Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"
методическая разработка на тему

Леонова Светлана Егоровна

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Государственное общеобразовательное учреждение

                                        Тверской областной институт усовершенствования учителей

                                        Кафедра теории и практики воспитания

   

 

                                             Курсовая  работа

Тема: Развитие  коммуникативных  способностей  младших  школьников  в  режиме  группы  продленного дня.

                                                              Выполнила: Леонова С.Е.

                                                                                   воспитатель  ГПД

                                                                                   МОУ  средняя школа №5

                                                                                    г. Торжка

                                                                                 Руководитель:

                                                                                  преподаватель кафедры теории

                                                                                   и практики воспитания ТОИУУ

                         

                                                       Тверь, 2007

                                               Содержание

1.   Введение ………………………………………………………………..3

2.   Концепция  деятельности……………………………………………..5

3.   Теоретическая  база…………………………………………………9

       3.1.  Понятие «эффективное  общение»…………………………. 10

       3.2.  Составляющие  коммуникативных  способностей………….10

       3.3.  Содержание и структура коммуникативных умений……...11

4.   Система  работы……………………………………………………14

        4.1.  Основные разделы системы………………………………….15

        4.2.   Краткое содержание и задачи каждого раздела.

                  Используемые типы заданий……………………………….15

5.   Выводы………………………………………………………………22

Приложения

                                                                                                                                   

Введение

Воспитателем группы продлённого дня работаю пятнадцать лет. Восемь лет  

проработала в детском дошкольном учреждении.

Став воспитателем ГПД в 1992 году, первое время не могла чётко сформулировать воспитательные цели в работе с группой. После уроков одни  ребята спешили на хор, другие на хореографию, на гимнастику, на секцию борьбы, на театральный кружок, на занятия кружка «Мягкая игрушка». И было трудно «ухватить» эту ниточку своей роли именно, как воспитателя, а не координатора в жизни группы. Естественно, я планировала свою работу. Проводила викторины, конкурсы чтецов и рисунков, экскурсии. Одновременно наблюдала за детьми, посещала уроки, общалась с учителями, с родителями. Стали проявляться проблемы.

Увидела, что каждый ребёнок в группе сверстников занимает определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся ребята. Степень популярности, которой пользуется ребёнок, зависит от многих причин: его знаний, особенностей поведения, внешности, умения устанавливать контакты с другими детьми и т. д. Среди детей были застенчивые, были дети, которые мало общались с другими, или, наоборот, были очень активные, пытающиеся подчинить себе других. Часто возникали ссоры, дело доходило до слёз. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои интересы, не считаясь с желаниями других. Старшие часто обижают младших. Много конфликтов вспыхивает между мальчиками и девочками.

Моделируя воспитательный прогресс, задумалась: «Что делать, чтобы взаимодействие детей стало более гармоничным?». Очевидно, необходимо изучать и развивать коммуникативные способности. Ребёнок приходит в школу, имея навыки общения. Ясно, что этот опыт дети получают в семье. Общение взрослого и ребёнка во многом предопределяет общения со сверстниками. Многими авторами изучалось влияние конфликтов в семейных отношениях на развитие ребенка. Очень важно для развития будущей личности, чтобы семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Если этого нет, у ребёнка проявляется несформированность общения.

Придя в школу, ребёнок общается с учителями, со сверстниками, пополняя уже имеющийся опыт общения. Передо мной встал вопрос: «Что хочу я сделать как воспитатель?». Мой ответ: «Я хочу, чтобы каждый ребёнок в моей группе научился чувствовать себя и других. Всегда существует граница между тем, что хочется и тем, что можно. Об этом необходимо помнить».

Считаю, что такая работа актуальна!

Актуальность этой работы можно подтвердить, если попытаться теоретически проследить генезис общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Как известно по работам М. И. Лисиной, А. Г. Рузской и других авторов. В дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить или скорректировать сложно, а иногда и невозможно.

Концепция деятельности

Отечественный психолог Л. И. Божович в своих исследованиях подтверждает влияние общения на развитие личности.

Исходя из вышесказанного, гипотезу своей работы, я сформирую так: «Развитие коммуникативных способностей помогает решать проблему общения и способствует личному росту ребёнка, если строить свою работу в системе, уделяя большое внимание игре и другим видам деятельности, в которых ребёнок может быть успешен».

Общая цель: личностный рост ребёнка.

Конкретная цель: Способствовать развитию личности, владеющей навыками культурного поведения, общения и гуманного обращения к окружающему миру.

Основные задачи:

1. Изучение способностей, возможностей и интересов воспитанников, с учётом влияния семьи и социальной среды.

2. Обучение детей пониманию себя и «быть в мире с собой».

3. Формирование и поддержание у детей интереса к окружающим, умения понимать чувства других.

4. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.

5. Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей.

6. развитие творческих способностей, активности и самодеятельности в процессе коммуникативной деятельности.

Критерии оценки.

В своей работе учитываю данные педагогической диагностики. Она позволяет объективно оценить характер и особенности педагогического процесса, как процесса взаимодействия и взаимоизменения воспитателя и воспитанника, определить зону ближайшего развития личности учащегося.

Своё общение с детьми начинаю с наблюдения. Беседую с ребятами, пытаюсь постичь круг их интересов и увлечений. Много информации даёт обработка родительской анкеты (особенно - графы о состоянии здоровья, интересах, особенностях детей). Анализирую  творческие работы ребят (рисунки). В числе первых провожу «Цветик-семицветик» (методику определения общественной направленности личности, разработанную Н. П. Царёвой).

В условиях группы продлённого дня сложные анкеты и тесты проводить не представляется возможным. Тем более, обрабатывать результаты должны специалисты. Стараюсь использовать диагностические тесты игровой направленности, чтобы не допускать перегрузки эмоциональной сферы младших школьников. Здесь есть над чем работать и размышлять. Имею в виду подбор методических приёмов для диагностики. Я использую несложные тесты и анкеты, вопросы которых понятны и интересны детям. Эта работа проходит как момент общения воспитателя и ребёнка, только по желанию ребят. Но хочу отметить, что случаи отказа редки. Дети активно принимают в этом участие. Им очень нравится отвечать на вопросы тестов.

Дети начинают понимать, что все люди разные. Нет двух совершенно одинаковых людей, у каждого своё мнение на разные вопросы, а значит и свой путь. И чтобы правильно его выбрать, нужно получше узнать самого себя, свои особенности, отличающие тебя от других, свои истинные желания, мечты.

