Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми.
статья по теме

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Возникает вопрос, о каких достижениях идёт речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики и т.д.);

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления. Заметим, что все они не точны с точки зрения современной психологии. Однако приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Возникает вопрос, о каких достижениях идёт речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики и т.д.);

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления. Заметим, что все они не точны с точки зрения современной психологии. Однако приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории.

При работе с одарёнными детьми в современном обществе учитель испытывает немало проблем. Рассмотрим эти проблемы и попробуем выявить причины их возникновения.

1.Семья, а именно:

- структура и эмоциональный климат семьи,

- стили детско-родительских отношений,

- отношение родителей к детской одаренности.

Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда в школе им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и с четвертого класса могут обучаться по программе для одаренных детей, это вызывает удивление.

Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.

Ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений.

2.Увлечённость.

Одаренные дети проявляют чрезвычайную увлеченность во всем: в реакциях, интеллектуальных занятиях, соперничестве с братьями и сестрами, или противостоянии вышестоящим. Часто они проявляют нетерпеливость как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим.

Одарённые дети могут увлечься заданиями различного характера и уровня сложности. Но, порой, им не хватает в силу своего возраста знаний и опыта для их решения. Тогда и возникают трудности. В таких случаях детям необходима помощь и поддержка взрослого.

Увлеченность часто проявляется также в повышенной двигательной активности и неугомонности. Так, не каждый учитель знает, как проявляется внешнее утомление, эмоциональное неблагополучие. Часто раздражительность ребёнка, его неадекватные реакции, появившаяся несдержанность, даже грубость расценивается учителем как невоспитанность, избалованность школьника, а не как следствие утомления и усталости. В данном случае учитель использует замечания, которые только усложняют положение – растёт эмоциональное неблагополучие ребёнка. Привести в норму своё эмоциональное состояние ребёнок не в силах, если его этому не научит учитель.

Причиной возникновения данной проблемы является то, что одарённые дети, по мнению психологов, включены в психологическую группу риска

3. Чувствительность.

Данная группа детей отличается чрезмерной чувствительность ко всему — к эмоциям и чувствам, звукам, прикосновениям, запахам и т.д. Дети могут расплакаться, услышав печальное сообщение в программе вечерних новостей, слышать шум флуоресцентных ламп, бурно реагировать на запахи, они могут требовать, чтобы с их одежды снимали все ярлычки, могут до всего дотрагиваться или бурно реагировать на прикосновения, пытаясь защититься.
Стремление одаренных детей понять, исследовать, обнаружить логику является такой же неотъемлемой и важной характеристикой, как способность видеть возможности и альтернативные решения. Все вместе эти свойства проявляются в идеализме и озабоченности общественными и моральными вопросами, что может вызвать развитие тревожности, депрессии и привести к резким конфликтам с теми, кто не разделяет их представления.

Данные многих исследований свидетельствуют о том, что одаренные дети от четверти до половины своего учебного времени вынуждены ждать, пока другие дети их догонят. Скука — "бич" нашей школы из-за строгой привязанности учебной программы к определенным возрастным нормам.

4.Отношения со сверстниками.

Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний, стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.

5.Здоровье учащихся:


- для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события;
- чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;
- часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников;
- большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна;
- одаренные дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей;
- одаренным детям недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.

6. Поведенческие особенности.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы дать несколько советов педагогам по работе с одарёнными детьми:
• заботьтесь о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
• старайтесь сохранить высокую самооценку одаренного ребенка, непосредственно связанную с развитием любознательности и в целом с развитием личности; начальные неуспехи в учении, "подкрепляемые" систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно укрепившуюся познавательную потребность;
• формируйте систему приобретенных учебных мотивов, в которых отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;
• организуйте здоровьесберегающую и развивающую среды, стимулирующие любознательность ребенка и обеспечивающие возможность ее удовлетворения (факультативы, кружки, экскурсии, пример взрослых).
Одним из успешных, не требующих больших материальных затрат методов решения проблем одаренного ребенка является
библиотерапия — лечение книгой. Давно признано, что книги являются ценным и эффективным средством помощи детям и взрослым в решении личностных проблем, а также проблем, связанных с учебой; средством развития умений, необходимых для достижения успеха в жизни. Книги помогают в развитии положительной "Я - концепции". Их благотворное влияние объясняется тем, что при надлежащем использовании они могут изменять ценностные ориентации, способы толкования жизненных событий и межличностных взаимоотношений.

Вопросы обучения и развития одаренных детей не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего полноценного творческого развития, то виноваты в этом взрослые, которые не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую, здоровьесберегающую образовательную среду, которая способствует раскрытию природных возможностей каждого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя начальных классов с одаренными детьми по развитию интеллектуальной деятельности

Предлагаемые задания могут быть использованы для развития активного, творческого мышления младших школьников. Главным принципом является применение полученных знаний в новых, нестандартных условиях, п...

План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель:  создание благо...

работа учителя начальных классов с одаренными детьми

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптировать...

План работы учителя начальных классов с одаренными детьми

План составлен на 1 год с обучающимися 1 класса....

Понятие, проблемы и методы работы с одаренными детьми"

Понятие, проблемы и методы работы с одаренными детьми...

Отчет работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за 2017-2018 учебный год.

Представленный материал - это отчёт работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за  год. Автор рассказывает о целях и за...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...