Адаптация первоклассников
материал на тему

Кулагина Ирина Леонидовна

Особености адаптационного периода. Ркомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._sobr._adaptaciya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                              Родительское собрание

                        «Адаптация первоклассников»

Цель: познакомить родителей с особенностями адаптационного периода,  предложить практические советы по адаптации детей.

  1. – Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. (Слайд 1,2)

В адаптационный период некоторые дети шумят, кричат, носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителем ведут себя развязно.

Другие, напротив, зажаты, скованы, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче плачут, у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, увеличивается количество заболеваний.

Все эти нарушения (функциональные отклонения) вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями. (Слайд 3)

Принято считать, что труднее адаптируются к школе дети «домашние», не посещавшие детский сад. Но это не соответствует действительности.

Есть дети, у которых процесс адаптации затягивается надолго, а у некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Это может проходить на фоне хорошей успеваемости. Эти дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного невроза (отрицательное отношение к школе, нежелание учиться, боязнь неудач).

Как же помочь таким детям?

  1. – Прежде всего, надо определить причину дезадаптации?

       1 причина – недостаточная подготовка ребенка к школе. (Слайд 4)

Понятие «готовность к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка:

- психологическая и социальная готовность (умение общаться, учебная мотивация, адекватно реагировать на ситуации, организованность поведения);

- развитие школьно – значимых психофизиологических функций (мелкие мышцы руки, фонематический слух, координация движений);

- развитие познавательной деятельности (кругозор, развитие речи, развитие мыслительных процессов, произвольность деятельности);

- состояние здоровья. (Слайд 5)

   2 причина – отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.  (Слайд 6)

   3 причина – неправильное воспитание в семье.

Рекомендации: (Слайд 7, 8)

- соблюдение режима дня;

- совместное выполнение домашнего задания;

- памятки (Приложение 1)

3. Рефлексия. Оценка родительского собрания. (Приложение 2)

Литература:

  1. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  2.  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

                                 

                                                       

                                                                                                 

                                                                                                  Приложение 1

                                     

          ПАМЯТКА   ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ.

Как  помочь ребенку  в  адаптационный период?

  1. Быть всегда рядом.
  2. Не требовать больше того, что он может сделать.
  3. Чаще беседовать с ребенком, анализировать различные ситуации, проявлять интерес к школе.
  4. В присутствии детей никогда не говорить плохо о школе и об учителях.
  5. Учитывать темперамент и особенности характера ребенка.
  6. Поощрять ребенка, исключить физические и психические наказания.

          ПАМЯТКА   ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ.

Как  помочь ребенку  в  адаптационный период?

  1. Быть всегда рядом.
  2. Не требовать больше того, что он может сделать.
  3. Чаще беседовать с ребенком, анализировать различные ситуации, проявлять интерес к школе.
  4. В присутствии детей никогда не говорить плохо о школе и об учителях.
  5. Учитывать темперамент и особенности характера ребенка.
  6. Поощрять ребенка, исключить физические и психические наказания.

                                                                                                     Приложение 2

                                                  Анкета

Мы благодарны вам за участие в собрании и просим дать ему оценку.

Интересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно     1 2 3 4 5 6 7 8 9

Доступно   1 2 3 4 5 6 7 8 9

                                                  Анкета

Мы благодарны вам за участие в собрании и просим дать ему оценку.

Интересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно     1 2 3 4 5 6 7 8 9

Доступно   1 2 3 4 5 6 7 8 9

                                                  Анкета

Мы благодарны вам за участие в собрании и просим дать ему оценку.

Интересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно     1 2 3 4 5 6 7 8 9

Доступно   1 2 3 4 5 6 7 8 9

                                                  Анкета

Мы благодарны вам за участие в собрании и просим дать ему оценку.

Интересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно     1 2 3 4 5 6 7 8 9

Доступно   1 2 3 4 5 6 7 8 9

                                                  Анкета

Мы благодарны вам за участие в собрании и просим дать ему оценку.

Интересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно     1 2 3 4 5 6 7 8 9

Доступно   1 2 3 4 5 6 7 8 9

                                                  Анкета

Мы благодарны вам за участие в собрании и просим дать ему оценку.

Интересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно     1 2 3 4 5 6 7 8 9

Доступно   1 2 3 4 5 6 7 8 9

                                                  Анкета

Мы благодарны вам за участие в собрании и просим дать ему оценку.

Интересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно     1 2 3 4 5 6 7 8 9

Доступно   1 2 3 4 5 6 7 8 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...