Они (тесты) помогают нам открывать глаза на что-то, чего мы о себе никогда не знали, могут указать выход из затруднительного положения. Я учу детей, что «познавая себя - вы познаёте мир, начинаете лучше понимать людей, близких вам и других, и те законы, по которым всё движется и изменяется».

Детям очень нравятся анкеты: «Мои интересы», «Какой я?», тесты: «Внимательны ли Вы?», «Поставь себе оценку за вежливость», «Самооценка». Данные этих тестов позволяют увидеть проблемы ребёнка, в том числе и в общении. Данные социометрии позволяют оценить взаимоотношения в группе, выявить лидеров и детей, у которых есть проблемы в общении. Результаты тестов иногда сообщаю ребёнку. Несмотря на достаточную очевидность результатов, говорю, что тест демонстрирует, что следует в себе изменить, над чем задуматься. Никогда не забываю, что с помощью тестов можно оценить отдельные стороны личности, но нельзя оценить человека в целом.

Качественные результаты, конечно, есть. Старшие ребята стали терпимее к младшим, доброжелательнее по отношению друг к другу. Стали более уважительными по отношению к близким, особенно бабушкам. Реже звучат повелительные нотки. Дети стали ласковее, добрее. Во взаимоотношениях детей стало меньше конфликтов. Хотя они ещё случаются. Если говорить о количественных показателях, то они таковы:

                                Данные обработки тестов за 2004 - 2006 гг.

Качества личности

Всего

Детей

   Было

(человек)

Было

  (%)

  Стало

(человек)

Стало

  (%)

           Низкий уровень

Общительность

    30

       8

  26,6

       1

   3,3

         Высокий уровень

Общительность

    30  

        3

   10

      11

  36,6

Конфликтность

    30

       16

   53

       6

   33

Примечание: в графе «конфликтность» приведены данные детей, способных создать конфликтную ситуацию.

Анализируя данные таблицы, видим положительную динамику развития общительности и снижение конфликтности в группе.

По данным наблюдения и тестирования, стало больше детей с адекватной самооценкой. Хочу отметить, что продолжаю вести поиск эффективных методик для определения результативности своей работы.

Модель деятельности.

Я графически показала систему действий, которые необходимо совершить для решения поставленных целей. Над выполнением поставленных задач работаю в течение всего учебного года. Работу с ребятами 3 - 4 классов я объединила в раздел «Я и другие». С учащимися 1 - 2 классов занятия провожу раз в неделю, с учащимися 3 - 4 классов - один раз в две недели. Одновременно учитываю роль семьи, среды. Общаюсь с родителями учащихся, с учителями, руководителями кружков с целью изучения способностей, возможностей ребёнка и их проявлений.

                                               Модель деятельности

Семья

Учитель,

сверстники

Социальная

    среда

             

                С П О С О Б Н О С Т И

        1 класс

РАЗДЕЛЫ:

«Я - ученик»

«Какой я?»

«Мои чувства»

 «Все люди разные»

ЗАДАЧИ: формирование активной позиции, создание ситуации успеха пробудить интерес к самому себе, дать понятие о чувствах и эмоциях. Развитие творческих способностей, активности.

          3 - 4 классы

РАЗДЕЛЫ:

ЗАДАЧИ: формирование поддержание интереса к окружающим, умения понимать чувства других. Адекватная оценочная деятельность на анализ своего поведения и поступков других. Способствовать развитию адекватной самооценки.

«Я и другие»

          2 класс

 РАЗДЕЛЫ:

 «Что я знаю о себе?»

ЗАДАЧИ: учись понимать и принимать себя. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях. Развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности. Способствовать формированию адекватной самооценки.

 «Общение»

       Навыки

  общения  и

культурного            поведения

Изучение

способностей

и возможностей каждого ребёнка. Изучение эффективности воспитательной деятельности

   Коммуникативные способности → общение

             Фактор развития личности ребёнка

    С и с т е м а  д е я т е л ь н о с т и  

                 

Основные методы деятельности:

1.  Диагностические

2.  Наблюдения

3.  Рассматривание рисунков

4.  Свободное и тематическое рисование

5.  Упражнения подражательно-исполнительного и творческого характера

6.  Этюды

7.  Моделирование и анализ заданных ситуаций

8.  Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные,

     коммуникативные, интерактивные

9.  Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации

10. Чтение художественных произведений

11. Рассказ педагога и рассказы детей

12. Беседы

13. Мини-конкурсы

14. Дискуссии

Теоретическая база

Сформированность общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей (готовность психических процессов, эмоциональная готовность, наличие произвольности, волевого поведения) готовности к школьному обучению.

А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин и их сотрудники много внимания уделяли исследованию общения и его роли в развитии ребёнка.

Что же такое общение? Каковы составляющие способности к общению? Ответы на эти вопросы я нашла в книге Филипповой Ю.В.

Понятие «эффективное общение»

Прежде чем рассуждать о развитии и особенностях общения ребенка младшего школьного возраста, следует определить, что же такое общение, коммуникативные способности.

Общение - это, прежде всего, процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, её восприятие и понимание общающимися людьми, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении в этом возрасте возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия.

Общение сопровождает ежесекундно. В ходе общения ребёнок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Взаимодействуя с ними, ребёнок реализирует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки.

Составляющие коммуникативных способностей

Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность её взаимодействия и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:

1. мотивационная (Я хочу общаться)

2. когнитивная      (Я знаю, как общаться)

3. поведенческая   (Я умею общаться)

Первая составляющая «область желания» включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребёнка вступить в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты, стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с книгами, телевизором.

Недостаточнее развитие потребности в общении может быть связано с физиологическими нарушениями ЦНС, но чаще оно имеет под собой психологическую основу. Появление у ребёнка различного рода психологических проблем связано, как правило, с негативными факторами социальной, прежде всего семейной среды.

Вторая составляющая коммуникативных способностей - «область знания» определяется тем, в какой степени ребёнок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Внутренне представления о взаимодействии с родителями, воспитателями и учителями, с другими детьми. Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в общение, определяет затруднения, которые могут возникнуть в период адаптации в новом школьном коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками: его конфликтность, агрессивность, застенчивость, замкнутость.

Третья составляющая способности к общению - «область умений» - умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении. Она включает в себя умения адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относится к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.

Вывод. Таким образом, коммуникативные способности представляют собой единство трёх составляющих. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребёнка развитых коммуникативных способностей.

Содержание и структура коммуникативных умений

Эти вопросы достаточно тесно раскрыты в книге Максимовой А.А.(10).

Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить своё поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

1. Коммуникативные умения - это именно осознанные коммуникативные действия учащихся, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям младшего возраста.

2.Коммуникативные умения - это ещё и способность учащихся управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приёмы и способы действий.

Коммуникативные умения по структуре являются элементарными, сложными. Навык - это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь.

По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений (Л.Р. Мунирова).

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:

● вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, приглашение, вежливое обращение);

● ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с друзьями, учителем, взрослым, понять ситуацию, в которую ставятся партнёры, намерения, мотивы общения);

● соотносить средства вербального и невербального общения:

    - употреблять слова и знаки вежливости;

    - эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты,

    мимику;

     - получать и снабжать информацией о себе и других.

Группа регуляционно-коммуникативных умений:

 согласовывать свои действия с мнением других, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, давать светы самим и слушать советы других);

● применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач;

● оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, принимать правильное решение, выражать согласие, несогласие, одобрение, неодобрение).

Группа аффективно-коммуникативных умений:

● основывается на умении делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами;

● проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание;

● оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Для работы удобно пользоваться таблицей.

Показатели

                     Коммуникативные умения

Структура

                Знания → простые (элементарные) → навык

                       сложные умения (коммуникативные)

Содержание

Информационно-

коммуникативные

      Регуляционно-

   коммуникативные  

     Аффективно-

  коммуникативные

Примеры

●  Вступать в процесс общения

● Ориентироваться в партнёрах

 Согласовывать свои действия, мнения,

установки с потребностями товарищей по общению

● Доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься

● Применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач

● Оценивать результаты совместного общения

● Делиться своими чувствами, интересами, настроением

● Проявлять чуткость, сопереживание к партнёрам по общению

● Оценивать эмоциональное поведение друг друга

Содержание и структура коммуникативных умений

   Необходимый уровень сформированности коммуникативных умений может быть облегчён при определённой последовательности и системности воспитательной деятельности. Такой подход я увидела у Овчаровой Р.В. (11). Автор разработала курс «Азбука общения» и программу. Дан полный анализ разделов программы, приводятся возможные типы заданий. Некоторые из них я использую в своей работе. Позиция автора мне очень близка. Мне очень нравятся авторские сказки Хухлаевой О.В. (18), использую их в работе, а также её игровые методики коммуникативной направленности. Очень интересны методические разработки занятий С.И. Гин (3, 4). Большое внимание в пособии отводится стихам, специально подобранным таким образом, чтобы «мораль» не «выпячивалась», а пряталась внутри ситуации, нередко смешной. Кроме того, многие диагностические тесты я нашла в её книге (3) «Общительны ли Вы?», «Добрый ли у Вас характер?» и др.

Система работы

Известно, что 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Но по моим наблюдениям многие родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребёнке в период обучения в начальной школе. Гораздо большее внимание уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. А качественные изменения очень важны. Развитие коммуникативных способностей, это тоже развитие личностных качеств. Заметила интерес к этой проблеме у детей, поэтому разработала систему знаний. Говоря о системе своей работы, хочу уточнить - методика моей работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное суждение и поисковую активность самих детей, пробуждаю их к творческому отношению при выполнении заданий.

Основные разделы системы

1. Я - ученик                  1 кл.

2. Какой я?                     1 кл.

3. Мои чувства              1 кл.

4. Все люди разные      1 кл.

5. Что я знаю о себе?    2 кл.

6. Общение                    2 кл.

7. Я и другие                  3-4 кл.

Краткое содержание, задачи каждого раздела.

Используемые типы заданий

        1.Я - ученик.

        Что  ждёт  ребёнок,   переступая  школьный  порог?  Только  успеха. Ребёнок  убеждён,  что  у  него  всё  должно  получаться  хорошо,  поэтому сильно  переживает  свои   неудачи.  Всегда  стараюсь,  чтобы   каждый  ребёнок  почувствовал  свою  собственную  ценность  и  значимость.  Другое важное  направление  в  работе  с  первоклассниками  -  установление  атмосферы  дружелюбия.  Ведь  общение  детям  нужно  выстраивать  заново.

        Задачи  раздела:  содействие  осознанию  позиции  школьника,  формирование  дружеских  отношений  в  группе;  развитие  уверенности  в  учебных  возможностях,  формирование  информационно-коммуникативных  умений  (вступать  в  процесс  общения,  соблюдать  правила  культуры  общения  с  ребятами  и  взрослыми).  

        Типы  заданий,  которые  включаю  в  занятия:  «Знакомство»,  игра  «Чувствуем  друг  друга»,  создание  стенда  «Наши  умелые  ладошки»,  игра  «Имя  соседа»,  игра  «Я- солнышко»;  чтение  сказки   в  стихах «Про  Колю»;  чтение сказки  «Как   Муравьишка   пошёл  в  школу»;  упражнение  «Закончи  предложение»:

«Я  хотел  идти  в  школу  потому,  что…»,

«Я  хотел  в  школу,  чтобы  научиться…»;«Будь внимательным»:

При разговоре люди смотрят друг на друга. Давайте проверим вашу наблюдательность. Закройте глаза.

У кого сосед(ка) по парте со светлыми волосами? Поднимите руку! Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза.

 У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку! И т.д.;

игровое упражнение «Изобрази предмет» (выполняют в парах); «Буквы на спине» (выполняют в парах), «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла». Детям очень нравится выполнять это упражнение.

Следует заранее приготовить клубок светлой шерсти (можно просто любые яркие нити). Воспитатель говорит детям, что войдя в класс он чувствует, как между ребятами тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, как будто образуется клубочек тепла, охватывающий всех детей. Затем он привязывает ниточку к руке одного ребенка со словами: «Ты часть клубочка тепла, потому что ты ... (называет его хорошее качество). Затем тянет клубочек к следующему ребенку и так продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в «клубочке тепла». Тогда воспитатель предлагает почувствовать, как через ниточки они получают тепло от ребят и назвать их иена. Затем он разрезает ниточки, кладет их в конверт и говорит, что сохранит его как знак теплых отношений между ребятами в группе.

        Кроме         названных,         использую         игры         малой         подвижности,

Физкультминутки во время проведения занятий.

2. Какой Я?

Ребенок получает возможность задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые выполняет, понять свою значимость для других людей и ее причины. Одновременно он лучше узнает других.

Задачи: помочь ребенку осознать свою единственность и уникальность, формирование адекватной самооценки, понять уникальность других людей, формулировать правила сотрудничества.                                                    

                                                                                                                           16

Типы заданий, которые я использую: «Здравствуйте, это я», игра похожий на других», игра «Я умею», игра «Сказка - ложь, да в ней намек» кого из героев сказок я хотел бы превратиться), игра «Свет мой, зеркало скажи!», «Мой автопортрет» (рисование).

Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. «Правила поведения на перемене», «Правила ведения беседы «Правила игры».

3. Мои чувства.

Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдаю (боль, обида, страх) и разрушения (гнев, злоба, агрессия) им ближе, чем эмоции добра и радости. Отрицательные эмоции стимулируют развитие невроза, разрушают здоровье детей. Дети не умеют проявлять положительные эмоции.

Задачи: учить проявлять положительные эмоции, обучать распознанию описанию своих чувств и чувств других людей. Развивать аффективно коммуникативные умения. Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева. Способствовать снижению уровня страхов,

Типы заданий, которые я использую на занятиях:

• Упражнения на развитие мимических движений, игры на тренировку распознавания эмоционального состояния с помощью рисунков (использую демонстрационный материал «Наши чувства и ЭМОЦИИ»).

• Этюды на развитие выразительности жеста: «Заколдованный ребенок», «Отдай!», «Уходи!», «Я не знаю», «Игра в снежки» и др.

• Этюды на изучение поз, походки и других выразительных движений «Пройди как пожилой дедушка», «Кто я», Живые игрушки».

• Этюды «Поссорились и помирились», «Разное настроение «Прогулка», «Музыка - это ... ».

• Игра «На что похоже настроение», игра «Зеркало», «Море волнуется - проводится как знакомая детям игра «Море волнуется раз, море волнуется два,

                                                                                                                                           17

море волнуется три: фигура радости (страха, стыда и т.д.) на месте замри!». Далее водящим становится тот, кто создал наиболее яркую фигуру.

  1. Упражнение «Закончи предложение:

        «Радость - это когда         »,

        «Печаль - это когда         »,

        «Страх - это когда         » и Т.д.

  1. Игра «Зоопарк», «Рисунок радости».

• При работе над темой «Страх» использую сказки «Девочка с мишкой» (Е. Зубарева), «Темноландия» (Р. Масленникова). Свои страхи дети рисовали, а потом брали цветные карандаши и пробовали превратить свой страх в нечто смешное и забавное.

4. Все люди разные.

Ребенок познает себя. Одновременно он рядом с другими людьми. Чем лучше ребенок осознает свою единственность, тем легче ему со временем понять уникальность других людей, определение ценности человека по тому, что он способен сделать хорошего.

Задачи: познакомить с понятием «качества людей». Помочь детям исследовать свои особенности. Учить соблюдать правила культуры общения в отношениях с друзьями. Развивать умения согласовывать свои действия с потребностями своих друзей.

Типы заданий, которые включаю в занятие: упражнение «Кто сегодня молодец?», «В чем твоя сила?», работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце» (18), «Я знаю три хороших качества» (игра с мячом), работа со сказкой «Я не такой как все» (18).

«Я хотел бы стать более ... » - дети представляют, что в класс пришел волшебник, и они могут у него попросить только одно хорошее качество. Роль волшебника играет воспитатель. Далее детям нужно доказать волшебнику, что это им необходимо. Тогда волшебник соглашается, гладит ребенка по голове и говорит утвердительно: «Ты будешь более ... (ласковым, внимательным, доброжелательным).

                                                                                       

 

                                                                                                                                                       18

Упражнение «Угадай-ка» - внимательно посмотреть на своего соседа по парте и попробовать угадать, что нравится в нем его маме.

Психологическая загадка. По описанию дети должны догадаться, какое качество задумал водящий. Например, «Человек, умеющий жить мирно, нужно, без ссор» (миролюбивый).

Очень нравится детям игра «Сердце группы». Из листа ватмана вырезаем сердце, крепим к доске. Дети называют свои положительные качества, которые нужно записать на контуре сердца.

        5. Какой я?         2 класс

Во втором классе продолжаю работу по формированию у ребенка интереса к самому себе: «Какой я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?». Развиваю эмоциональную и волевую сферу.

Задачи: познакомить с понятием «поступок», «привычка», дать понятие «характер», показать, как характер влияет на поступок и поведение человека. Учить детей ориентироваться в партнерах, ситуациях общения.

Задания, которые использую на занятиях:

• Моделирование положительных черт характера через движения, позы этюды «Часовой», «Добрый мальчик»;

• Моделирование нежелательных черт характера (этюды «Злюка», « Ябедник», «Хочу и всё»);

  1. Обсуждение темы «Честность и лживость»;

• Чтение стихотворения «Перестарался» (С. Погорельского), чтение сказки «Честное гусеничное» (В. Берестов);

  1. Игра «Каким быть?»;
  2. Обсуждение «Переход в противоположность» и др. задания.

        6. Общение         2 класс

Суть работы воспитателя, - помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств. Но эти качества есть и у других. А каковы качества настоящего друга?

                                                                                                                                                                   19

Задачи: развивать коммуникативные умения (доверять, помогать, поддерживать тех, с кем общаешься, проявлять чуткость, сопереживание другим). Сформировать представление о противоречии. Помочь осознать причины возникновения конфликтов и способы их преодоления.

Типы заданий, которые использую на занятиях:

  1. Тест «Общительны ли Вы?»;
  2. Сказка про гусеничку (А. Котова) (18);

• Упражнение «Чистое сердце», упражнение «Темные и светлые мешочки», упражнение «Светофорики»;

• «Заяц-Хваста». Дети вспоминают сюжет сказки про Зайца-Хвасту тетку Ворону. Предложить побыть зайцем каждому ребенку. Нужно встать стул - «пенёк» - и громко сказать: «Я самый-самый ... »;

  1. Работа со сказкой «О Муравьишке» (О. Санагина);

• Игры-драматизации различных сказок. Мы в группе разыгрывали сказку «Лиса и Журавль». Детям было предложено изменить конец сказки так, чтобы Лиса и Журавль помирились;

• Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе общения: «Подарки друг другу», «День рождения»;

  1. Беседы: «Ваши добрые поступки», «Будь вежливым» и др.

• Игры на развитие умения познакомиться. Умение сдерживать себя, правильно вести себя в различных ситуациях.

7. я и другие.

Очень важным моментом в общении является умение ученика управлять собой, формирование ответственности за свои поступки. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, учиться отстаивать его также признавать свою неправоту в случае ошибки. Ребенок исследую объединение людей, в которое он сам включен. Эти люди для него наиболее значимы. Ценность отношений в том, что люди всегда могут договорить между собой.

20

Задачи: развивать умение управлять собой осознанно, а не по приказу; )мочь осознать необходимость признания и уважения прав других людей; )мочь понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей по отношению к другим людям.

Типы заданий, которые включаю в занятия:

  1. Тест «Конфликтность»;
  2. Игры на развитие внимания «Что слышно», «Слушай звуки»;
  3. «Школьная фотография»;
  4. «Неоконченное предложение»;

• Работа со сказкой «О мальчике Вале», «Малыш-Облачко» (18);

простить маму» (А. Шмидт);

  1. «Я сделал дело хорошо»;
  2. «Кто сказал "прости"?»;
  3. «Нужно ли уметь дружить?»
  4. «Чувства и ассоциации»;
  5. «Изобрази ситуацию»;
  6. «Какие чувства возникают во время ссоры или драки?»;
  7. «Я знаю одного мальчика ... »;
  8. «Я умею договориться ... »;
  9. «Что мы хотим пожелать друг другу».

В предложенную систему занятий не включена работа по формировании культуры общения (этикету). Эта тема включена в перспективный план в разделе «Школа человечности». Кроме этого в нашей школе проводится курс практических занятий по этикету для учащихся начальной школы.

                                                                                                                                     21

Выводы

Хочу отметить, что моя система деятельности по развитию коммуникативных способностей младших школьников находится в стадии доработки. Мне нравится работать в этом направлении, вести поиск новых методических приемов. Считаю, что измерители для оценки результативности на данном этапе работы подобраны правильно. Хотя я ищу новые методы оценки эффективности воспитательного процесса, которые приемлемы к использованию в группе продленного дня.

Чувствую устойчивый интерес к занятиям со стороны учащихся. Вижу положительную динамику в развитии коммуникативных способностей. А значит и личностный рост ребят.

По этой системе работаю не столь продолжительное время, чтобы утверждать: «Гипотеза полностью подтвердилась и результаты блестящи!». Но частично гипотеза нашла свое подтверждение. И работу в этом направлении буду продолжать.

22

Литература

Газман О.С., Харитонов Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991. Герасимова В.А. Классный час играючи. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

Гин С.И. Мир человека. - М.: Издательство «Вита», 2003.

Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе.· - М.: Издательство «Вита», 2004.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. - М.:

ВАКО,2005.

Зайцев Г.К., Насонкин С.А. Уроки Знайки. Воспитай себя. - С.-Пб: «Детство-Пресс»,2001.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия Развития, 1996.

Курносова Н.Г. Группа продленного дня. Развивающие занятия с детьми. Выпуск 1. - Волгоград: «Учитель-АСТ», 2003.

Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения (Пед. 1986).

 Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: «Сфера», 1996.

Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. - Волгоград: «Учитель», 2005.

под ред. Осиповой. Воспитание. Первый класс. - Минск: 000 Интерпрессервис УП «3коперспектива», 2002 .

. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 1995.

Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2002.

Филиппова Ю.В. Общение дети 7-10 лет. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа. - М.: Генезис, 2004.

23

Приложения

Содержание разделов по классам

Раздел

Темы занятий

Класс

Кол-во

занятий

1 класс

1. Я - ученик!

1. Знакомство

1

1

2. Узнаем друг друга

1

1

3. Зачем нужно ходить в школу?

1

1

4. Какие ребята в нашем классе?

1

1

5. Мои друзья в группе

1

1

2. Какой - «Я»?

 

1. Здравствуйте, это Я!

1

2

2. Мои возможности

3. Я умею, я хочу научиться, я

.

1

1

научусь!

4. Учимся сотрудничать

1

2

3. Мои чувства

1. Мир эмоций и чувств

1

1

2. Разные чувства

1

1

3. Радость. Как ее доставить другому

1

1

человеку?

4. Грусть

,

1

1

5. Страх. Как справиться со страхом

1

1

6. Обида

1

1

7. Ситуации, в которых мы

1

1

испытываем разные чувства

8. Мое настроение

1

1

4. Все люди разные

1. Люди отличаются друг от друга

1

1

своими качествами

2. Хорошие качества людей

1

1

3. Самое важное хорошее качество

1

1

4. Кто такой доброжелательный

1

1

человек?

5. Какие качества нам нравятся друг

1

1

в друге

6. Я желаю добра ребятам в группе

1

1

7. В каждом человеке есть светлые и

1

1

и темные качества

8. Мои друзья в группе

1

1

2 класс

5. Что я знаю о себе?

1. Какой Я? (тест)

2

1

2. Я и другие

2

1

3. Я и мои поступки

2

1

4. Я и мой характер

2

1

5. Я глазами своих одноклассников

2

1

6. Общение

1. Общительны ли Вы? (тест)

2

1

2. Правила общения. Анализ

2

1

ситуаций

3. Несловесное общение

2

1

4. Проблемы общения

2

1

5. Конфликты

2

1

6. Урегулирование конфликтов

2

1

7. Понятие о противоречии

2

1

8. Противоречия в свойствах

2

1

характера

9. Противоречия в ситуациях

2

1

10. Плохой-хороший человек

2

1

11. Человек среди людей

2

1

12. Девочки и мальчики

2

1

13. Подари другому радость

2

1

14. Товарищество и дружба>

2

1

15. Давайте жить дружно

2

1

3-4 классы

7. Я и другие

1. Самооценка (тест)

3-4

1

2. Я и мой учитель

3-4

1

3. Я и мои родители

3-4

1

4. Почему родители наказывают

3-4

1

детей

5. Я и мои друзья

3-4

1

6. Умею ли дружить?

3-4

1

7. Ссора и драка

3-4

1

8. Я умею понимать другого

3-4

1

9. Я умею договариваться с людьми

3-4

1

10. Мы умеем действовать сообща

3-4

1

1 класс

Занятие: Мои друзья в классе (группе)

Цели: способствовать формированию дружеских отношений, развивать уверенность в себе, умение видеть хорошее в других.

Ход занятия

   1. Разминка

«Ролевая гимнастика». Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего их животные могут быть радостными или грустными.

2. Основное содержание «Кто умеет хорошо ... »

Ведущий предлагает найти детей, которые умеют хорошо справляться с разными делами. Затем он называет различные умения. Те дети, которые считают, что обладают называемым умением, встают и говорят: «Это я».

              Вопросы: «Кто умеет хорошо сидеть на уроках?» «Кто умеет чисто писать?»

«Кто умеет быстро считать?»

«Кто умеет громко петь?»

«Кто умеет весело играть?»

«Кто умеет дружить?»

Упражнение «Закончи предложение». Дети завершают предложения: «Я подружился в школе с ... »;

«Я хочу дружить с ... ».

