Статья "Социально-психологические параметры межличностных конфликтов детей 9-11 лет"
статья (4 класс) по теме

 

Аннотация

В статье представлены результаты исследования социометрического статуса и учебной успеваемости детей 9 – 11 лет, обучающихся четвертых классов общеобразовательной школы.

 

Ключевые слова: социометрия, социометрический статус, учебная успеваемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Агафонова Л.А.,

студентка 6 курса факультета социальной психологии,

науч. рук.: к.псх.н., доцент Донцов Д.А.

АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»

(г. Одинцово, Московская область)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования социометрического статуса и учебной успеваемости детей 9 – 11 лет, обучающихся четвертых классов общеобразовательной школы.

Ключевые слова: социометрия, социометрический статус, учебная успеваемость.

Первая часть эмпирического исследования заключалась в проведении методики «Социометрия» Дж. Морено. Социометрия — методика, которая применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

По этой методике мы модифицировали задание относительно возрастным особенностям респондентов  и результаты проведения указанной методики представлены в   Таблице № 1.  Рассмотрим полученные результаты тестирования по методике «Социометрия» в 4 «А» классе.

По данным социометрической матрицы (См. Таблицу № 1), группой «звёзд» (С1) являются респонденты: №№ 4, 7, 10, 12, 16, 17, 18, 24 (8 человек), т.е. первая социометрическая группа.

«Предпочитаемыми» являются респонденты: №№ 1, 9, 13. 14, 15, 19, 20, 21, 22, 23, 26 (11 человек), т.е. вторая социометрическая группа.

«Пренебрегаемыми» являются респонденты: №№ 2, 3, 5, 6, 8, 11, 25 (7 человек), т.е. третья социометрическая группа.

В группу «изолированных» никто из респондентов не вошёл.

Дифференциация испытуемых по статусным подгруппам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели внутригрупповых и межличностных отношений данных учеников 4 «А» класса МБОУ Ершовской СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова.

Коэффициент благополучия отношений (КБО).

КБО = (С1 + С2) : n × 100%,

где С1 – количество «звёзд»,

С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.

КБО = (8 + 11) : 26× 100% = 73,1%

КБО исследуемого класса, составляющий 73,1%, определяется как высокий.

Коэффициент оптимальности отношений (КОО).

КОО = (С2+ С3) : n× 100%,

где С3 – количество «пренебрегаемых».

КОО = (11+7) : 26 × 100% = 69,2%

КОО исследуемого класса, составляющий 69,2% определяется как высокий.

Коэффициент «звёздности» (КЗ).

КЗ = С1: n × 100%, = 8 : 26 × 100% = 30,8%

Коэффициент «изолированности» (КИ).

КИ = С4 : n× 100%,

где С4 – количество «изолированных» в классе.

КИ = 0 : 26 × 100% = 0%

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются практически равномерно.

В классе есть дети трёх социометрических групп, то есть те, кто получил большее число выборов, – I социометрическая группа, те, кто имеет среднее количество выборов – II социометрическая группа, те, кто имеет малое количество выборов – III социометрическая группа, и нет тех, кого совсем не выбирали, т.е. нет ІV социометрической группы.

По данным социометрии, в исследуемом 4 «А» классе в первую группу входит 8 человек, что составляет 30,8% от общего количества учеников в классе. Во вторую группу входят 11 человек, вторая группа составляет  42,3% от общего количества учащихся. Третью группу составляют 7 человек, это 26,9%. Четвертой группы нет.

В наиболее благоприятном социальном положении в классе находятся 30,8% учеников (I социометрическая группа).

В благоприятном социальном внутригрупповом положении находится 42,3% учеников класса (II социометрическая группа).

В определённой степени неблагоприятном социальном внутригрупповом положении находится около 26,9% учеников класса (III социометрическая группа).

Наиболее многочисленны по количеству ребят I и II группы (19 человек), мы делаем вывод о том, что взаимодействие в классе выражено на оптимальном уровне.

