Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня
методическая разработка

Червякова Вера Ильинична

Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня

В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Так, как большинство родителей значительную часть время заняты на работе, и их выбор для своих детей занятия в группе продлённого дня очевиден. Следовательно, перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья.

Для успешной работы группы продлённого дня важно то, насколько правильно организован в ней режим. Соблюдение в течение длительного времени правильного режима способствует укреплению здоровья, создает жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неукоснительное соблюдение режима воспитывает у учащихся такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Наивысшую работоспособность у детей можно сохранить только в том случае, если правильно организовать чередование труда и отдыха.

Свободное от выполнения домашних заданий время должно быть заполнено умно, интересно, чтобы его проведение было полезно воспитанию детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах деятельности : игровой, учебной, трудовой.

Наибольшую помощь в этом воспитателю группы продленного дня может предоставить игровая деятельность, так как у детей, особенно у первоклассников, постоянно существует потребность в игре.

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

В игре ребёнок и познаёт, и развивается, и воспитывается. Игровая деятельность является важной частью жизни младшего школьника. Наряду с ведущей учебной игровая деятельность содействует успешной адаптации ребёнка к школе, даёт возможности для самовыражения, развития творческого потенциала личности, коммуникативных способностей.

В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности. Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта.

Игра позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность.

Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные, художественные, спортивные; игра-труд, игра-общение, игра-драматизация и т. д. Все они нужны и по-своему полезны детям.

Задача воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.

Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивать фантазию, интеллект, способствует обучению. В игре легко и незаметно для ее участников формируются способности общения с людьми. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

С помощью игры ребенок имеет возможность получать новые знания о мире, развивать в себе те или иные качества, испытывать переживания, которые недостижимы в обычной жизни.

В настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, находить ошибки и недостатки; способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в игровой деятельности.

В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся, ведь это не урок.

Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности, к учебной.

В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. Формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, самокритичность, трудолюбие, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, происходит развитие коммуникативных способностей, создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем проводить такие занятия нужно регулярно, а не от случая к случаю.

Условия, необходимые для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, время самоподготовки.

В игре воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти правильный индивидуальный подход к каждому ребенку. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить тесный контакт.

Задачи игры:

1. Главная задача – подготовка детей к жизни.

2. Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.

3. Организация учебно-познавательной деятельности.

4. Создание и укрепление детского коллектива.

Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребенку пищу для подражания, повторения, а с другой – представляем поле фантазии и личного творчества.

Точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом.

Таким образом, игра выполняет следующие функции:

- обучающая;

- развлекательная;

- коммуникативная;

- релаксационная;

- психотехническая – формирование у детей навыков по подготовке своего физиологического состояния для эффективной деятельности.

Условия эффективности игры:

1. Игра будет эффективна только в том случае, если дети свободно и добровольно включаются в игру.

2. Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.

3. Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.

4. Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.

5. Игры должны проходить под наблюдением взрослого.

Педагогические требования к игре:

1. Дети должны хорошо понимать смысл игры, её правила, идею каждой игровой роли.

2. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.

3. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности.

4. В игре не должно унижаться достоинство её участников.

5. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер её участников.

При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:

1. Не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые).

2. Игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка.

3. Играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков.

Роль игры в воспитании личности:

1. В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.

2. Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

3. Чем младше ребёнок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры.

4. Именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Существует несколько типов классификации игр. Например:

группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п. Учащиеся I—II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Они занимают особое место в моральном воспитании ребенка. Такие игры имеют преимущественно коллективный характер, потому что отражают отношения в обществе. Разделяют их на ролевые, режиссерские, игры-драматизации. Сюжетом могут быть театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, что не имеют пока аналогов в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развить сюжет; распределить роли; подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.

Дети младшего школьного возраста любят такие игры, как «Семья»«Школа»«Я беру интервью»«Театр пантомимы»«Магазин»«Кукольный театр» и др.

III группа – дидактические (обучающие) игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Их цель – создание условий для расширения, углубления, закрепление знаний и умений. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.

IV группа – спортивные (подвижные) игры - важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от тех, кто играет, активных подвижных действий, направленных на достижение условной цели, указанной в правилах. Преимущество подвижных игр в том, что в процессе игры используют все виды присущих человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанья, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, - и поэтому является универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Характерной чертой подвижных игр есть не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.

Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения, необходимого для достижения цели. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием играют в игры«Третий лишний»«Совушка»«Успей занять место»«Цвета»«Два Мороза» и др.

группа - игры интеллектуальные: игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т. д.

Игры также могут классифицироваться:

- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги,

- по месту проведения (на воздухе, в помещении,

- по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные,

- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные,

- по количеству участников (индивидуальные, командные,

- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);

- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).

Интерес детей вызывают игры-соревнования по группам. Для проведения подобных игр воспитатель группы продлённого дня готовит заранее и оформляет вопросы или задания, на которые предстоит ответить, например, используя книгу, материалы газет, журналов, интернет -ресурсов и т. п.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным.

Воспитатель, который использует в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

У воспитателей ГПД большие возможности познакомить детей с различными играми, привить любовь к ним. Для этого в группе продленного дня необходима интересная и разнообразная игротека.

НАША ИГРОТЕКА

Популярными среди детей являются игры, описанные ниже, в которые при правильной организации и повторении дети через какое-то время начинают играть без активной помощи воспитателя группы продлённого дня.

«Что нового?»

Один ребёнок выходит за дверь и меняет там что-то в своём внешнем виде (например, засучивает рукава блузки, снимает одну серёжку, возвращается, и все отгадывают, что в его одежде изменилось.

«Узнай по голосу»

Среди играющих детей выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям. Его задача – узнать по голосу ребёнка, которого коснётся второй водящий. Этот ребёнок произносит имя первого водящего. Первый водящий угадывает произносившего по голосу (может быть несколько попыток, затем первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.

«Узнай по описанию»

Среди играющих выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям. Его задача – угадать ребёнка по описанию его внешнего вида (глаза, волосы, одежда, обувь и т. п.). Второй водящий описывает кого-либо из детей. После угадывания первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.

«Что изменилось?»

Перед детьми несколько предметов (например, 7 игрушек). По сигналу дети закрывают глаза, а водящий что-то меняет (например, меняет местами какие-либо две игрушки, убирает (добавляет) какую-то игрушку). Дети угадывают, что изменилось.

«Третий лишний»

Играющие, становятся по кругу парами, один позади другого, лицом к центру круга. Расстояние между парами 1-2 м. Двое водящих – за кругом, один из них убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится «третьим лишним». Он теперь должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснётся) убегающего, то они меняются местами.

«Совушка»

Выбирается водящий – «совушка». Играющие на площадке, а «совушка» в гнезде (отведённое для этого место) По сигналу «День наступает» дети, подражая полёту бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают. По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит на «охоту» шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает» - «совушка» уходит в гнездо и играющие опять «оживают»«Совушка» меняется через 2-3 игры.

«Цвета»

Игроки становятся в кругВедущий командует«коснитесь жё лтого: раз, два, три!»Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел – выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом, Побеждает оставшийся последним.

Интерес детей вызывают игры-соревнования по группам. Для проведения подобных игр воспитатель группы готовит заранее и оформляет вопросы или задания, на которые предстоит ответить, например, используя книгу, материалы газет, журналы и т. п.

«Крестики-нолики»

Все участники делятся на 2 команды: команда «Крестики» и команда «Нолики»Игровое поле разделено на 9 клеток, каждая из которых имеет свой номер, своё название. Каждая клетка закрыта. Команды по очереди выбирают номер игровой клетки. В открытой клетке находится задание. Ведущий объясняет правила выполнения задания. Победившая команда в этой клетке ставит свой знак – «крестик» или «нолик». Выигрывает команда, выставившая больше своих знаков.

Возможно проведение игр-соревнований без использования дополнительных источников информации. Например, можно предлагать задания-задачи, ребусы, кроссворды. Не менее привлекательны для детей игры-путешествия, придающие познавательному содержанию необычность. Например, игра «Путешествие по Алфавиту» может включать станции«Лес потерянных букв»«Река слов»«Поляна анаграмм»«Поляна шуток»«Замок загадок».

«Соберите словечко!»

Каждой команде даются буквы, из которых нужно составить слово, связанное с темой «Здоровье».

1) Буквы: з, а, р, я, д, к, а

2) Буквы: з, а к, а, л, к, а

«Знатоки английского»

Детям каждой команды выдаются карточки с английскими словами, дети переводят. Например: ball (мяч, football (футбол, baseball (бейсбол, health (здоровье).

«Чёрный ящик»

Дети задают вопросы о содержимом в ящике, на которые учитель отвечает «Да» или «Нет». В ящике – яблоко.

Какие продукты считаются наиболее полезными? (Овощи и фрукты)

Игры на усвоение названий предметов и действий. «Что пропало?»«Угадай, кто тут?»«Наша улица»;

Игры, связанные с определённым видом трудовой деятельности людей : «Кто построил этот дом?»«От зёрнышка до булочки»«Откуда стол пришёл?»«Кем рубашка сшита?»;

Игры, развивающие сенсорные способности учащихся«Назови одним словом»«Что лишнее?»«Собери картинку»;

Игры, направленные на воспитание у детей правил поведения в общественных местах«Мой друг светофор»«Правильно ли он поступил?»;

Игры, направленные на воспитание чувства уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к родному краю«Гости нашего города»«Путешествие по городу»«Природа и человек».

Группа продленного дня является одной из форм воспитания детей и помогает организовать благоприятные условия для их отдыха, обучения и воспитания, сочетание учебно-воспитательной работы на уроках и во внеурочное время. Она обеспечивает, учитывая возрастные особенности, их умственное, нравственное, эстетическое, физическое, духовное развитие, создает условия для организации производительного труда, открывает возможности всестороннего выявления и развития индивидуальных, способностей, запросов и интересов детей.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.

Игровая деятельность, организованная в группе продлённого дня, объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при соблюдении правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продленного дня

Игровая деятельность выступает важной частью жизни обучающихся. Для реализации тех или иных педагогических целей воспитатель группы продленного дня должен знать игры, владеть методикой их проведения, ...

Статья: "Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня"

В статье описаны примеры подвижных игр с детьми во время пребывания детей в группе продлённого дня....

Статья: "Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продленного дня"

В статье описаны примеры подвижных игр с детьми во время пребывания детей в группе продлённого дня....