Упражнение «Тропинка к сердцу».

Для этого задания заранее готовятся небольшие сердечки из бумаги, на которых написаны имена детей из класса. Сердечки на некотором расстоянии друг от друга прикрепляются магнитом к доске. Воспитатель говорит, что

каждый из них уже подружился с кем-то в классе, то есть нашел тропинку к его сердцу. Нужно подойти к доске и мелом нарисовать тропинку от своего "сердечка" к "сердечку" того, с кем ты дружишь. Если в классе есть дети, которые еще ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к тем ребятам, которые им нравятся.

Физкультминутка.

Желательно проведение танцевальной физкультминутки.

Упражнение «Закончи предложение»:

        «Мы иногда ссоримся, потому что         »;

        «Дети любят мириться, потому что         ».

Упражнение «Как можно помириться».

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно помириться, показать, а затем назвать разные способы «примирения»: при помощи слов («Мир, мир всегда, ссора, ссора никогда»), жестами (например, зацепить друг друга мизинчиками) и Т.П.

«У кого самое лучшее зрение». Воспитатель рассказывает детям о том, что все люди умеют смотреть, но не все могут видеть. Затем предложить проверить, у кого самое лучшее зрение, кто сумеет увидеть как можно больше хорошего в одном из учеников.

  1. Заканчивается занятие рефлексией.

Если позволяет время, можно провести работу со сказкой на занятии или вне данного занятия, во время совместной деятельности с детьми.

Сказка «Снежинка» (А. Пугачева) (текст прилагается). После чтения сказки короткое обсуждение. Затем воспитатель желает детям, чтобы они оставались самими собой в любой ситуации.

Сказка «Снежинка» (А. Пугачева)

Жила-была снежинка. Обычная, ничем не примечательная. Жила она в облаке с сотней других капелек, льдинок, снежинок. И очень ей хотелось быть самой замечательной, чтобы все ее любили и играли только с ней. И делала она для этого все, что могла. То растает и станет капелькой, чтобы другие капельки веселились вместе с ней. То увидит, что льдинки играют, и сама станет льдинкой. А то начнет буквально разрываться, чтобы поиграть со всеми сразу. И так это ей тяжело давалось, что ни те, ни другие все равно не любили ее. Уж больно она хотела быть похожей на всех, кто ей нравился. Как-то раз все капельки собрались вместе и пролились на землю. Снежинка хотела полететь с ними, но ее не взяли с собой. В другой раз на землю просыпались льдинки, но и они не позвали снежинку с собой. Очень было ей обидно смотреть, как они вселятся. Расстроилась снежинка, совсем головой поникла и пошла к маме-туче жаловаться.

- Я так стараюсь быть и веселой, как льдинки, ~ милой, как капельки, но у меня ничего не получается. Никто меня не любит.

- Не расстраивайся, - сказала ей мама-туча. - У тебя ничего не получается потому, что ты не пробовала быть снежинкой. Попробуй и ты обязательно всем понравишься.

Задумалась маленькая снежинка, прихорошилась, распушила свои веточки-иголочки. А тут пришла новогодняя ночь.

Прилетела вьюга и сказала: «Пора, снежинка, сегодня твоя очередь спуститься на землю. Тебя там давно уже ждут».

Маленькая снежинка обрадовалась, невероятное счастье захлестнуло ее, и она полетела ... Долго кружилась она в волшебном танце, то быстрее, то медленнее. Все ее грани сверкали в лучах фонарей. И множество восторженных людских глаз смотрели на нее. Люди радовались и летнему дождю, и весеннему граду, но больше всего они любили новогодний снег. В эту ночь маленькая снежинка поняла, что каждый может нравиться и быть любимым, если будет самим собой.

    2 класс

Занятие: Противоречия в свойствах характера

Цель: сформировать понятие о том, что есть границы, за которыми хорошее качество перестает им быть; учить детей ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

На предыдущем занятии «Понятие о противоречии» мы с ребятами пришли к выводу:

идеальной погоды, которая всем нравится, не существует; в каждом предмете есть и хорошее и плохое.

Поэтому можно в начале занятия вспомнить об этом.

Ход занятия:

  1. «Разминка» (игра с мячом) «Каким быть?»

Воспитатель предлагает детям подумать и назвать известные им положительные черты характера (например: умный, смелый, общительный и др.).

Игра проходит с мячом.

  1. Основное содержание

Обсуждение «Переход "хорошего" в проmuвоположносmь

- Вы знаете, что для здоровья полезны фрукты, так как в организме не хватает витаминов. Но если фруктов съесть очень много, то возникнут проблемы со здоровьем. Получается, что если очень много "хорошего" - это же не "хорошо", а "плохо".

С чертами характера происходит подобное. Например, все знают, что быть грязнулей - плохо, а аккуратным быть - хорошо. А если человек слишком аккуратный, почему-то окружающим это тоже не нравится.

Почему, что плохого в том, если кто-то - "чистюля"?

- Когда человек малообщительный, то собеседник из него не очень приятный. А если чересчур общительный и разговорчивый - это хорошо? Почему?

- ... (вспомнить слово "болтун")

- Вежливый - это хорошо, а если слишком вежливый?

Чтение стихотворения С. Погорельского «Перестарался»:

Вот кто вежливость у нас Проявил на деле.

Он в полночный тихий час Поднял мать с постели

- Что с тобой? - вскричала мать. Заболел, сыночек?

- Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»

- Будет ли мама этой ночью гордиться своим вежливым сыном?

Обсуждение «Честность u лживость» Вопросы:

- Почему говорят, что обманывать нельзя?

- Бывают ли случаи, когда обманывать можно и это хорошо? (напомнить

правила безопасного поведения с незнакомцами)

- Можно ли обидеть, говоря правду (сказать бабушке, что она плохо выглядит; подружке, что она некрасивая; однокласснице, что она немодно одета и т.п.)?

- Когда ябедничают, что врут или говорят правду?

- Почему ябед не любят? Может быть потому, что правду слышать не

хотят?

- Врать - плохо. Значит, все сказочники и фантасты плохо поступают?

- Маша потеряла варежки. Она может сказать, что у нее забрали

мальчишки или что она подарила их замерзшему зайчонку.

Какое вранье хуже или они одинаковые? Почему?

- Есть вранье - это когда люди говорят неправду для получения выгоды; (скрыл двойку - пустили гулять; свалил вину на другого - избежал наказания и т.п.) а есть фантазия - "бескорыстное вранье". Можно вспомнить рассказ Н. Носова «Фантазеры», сравнить "вранье" Мишутки и Стасика и вранье Игоря: «Что врать-то без толку? Вот я и соврал, так мне польза была!».

Физкультминутка (энергичная, спортивная физкультминутка)

Обсуждение «Доброта - это ... »

- Добрый - это тот, кто всегда делится. Согласны?

- . " (ответы детей)

- Послушайте еще одно стихотворение:

        Доброта         Р.Сеф

Вчера решил я добрым быть Всех уважать и всех любить. Подарил я Свете мячик, Подарил я Пете мячик, Шапку, варежки и шарф Подарил я Гале ...

А за доброту мою

Меня же наказали!

- Согласны ли вы с мальчиком, что его наказали несправедливо? Почему?

- Обсуждение ситуаций

Девочка раздала подружкам украшения старшей сестры. Добрая? (Нет, чужим не делятся)

- На день рождения подарили конструктор, а мальчик отдал его другу. Добрый? (Нет, дареное не дарят)

- Девочка раздала подружкам в школе весь завтрак, что дали ей в школу, и осталась голодная. Добрая? (Делиться нужно в разумных пределах)

ВЫВОД: не всем и не всегда нужно делиться. Добрый - это тот, кто всем помогает и обо всех заботится.

3. Рефлексия. Что нового ты узнал сегодня?

Что тебе запомнилось из того, о чем мы говорили? Приведите примеры, когда хорошее качество становится вдруг плохим?

Итог занятия:

- есть границы, за которыми "хорошее" качество перестает им быть;

- честность и прямолинейность - не одно и то же;

- иногда нужно уметь говорить "нет" даже доброму человеку.

Дополнение. Для закрепления этой темы можно использовать сказку «Светофорчию».

После прочтения обсудить с детьми:

- Согласны ли вы с выводом сказки, что нужно уметь говорить "нет" и от этого будет хорошо? Приведите свои примеры.

т Александрова

Светофорчик

(в сокращении)

Жил-был маленький светофор. Звали ее Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую - красным, потом желтыми глазами в обе стороны сразу ...

Светик давно заметил, что машины и люди больше всего рады зеленому свету. Посмотрит он зеленым глазом - вот уже машины или люди бодро и весело двигают колесами или ногами, у кого что есть.

Посмотрит красным - останавливаются, в нетерпении фыркают, ворчат, дают задний ход.

И так день и ночь. И все время одним хорошо: они едут и идут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-то «нет». Особенно он спешит.

И однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо, буду смотреть сразу в обе стороны одними зелеными глазами! И сразу все затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Сейчас машины налетят друг на друга, а люди попадут под машины!

Но, к счастью, этих ужасных бед не произошло. Потому, что Светик мог смотреть в обе стороны только желтыми глазами! И вот одни машины остановились, другие приготовились мчаться, но никто не сдвинулся с места.

,

«Я хотел быть добрым сразу ко всем, - подумал Светик, - и чуть было

не погубил всех!-Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», объяснил светик осенним листьям, которые кружились вокруг него на ветру.

А птицы внимательно слушали Светика и говорили:

- Да-да, конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя так тепло и спокойно!

Тест «Общительны ли вы?»

Все люди нуждаются в общении, но эта потребность проявляется по-разному: есть люди общительные, а есть - замкнутые.

С помощью теста можно определить уровень общительности. Дети на небольших листочках отвечают на вопросы, ответ «да» обозначается «плюсом», ответ «нет» - «минусом».

Вопросы анкеты:

  1. Я люблю новые знакомства.
  2. Я люблю быть с друзьями больше, чем читать книги или смотреть

телевизор.

  1. Если кто-то скучает или грустит, я могу поднять ему настроение.
  2. у меня много друзей.
  3. Я не люблю сидеть дома.
  4. Мне делают замечания за то, что на уроке разговариваю.

7. Если я хочу что-то узнать, мне легче спросить, чем самому искать в

книгах.

  1. Мне нравится участвовать в разных мероприятиях. 9. Я не стесняюсь обратиться к прохожему на улице.

10.Я люблю поговорить по телефону.

Подведение итогов:

1 - 3 «плюса» - малообщительный человек;

4 - 6 «плюсов» - средний уровень общительности; 7 - 8 «плюсов» - высокий уровень общительности;

9 - 10 «плюсов» - подумайте, не утомляете ли вы других слишком большой общительностью.

Можно кратко обсудить, какие плюсы и минусы есть в том, что человек ало общается или, наоборот, чересчур активен.

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

В жизни нередко возникают спорные ситуации или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить nроблему мирным способом; вдруг - наоборот, вспыхивают как спички, и конфликт тоже разгорается, становится еще больше.

'./

Чтобы узнать, какой характер у вас, проведем тест.

Учитель читает вопросы, дети на небольших листочках отмечают ответ «да» - знаком «плюс», ответ «нет» - знаком «минус».

Вопросы анкеты:

  1. Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.
  2. Я часто критикую других.
  3. Я не люблю уступать.
  4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.
  5. Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.
  6. Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.
  7. Если моя команда выиграла, я могу высмеять противника.
  8. Меня трудно назвать послушным.

9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться. 10.Меня легко обидеть.

Затем количество положительных ответов подсчитывается:

О - 2 - У вас миролюбивый характер;

3 - 5 - обычно вы стараетесь избегать конфликтов; 6 - 8 - у вас часто бывают проблемы с общением;

9 - 10 - У вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты.

Тест «Добрый ли у вас характер?»

Вопросы анкеты:

  1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
  2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
  3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

        4.         Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй

ты, поди сюда»?

  1. Способны ли вы ударить собаку или кошку?
  2. Часто ли вы болеете?
  3. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

        8.         Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, что

это ошибка?

        9.         Тяготят ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего

        товарища, не проявляя при этом нетерпения?         ..

  1. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?
  2. Сохранили ли вы свои детские игрушки?
  3. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?
  4. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?
  5. Злопамятны ли вы?

16. Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для

данного сезона?

  1. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?
  2. Раздражает ли вас классическая музыка?

19. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

Обработка результатов

Поставьте себе по одному очку за положительные ответы на вопросы 3,9, 10, 13, 14, 19, по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы № 1,2,4,5,6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки. Свыше 15 очков, то у вас покладистый характер и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям. От 8 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить. Ниже 8 очков вашим друзьям можно посочувствовать.

Интерактивные игры

Цель: научить детей логически мыслить, анализировать, справляться со страхами и стрессами, открывать и развивать в себе сильные стороны своего характера, разрешать конфликты с окружающими без агрессии, уважая точку зрения других людей, и следовать социальным нормам и правилам поведения.

«Прогноз погоды»

Материалы: бумага и цветные карандаши.

Инструкция. Бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом.

Может быть, мы не выспались. У нас по каким-то причинам испорчено настроение. И мы хотим, чтобы нас оставили в покое на некоторое время. Как же дать понять другим, что нам хочется побыть в одиночестве? Мы можем показать одноклассникам свой "прогноз погоды", ведь погода бывает разная: пасмурная, дождливая, ветреная, снежная, солнечная, ясная и Т.д.

Возьмите бумагу, карандаши, и нарисуйте свою погоду, которая соответствует сейчас вашему настроению. Или просто напишите большими буквами: «надвигается гроза», «светит солнце», «идет дождь» и т.п.

Эта игра научит детей считаться с настроением друг друга и улучшит психологический климат в классе.

Иногда в конце урока дети могут изменить свой рисунок.

«Камешек в ботинке»

Игра основана на простой, понятной детям метафоре и побуждает даже самых стеснительных поделиться своими проблемами. Слова «У меня камешек в ботинке» могут послужить сигналом к тому, что ребенок испытывает трудности, ему что-то мешает, он сердится или обижен и никак не может собраться на уроке.

Инструкция. Расскажите мне, что происходит, когда камешек попадает в ваш ботинок.

Сначала он не очень мешает, затем в ноге появляется боль, в конце концов, этот камешек превращается в "обломок скалы". Тогда вы снимаете

обувь и вытряхиваете его. Но на ноге остается ранка. Так маленькое неудобство становится проблемой. Вовремя позаботившись о ноге, мы сохраним невредимой. Если кто-то из вас скажет нам: «У меня камешек в ботинке», будем знать, что вам что-то мешает, сможем поговорить об этом и постараемся помочь.

Необходимо обсудить каждый "камешек", который будет назван. Упражнения направлены на избавление от агрессии и гнева.

«Копилка хороших поступков»

Дети, как и взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Это упражнение поможет закончить школьную неделю приятными переживаниями. Его целесообразно давать в конце последнего урока недели.

Инструкция. Для начала пусть каждый из вас вспомнит, над чем особенно потрудился на этой неделе. Например, выполнил сложное домашнее задание, помог однокласснику убрать классную комнату и Т.д. Выберите три поступка, которыми вы гордитесь, и напишите их на листе бумаги. После это похвалите себя: «Петя, ты на самом деле сделал это здорово!» Запишите и э фразу.

Игра поможет детям самостоятельно оценивать свои поступки, выдел среди них хорошие, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом нош побед.

«Без ложной скромности»

В этой игре дети учатся позитивному внутреннему разговору о самой себе, чтобы понять, какими качествами и способностями они уже обладают, какие хотели бы иметь в будущем.

Материалы: бумага и цветные карандаши.

Инструкция. Всем людям нравится, когда их хвалят. Поощрение помогает добиваться успеха, переживать сложные ситуации, доводить до конца трудные дела.

Теперь подумайте, каким трем видам деятельности вы хотели бы научиться или делать лучше, чем сейчас, произнесите их в утвердительной форме. Например: «Я отлично играю в футбол», «Я быстро и правильно решаю задачи». Запишите эти фразы большими буквами и раскрасьте цветными карандашами.

Игра помогает выявить детские страхи и комплексы. По окончании каждый, кто захочет, может показать свой плакат и громко зачитать его. Важно, чтобы ученики, забрав плакаты домой, повесили их на видное место. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет претворить написанное в реальность.

         «Без ложной скромности»

Игра помогает ученикам выработать привычку фиксировать свои достижения. Отмечая их, детям легче будет настроиться на успех. Каждый ученик должен завести тетрадь своих достижений, которую будет заполнять в течение года. Это научит последовательности в делах ~ и умению доводить начатое до конца. Даже самый небольшой успех имеет значение. Тетрадь может стать чем-то вроде личного дневника. Полезно начать с описания прежних достижений, а затем раз в неделю записывать или зарисовывать новые успехи.

Материалы: тетрадь, бумага, цветные карандаши, клей.

Инструкция. Сегодня мы заведем особенную тетрадь. Она предназначена не для школьных занятий, а для записи ваших успехов и достижений. Вы не обязаны ее никому показывать. Давайте начнем с того, что украсим ее обложку. На листе бумаги красивыми и большими буквами напишите: «Мои достижения» или «Мои успехи». Если вам придет в голову другой заголовок, то напишите его. Раскрасьте буквы и наклейте лист на тетрадь.

Теперь начнем заполнять первую страницу. Вспомните какой-нибудь из своих успехов, запишите его или нарисуйте.

Важно, чтобы каждый ученик зафиксировал что-то из достижений, пусть даже с вашей помощью.

Как выражать неудовольствие поступками детей?

1. Можно выразить неудовольствие действиям ребёнка, но не ребёнком.

2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, есть причины.

3. Недовольство действиями ребёнка не может возникать то и дело - иначе это перерастает в неприятие ребёнка.

4. Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность.

5. Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Каковы главные принципы и правила педагогического общения?

Основные принципы общения с ребёнком - безусловное принятие ребёнка: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами.

Принимать ребёнка, значит:

1. проявлять к нему терпимость, стремиться понять и помочь ему;

2. проявлять уважение к личности и поддержание чувства собственного

достоинства в каждом, «Уважать - душевно признавать достоинство

человека» (В. Даль);

3. осознавать и признавать права личности быть непохожим на других;

4. предоставлять права на свободу выбора;

5. оценка не личности ребёнка, а его деятельности;

6. владеть способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация),

каждого ребёнка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

7. учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребёнка.

Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:

1. проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае

применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребёнка);

2. уметь слушать;

3. уметь по внешним признакам определить состояние ребенка,

мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушать

с вниманием и уважением; не прерывать собеседника;

4. уметь говорить:

- владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность);

- управлять голосом (интонация, дикция);

- управлять мимикой, жестом;

- уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога;

- уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приёмами длительного включения положительных эмоций, «Свечение» (В.И. Леви), излучение тепла, любви, доброжелательности.

Литература

1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М., 1987.

2. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

3. Сафонов В.И. Этика общения. - М.: Знание, 1991.

4. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. И др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".

В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...

Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".

В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...

Курсовая работа

Курсовая работа: «Сравнительный анализ метапредметных технологий при изучении курса «Окружающий мир» во 2 классе». Задачи:1.Рассмотреть структуру урока в различных технологиях.2.Сравнить освоени...