Таблица № 1 Социометрические данные показателей выборки (4 «А» класс)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1

(10)

(6)

(10)

(4)

2

1

9

(8)

(10)

2

3

2

(9)

2

1

1

2

1

(3)

9

4

1

1

(2)

1

1

1

1

(5)

(2)

1

(1)

1

1

1

(3)

1

1

1

1

1

(2)

5

1

1

(3)

1

10

3

1

3

1

(2)

1

1

2

6

7

2

1

(9)

3

(5)

2

1

7

(4)

(1)

1

(3)

(6)

(1)

2

(1)

1

(1)

(1)

(2)

1

(1)

3

(1)

8

(10)

(10)

10

9

3

1

(2)

(1)

(8)

1

(2)

1

(9)

1

1

10

2

(1)

(1)

1

(1)

2

9

(3)

2

(3)

(2)

(3)

11

1

1

(10)

2

7

1

1

(7)

12

8

(1)

2

(5)

(10)

(1)

1

(1)

(1)

13

3

(4)

(4)

7

(4)

(4)

4

14

(10)

(1)

(1)

(9)

(9)

15

(6)

(2)

2

4

1

2

3

(7)

1

1

(1)

16

6

(1)

1

(1)

(2)

(9)

1

1

(1)

(1)

(5)

1

17

10

(1)

(1)

(9)

(2)

1

(4)

(1)

(1)

18

(10)

(10)

1

1

(2)

(1)

(2)

(3)

19

(6)

(1)

(8)

4

1

(7)

1

(2)

20

(10)

(4)

10

(6)

21

(4)

7

1

(6)

(6)

6

22

3

2

1

1

(10)

2

(4)

3

3

(1)

23

 

1

(1)

1

1

1

1

 

(3)

(3)

 

1

1

1

6

1

1

1

1

1

2

1

 

1

24

1

1

1)

1

(2)

(1)

(3)

(2)

(7)

(2)

1

1

(6)

1

25

1

(9)

6

4

(10)

26

2

(7)

1

(1)

2

2

(9)

1

3

1

(1)

І

19

6

2

6

5

11

13

7

13

6

5

10

12

12

12

13

15

17

8

12

9

6

4

12

3

11

ІІ

4

2

2

6

2

2

11

2

5

6

2

6

4

5

5

7

7

6

5

3

3

3

3

7

2

4

ІІІ

77

16

3

24

6

20

53

20

50

18

7

33

32

58

36

63

56

48

22

19

15

15

13

40

8

24

Примечание: І – количество выборов, ІІ – количество взаимных выборов, ІІІ – сумма баллов

 

Одной из задач эмпирического исследования было изучение взаимосвязи социометрического статуса обучающихся 4 «А» класса с их успешностью (положительной результативностью) в обучении.

По результатам социометрического теста, на основе Таблицы № 1, и на основе информационных данных учебных документов (журналы успеваемости с четвертными, триместровыми и годовыми оценками), нами была составлена Таблица № 2, отражающая взаимосвязь социометрического статуса и успешности обучения наших испытуемых.

Таблица № 2. Данные показателей социометрического статуса обучающихся и среднего «учебного» балла по 2-м триместрам 2011-2012 учебного года.

Номер

респондента

Показатель социометрического статуса личности

(кол-во выборов)

Средний

«учебный»

балл

1

77

5

2

16

4,9

3

3

3,7

4

24

4,3

5

6

4,2

6

20

3,9

7

53

4,6

8

20

4,2

9

50

5

10

18

3,4

11

7

3,2

12

33

4,6

13

32

4,6

14

58

5

15

36

5

16

60

5

17

62

5

18

49

5

19

22

4,4

20

19

3,3

21

15

3,8

22

15

3,9

23

13

3,5

24

40

4,4

25

8

4,4

26

24

3,4

Цифры, выделенные красным цветом – первая «шестёрка» обучающихся, получивших наибольшее количество социометрических выборов.

По результатам социометрии и учебной успеваемости, на основе Таблицы № 2 была составлена Таблица № 3, отражающая корреляционную взаимосвязь показателей социометрического статуса и успешности в учёбе.

Таблица № 3. Корреляция между показателями социометрического статуса обучающихся и средним учебным баллом по 2-ум триместрам

 

Столбец 1

Столбец 2

Столбец 1

1

Столбец 2

0,770982

1

Результат сравнительного изучения социометрического статуса личности обучающихся 4 «А» класса с их учебной успеваемостью показал положительную корреляцию, равную 0,770982. На основании того, что полученное число больше 0,4 можно судить о значительной взаимосвязи показателей социометрического статуса личности и успешности обучения учащихся. Так же это можно подтвердить, если условно выделить из выборки по 6 крайних показателей (по 6 обучающихся с самым высоким и с самым низким социометрическим статусом). Представим данные в Таблице № 4.

