молодёжного волонтёрского (добровольческого) движения в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 нояб. 2015 г. №128 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.– 2016. – № 3. – Ст. 6.
3. Инструктивно-методическое письмо по особенностям организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году: утверждено Министерством образования РБ 07.07.2016 г.//Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.– 2016. – № 17. – Ст. 46– 47.
4. Анищенко, Н.В.Формирование этической культуры учащихся. /Н.В. Анищенко // Выхаванне і адукукацыя. – 2015. – № 3. – С. 6– 11.
5. Баранова, Л.И. Активные методы приёмы нравственного воспитания младших школьников / Л.И. Баранова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, – 2014. – №5. – С. 47– 49.
- Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. – Москва: Просвещение, 1979. – 224 с.
- Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.
Приложение 1
Методика № 1 Анкета «Нравственные понятия»
Задание: Как ты понимаешь следующие слова?
Добро
Зло
Мудрость
Мужество
Справедливость
Счастье
Дружба
Милосердие
Сочувствие
Ответственность
Учащимся было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов учащихся представлена в диаграмме. Учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло»,
«добро», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали чёткие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия.
Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «Сочувствие», «Справедливость». Большинство учащихся имело неправильное представление о данных нравственных понятиях.
По данным диагностики можно сделать вывод о том, что необходимо, прежде всего, целенаправленно развивать у учащихся такие нравственные качества как сочувствие, милосердие, справедливость,
Методика № 2 Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
3 - 4 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0 - 1 – низкий уровень.
В представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными, узколичностными и " вещевыми" потребностями.
Методика № 3 Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: Прочитайте вопросы. На каждый вопрос выберите один ответ.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. За каждый положительный ответ даётся 1 балл.
4 балла – высокий уровень; 2 - 3 балла – средний уровень; 0 - 1 балл – низкий уровень.
Можно сделать вывод о том, что уровень нравственной воспитанности у учащихся повысился, что позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект её становления.
Методика № 4: Диагностика этики поведения (толерантного поведения)
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Проведённый тест показал, что необходимо содействовать развитию личности, способной устанавливать дружеские связи, испытывать удовлетворение от общения, учить взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом. Количество положительных ответов в говорит о устойчивой нравственной мотивации учащихся. Из этого следует, что воспитательная работа в рамках нравственного образования ведётся успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...
Система духовно-нравственного воспитания и развития современных младших школьников
Теория и практика....
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»...
Статья на тему "Развитие навыков самостоятельности у младших школьников в условиях группы продлённого дня"
В статье кратко даётся обоснование развития самостоятельности учащихся начальных классов, методы формирования самостоятельности деятельности....
Статья: "Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня"
В статье описаны примеры подвижных игр с детьми во время пребывания детей в группе продлённого дня....
Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня
Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня...
Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня.
Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня....