Использование фасилитационных методов обучения и воспитания в развитии личности младших школьников
статья на тему

Жилина Юлия Юрьевна

Я считаю, что мои воспитанники должны учиться мыслить самостоятельно, используя разные методы познания окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fasilitatsionnye_metody_obucheniya_i_vospitaniya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жилина Ю.Ю., учитель начальных классов высшей  квалификационной категории

        Использование фасилитационных методов обучения и воспитания в развитии личности младших школьников

(1 слайд)

Приступая к обучению любому предмету, учитель всегда, хотя бы мысленно, отвечает на три основополагающих вопроса:

ЧТО он предлагает своим ученикам, т.е. что является предметом обучения;

ЗАЧЕМ этот предмет будет  изучаться, т.е. каковы цели, задачи, значение учебной дисциплины;

КАК следует изучать данный предмет, т.е. каковы методы процесса обучения.

Я считаю, что мои воспитанники должны учиться мыслить самостоятельно, используя разные методы познания окружающей действительности. Поэтому тема моей научно-экспериментальной работы на протяжении нескольких лет – использование фасилитационных методов обучения и воспитания в развитии личности младших школьников. (2 слайд) Методические материалы, обобщённые по данной разрабатываемой мною проблеме, отмечены Почётной Грамотой Министерства Образования и Науки Республики Татарстан.

Реализация данной идеи потребовала помощи психолого-педагогической диагностики учебно-воспитательного процесса, которая позволила проследить личностное развитие учащихся. (3 слайд) Объектами рассмотрения являются:

  • знания и умения
  • особенности самостоятельной учебной деятельности
  • особенности характера поведения учащихся
  • эффективность применения средств и стимулов учебной деятельности.

Поисково-исследовательские наблюдения привели меня к твёрдому убеждению: методы обучения младших школьников должны носить фасилитационный характер (4  слайд), так как система художественно-образных представлений ребёнка базируется на психологических процессах, таких, как воображение, память, эмоции. А они, в свою очередь, есть результат чувственного восприятия мира (через слух, зрение, вкус, обоняние, прикосновение). В ходе исследования ребёнок воспринимает изучаемое многократно (слышит, видит, трогает, нюхает, воздействует…), т.е. работает на уроке как учёный-исследователь и использует методы научного познания (анализ, синтез…) интуитивно, не подозревая об этом. Фасилитационные методы позволяют решить и один из принципов современного образования – многовариантность, множественность. Дети понимают, что учебник – не единственный источник информации (+ энциклопедии, словари, справочники, местные печатные издания, литература о родном крае становятся необходимыми спутниками ребёнка). (5 слайд) 

Формирование способности понимать окружающий мир, актуализация личного жизненного опыта, обучение учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления продуктивнее всего происходят при условии применения фасилитационных методов в комплексе (вы видите это на экране). Ассоциативно-образное мышление, активизированное первым из представленных мною методов, стимулирует творческое начало в выполнении последующих видов работы в течение урока. Ролевая игра способствует формированию чётких представлений о причинно-следственных, пространственных связях. Практикум помогает мне создавать ситуацию самовыбора. Партнёрство, сотрудничество в планировании, осуществлении ответа, свобода ответа, совместный поиск истины… – главные достоинства этого метода, обеспечивающие предельно творческое отношение ребёнка к предлагаемым мною на уроке вопросам. Самостоятельно и вместе с друзьями мои ученики убеждаются, что наука – это не длинный список фактов, это весело, это помогает понять, почему всё происходит именно так. На помощь приходят опыты, которые без излишней дидактичности напоминают учащимся о единстве окружающего мира. (6 слайд)

Для осуществления самоанализа своей деятельности я выделила параметры урока с использованием фасилитационных  методов обучения, которые определяют критерии данного занятия. (7 слайд)

Интенсификации учебно-воспитательного процесса также способствует использование мною элементов различных образовательных технологий. Особое место в системе моей деятельности отведено здоровьесберегающей технологии. Каждый мой урок или занятие – это тропинка к здоровью: физическому, психическому, нравственному. Для этого я разработала комплексы динамических пауз для уроков гуманитарного цикла, естественно-математических дисциплин, художественно-эстетического блока, которые помогают организовать уроки и коллективно-творческие дела в режиме двигательной активности, так как физическая активность учащихся стимулирует работу мозга, а это способствует повышению эффективности их познавательной деятельности; также веду мониторинг состояния здоровья моих воспитанников, что позволяет работать с каждым ребёнком индивидуально. Считаю, что сущность современного здоровьесберегающего урока состоит в том, что это урок, обеспечивающий и ребёнку, и мне, учителю, сохранение и увеличение запаса жизненных сил.

Убеждение, что развивается ребёнок лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, определило мои предпочтения технологии деятельностного метода. Синкретичное соединение с деятельностным подходом фасилитационных методов позволяет мне «предложить»  моим ученикам роль «открывателей знаний». (8 слайд) Я как учитель-фасилитатор только помогаю им эффективно использовать любознательность и интерес:

  • создаю на уроке мотивационную ситуацию
  • организую ситуацию затруднения
  • помогаю ребёнку самостоятельно определить варианты выхода из затруднения
  • создаю ситуацию успеха (алгоритмы, опорные схемы)
  • ввожу в урок элементы рефлексии

И конечно, в нашем современном мире невозможно обойтись без информационных технологий, применение которых напрямую связано с деятельностным методом. Дети учатся находить информацию в художественной и энциклопедической литературе, в Интернете и компьютерных программах и доносить её  до своих товарищей.

(9 слайд) Использование фасилитационных методов обучения продолжаю и во внеурочных занятиях. Это микроисследования природных объектов; работа в лаборатории по изучению и выявлению признаков и свойств исследуемых объектов; это полевые экспедиции в природу, когда совместно – родители, дети, мои бывшие воспитанники – мы отправляемся на изучение родных уголков. Кружок «Экология. Культура. Образование» по авторской программе определяю как средство распространения экологических знаний, пропаганды здорового образа жизни и формирования гражданских идеалов. Сейчас у меня вновь 1 класс. Анализируя содержания учебных предметов с позиций определения их воспитательных возможностей, структурирую материал воспитательного характера. Это помогает мне скорректировать работу с классом, избегать дублирования, проводить её разновариантно. Возможности решения воспитательных задач в урочной и внеурочной деятельности реализую в триаде: я – классный руководитель + учащиеся + родители, что создаёт благоприятный психологический климат в классе (10 слайд), а это, в свою очередь, обеспечивает высокую степень активности моего класса в общегородских и общешкольных коллективно-творческих делах. 92, 3% моих учеников посещают клубы, секции, спортивные комплексы.

Использование фасилитационных методов обучения и воспитания, элементов современных образовательных технологий и средств новых информационных технологий на уроках и во внеклассной работе определяет высокий уровень успехов моих учащихся. (11 слайд) Среди моих воспитанников за эти годы 15 победителей, 18 дипломантов и 52 лауреата различных международных и всероссийских игр-конкурсов. Учащиеся моих классов – неоднократные победители олимпиадных и творческих состязаний в Республике и городе. Эти результаты подтверждаются на следующих ступенях обучения. На выпуске треть медалистов лицея – мои ученики.

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: «Если у вас есть одно яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими, то и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет две идеи». Идея первая: УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УЧИТЬ. Идея вторая: УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ И РАСКРЕПОЩЁННО. А для этого УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ, ПРЕУМНОЖАТЬ в себе ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"

Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно-ориентированных ...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности младшего школьника.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развит...


 

Комментарии

Мальцева Ольга Владимировна

Юлия Юрьевна, очень познавательный материал. Изложен убедительно, красноречиво и понятно. И все же пожелание - хотелось бы увидеть предлагаемую презентацию (а может она есть,а я просто её не обнаружила?)