Таблица № 4. Данные рангов показателей социометрического статуса и среднего учебного балла по 2-м триместрам 2011-2012 учебного года.

Ранг

Порядковый номер

Показатель социометрического статуса

Средний

учебный балл

1

1

77

5

2

17

62

5

3

16

60

5

4

14

58

5

5

7

53

4,6

6

9

50

5

7

18

49

5

8

24

40

4,4

9

15

36

5

10

12

33

4,6

11

13

32

4,6

12

4 и 26

24

4,3 и 3,4

13

19

22

4,4

14

6 и 8

20

3,9 и 4,2

15

20

19

3,3

16

10

18

3,4

17

2

16

4,9

18

21 и 22

15

3,8 и 3,9

19

23

13

3,5

20

25

8

4,4

21

11

7

3,2

22

5

6

4,2

23

3

3

3,7

Примечание: данная таблица отображает 2-е подгруппы обучающихся 4 «А» класса, в количестве по 6-ть человек, – с самым высоким и с самым низким социометрическим статусом, в соотношении с их учебной успеваемостью.

У пяти из шести обучающихся, имеющих самый высокий показатель социометрического статуса, средний учебный балл успеваемости = 5, у одного – 4,6 балла.

Мы эмпирически изучили, по нашей выборке, взаимосвязь социометрического статуса личности с успешностью обучения школьников 4 «А» класса 9-11 лет.

Приведём здесь эмпирические выводы и осуществим краткую интерпретацию полученных нами наиболее информативных («выразительных», «показательных») информационных данных.

Анализ данных психодиагностической методики Дж. Морено позволил выявить следующее.

Результаты сравнительного изучения социометрического статуса личности школьников 4 «А» класса, 9-11 лет, по социометрическому тесту, и результаты учебной успеваемости обучающихся, – показали положительную корреляцию = 0,770982. На основании того, что полученное число больше 0,4 можно судить о значительной взаимосвязи показателей социометрического статуса личности и успешности обучения детей 4 «А» класса. Так же этот факт можно подтвердить, выделив из выборки по 6 крайних показателей (6 обучающихся с самым высоким и самым низким социометрическим статусом, – см. Таблицу № 4).

В результате проведённого эмпирического исследования установлено, что почти все обучающиеся 4 «А» класса 9-11 лет (а именно 5 из 6, т.е. 83,3%), обладающие высокими показателями социометрического статуса личности отлично учатся, и наоборот, те обучающиеся, которые имеют низкий социометрический статус, имеют низкий средний учебный балл.

Итак, мы выявили, результаты изучения социометрического статуса личности школьников 4 «А» класса 9-11 лет по тесту «Социометрия» показали положительную корреляцию = 0,770982 (4»А») с результатами учебной успеваемости этих обучающихся. На основании того, что полученное число больше 0,4 можно судить о значительной корреляционной прямой взаимосвязи показателей социометрического статуса личности и успешности обучения детей изученного 4 «А» класса.

В результате проведённого эмпирического исследования установлено, что практически все обучающиеся 4 «А» класса 9-11 лет, имеющие самый высокий социометрический статус в своих учебных группах, учатся только на «отлично». Выявлена так же положительная корреляция низкого социометрического статуса в учебной группе с низким средним учебным баллом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы межличностного общения детей с ООП.

В выступлении говорится о  особенностях речевого общения  детей с особыми образовательными потребностями. Материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов при подготовке к р...

Система работы по разрешению межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников

В данном опыте представлено описание работы по разрешению межличностных конфликтов между одноклассниками и отдельными группами детей....

Методика урегулирования межличностных отношений детей «Психологический климат класса».

Авторская разработка включает в себя:1) презентацию «Заочное путешествие в космос» для исследования психологического климата в классе. Это апробированная диагностика,  в основе которой лежит горо...

Межличностные конфликты детей с интеллектуальными нарушениями

Весьма актуально исследование различных аспектов межличностного конфликта в специальной психологии. Воспитание социально адаптированного, самостоятельного члена общества является главной задачей образ...

Программа профилактики межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Пояснительная записка Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур...