Система духовно-нравственного воспитания и развития современных младших школьников
методическая разработка (2 класс)

Кузнецова Тамара Михайловна

Теория и практика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система духовно-нравственного развития младших школьников в современной школе

[Введите подзаголовок документа]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 102»

DNA7 X64

16.11.2013


 Согласно стандартам второго поколения, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В настоящее время актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана, на наш взгляд, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника, а это значит, обучение должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Обобщая опыт наблюдения за учащимися младших классов, можно говорить о том, что основными чертами современного ученика являются:

  • Индивидуализм (единственные в семье)
  • Ориентация на материальные ценности
  • Апатия ( равнодушие к окружающей действительности, компьютеризованные дети, мало общаются, мало гуляют, мало читают)
  • Высокая ценность информации (общество называют информационным)
  • Космополизм (отсутствие границ между людьми, быстрая адаптация в рамках любого общества)

В стандартах второго поколения раскрыт вопрос о том, каким быть нравственному образованию младшего школьника и вопрос о духовно-нравственном воспитании личности гражданина РФ.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности

Внеклассная и внешкольная деятельность

Урочная деятельность

Работа с родителями

Патриотизм

Экскурсия на ГАЗ «Знай и люби свой город»

Урок технологии «Открытка деду»

Открытый кл. час «Все профессии нужны»

Социальная солидарность

Кл. час «Паралимпийская олимпиада: боль и радость»

Изложение «Кирилл заболел»

Подготовка к классной дискуссии на тему «Всегда ли нужно говорить правду?»

Гражданст-венность

Участие в конкурсе рисунков «Конституция глазами детей»

Внеклассное чтение Гайдар «Совесть»

Беседа родителей с детьми «Помни, ты не один» (о поведении в транспорте, дома, на улице)

Семья

Интеллектуальная игра «Крестики-нолики»

Текстовые задачи

Семейная игра «Рождественские игры на свежем воздухе»

Наука

Экскурсия в музей радио при университете им. Лобачевского

Проектная деятельность на уроке окружающего мира «Невидимые нити»

Открытый кл.час «Мы с родителями были в музее физики Солнечный город»

Труд и творчество

Беседа «Руки человека»

Использование текстов для диктантов

Участие в новогодней выставке поделок для украшения класса

Природа

КВН «Мы друзья природы»

Чтение раздела по литературному чтению «О братьях наших меньших…»

(12 часов)

Конкурс рисунка «Мир глазами детей»

Традиционные российские религии

Этическая беседа «Откуда пришли добрые слова?»

Внеклассное чтение «Новый год у разных народов России»

Конкурс рисунков «Наши семейные традиции»

Человечество

Кл. час «Мир во всем мире»

Работа с текстами из раздела по литературному чтению «Я и мои друзья»

Субботник во дворе дома

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
  5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.- 254с.
  7. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. – 24с.
  9. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./ О.Г.Дробницкий  - М.: Просвещение,1977.- 376с.
  10. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  11. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 -  С.23- 26.
  12. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
  13. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.
  14. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.  
  15. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.
  16. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.
  17. Нравственное  воспитание  личности  школьника/ Под  ред.  Колдунова  Я.  И. – Калуга, 1969-126с.
  18. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 1979- 461с.
  19. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка,   -М: Просвещение,  1995.- 478с.
  20. Педагогика  школы/ Под  ред.Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.
  21. Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского   – М.: Просвещение, 1983 – 384с.
  22. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
  23. Яновская  М.  Г.  Эмоциональные  аспекты  нравственного  воспитания:  Кн.  для  учителя./М.Г. Яновская  – М.: Просвещение, 1986.- 371с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система духовно-нравственного развития младших школьников в современной школе (педагогические чтения) Кузнецова Тамара Михайловна, учитель начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМН ОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 102

Слайд 2

Актуальность Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством источников сильного воздействия; образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности; нравственные знания дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Слайд 3

Причины проблемы деилогизация общества; ликвидация института воспитания; средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду; снижение критериев нравственности; угроза психологическому здоровью человека.

Слайд 4

Основные черты личности современного младшего школьника

Слайд 5

«Современный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (Данилюк А.Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» – М.,2009)

Слайд 6

Базовые национальные ценности патриотизм ; социальная солиданость ; гражданственность ; семья ; труд и творчество ; наука ; традиционные российские религии ; природа ; человечество .

Слайд 7

Базовые национальные ценности Внеклассная и внешкольная деятельность Урочная деятельность Работа с родителями патриотизм Экскурсия на ГАЗ «Знай и люби свой город» Урок технологии «Открытка деду» Открытый кл . час «Все профессии нужны» социальная солиданость Кл. час « Паралимпийская олимпиада: боль и радость» Изложение «Кирилл заболел» Подготовка к классной дискуссии на тему «Всегда ли нужно говорить правду? » гражданст венность Участие в конкурсе рисунков «Конституция глазами детей» Внеклассное чтение Гайдар «Совесть» Беседа родителей с детьми «Помни, ты не один»(о поведении в транспорте, дома, на улице)

Слайд 8

семья Интеллектуальная игра «Крестики-нолики» Текстовые задачи Семейная игра «Рождественские игры на свежем воздухе » наука Экскурсия в музей радио при университете им. Лобачевского Проектная деятельность на уроке окружающего мира «Невидимые нити» Открытый кл.час «Мы с родителями были в музее физики Солнечный город» Труд и творчество Беседа «Руки человека» Использование текстов для диктантов Участие в новогодней выставке поделок для украшения класса

Слайд 9

природа КВН «Мы друзья природы» Чтение раздела по литературному чтению «О братьях наших меньших…» (12 часов) Конкурс рисунка «Мир глазами детей» Традицион ные российские религии Этическая беседа «Откуда пришли добрые слова?» Внеклассное чтение «Новый год у разных народов России» Конкурс рисунков «Наши семейные традиции» человечество Кл. час «Мир во всем мире» Работа с текстами из раздела по литературному чтению «Я и мои друзья» Субботник во дворе дома

Слайд 10

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание должно происходить в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников».

доклад на тему:«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников»....

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Использование фасилитационных методов обучения и воспитания в развитии личности младших школьников

Я считаю, что мои воспитанники должны учиться мыслить самостоятельно, используя разные методы познания окружающей действительности....

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мой родной край" (для младших школьников 1-4 год обучения)

Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность...

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее»

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее» ...