Статья "Здоровье сберегающий и психосберегающий аспект в образовании.
статья на тему

Свекольникова Надия Рашидовна

Взгляд на психологическое и физическое здоровье учащихся в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие и психосберегающие  

аспекты образования

Свекольникова Н.Р.,

учитель начальных классов,

МБОУ г.Астрахани «СОШ №1»

Современный этап развития  российского образования можно охарактеризовать достаточно высоким уровнем включения в педагогический процесс инновационной деятельности, которая, в свою очередь, насыщена большим количеством  новых образовательных технологий и программ. Однако повышение разнообразия и вариативности образовательных технологий породило и новые проблемы, связанные с необходимостью ориентироваться в этом ассортименте программ, технологий и методик, учебно-методических средств, оценивать, выбирать и эффективно использовать этот инструментарий для реализации конкретных педагогических и образовательных программ.

В России в настоящее время, важное место занимает национальный проект «Здоровье», который имеет прямое отношение к системе образования. Современное состояние  общества, высокие темпы его развития предъявляют сегодня все новые и более высокие требования к человеку и уровню его образованности. Надо заметить, что в образовательном процессе учащиеся все больше становятся, загружены и перезагружены, это прямая угроза их физическому и психическому здоровью, может привести к нервным истощениям и стрессам, а это в свою очередь к снижению образовательного процесса. Проблема сохранения здоровья является значимой во всех странах, в том числе и в России. Социологические исследования показывают, что дети, приходящие в 1-е классы уже имеют те или иные отклонения психического и физического здоровья. Пребывают в 1 –й класс около 4% здоровых детей, до 10%  имеют  по несколько хронических заболеваний. За годы обучения в школе здоровье детей ухудшается. В частности: зрение, осанка, заболевания  органов пищеварения, расстройств центральной нервной системы.

В связи с этим необычайно актуализируется проблема  здоровье сберегающего и псих сберегающего аспекта в образовании.

Приоритетная задача – повышение качества образования и сохранение при этом физического и психического здоровья учащихся. В современной педагогике все больше и больше внимание уделяется разработке и внедрению в образовательный процесс методик, теоретических и практических основ при которых сохраняется психическое и физическое здоровье учащихся. Представители разных наук участвуют в этом процессе: социологи, психологи, психофизиологи, медики, педагоги и т.д.

Психосберегающие и здоровье сберегающие  аспекты образования направлены на создание комфорта, доброжелательности и взаимопонимания между педагогом и учащимся и на не допустимость перезагрузки и переутомления обучающихся. Все это, несомненно, влияет на повышения качества образовательного процесса.

У С.И. Ожегова термин «здоровье» рассматривает как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.

Ребенка можно назвать здоровым если он:

  1. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  2. в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообученность;
  3. в нравственном – честен, самокритичен;
  4. в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

 В современной педагогике психосберегающий аспект - совокупность приемов и методик, средств обучения  и подходов к образовательному процессу, в котором выполняется, как минимум четыре требования:

- учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера, восприятия им учебного материала, типы памяти и т. д;

     - недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной      нагрузки;

     - обеспечение морально-психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;

      -  обучение средствам психической самозащиты.

Важную, ведущую роль в образовательном процессе отводят педагогической деятельности учителя и её взаимосвязи с учебной деятельностью ученика  Обучение и воспитание процесс взаимосвязанный, тоже нужно сказать о здоровье психическом и физическом. Психическое не может существовать без физического и наоборот. Любая деятельность - это результат психических процессов, взаимодействия субъекта на объект.

Педагогическая деятельность - сложноорганизованная система ряда деятельностей, среди которых ведущая (основная) – преподавание. Остальные виды - рефлексивно надстроечные, т.е. «обслуживающие», обеспечивающие возможность преподавательского труда. Педагог  выступает как методист, обобщает опыт обучения, воспитания и развития личности, как технолог - конструирует средства и приемы обучения, построенных на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации методов, педагог это разработчик и  реализатор  проектов. Педагогическая деятельность относится к таким видам профессионального  труда, в которых для успешного выполнения необходимо постоянно реагировать на быстро и неожиданно меняющиеся обстоятельства. Динамичность педагогического процесса, изменчивость и неповторимость педагогических ситуаций, часто возникающие условия неопределенности и недостаточности информации при принятии решения предъявляют к педагогу повышенные требования в умении быстро и эффективно решать различные педагогические задачи. Каждая из них требует от педагога своего способа решения, использования специфической системы средств, позволяющих провести теоретический анализ и установить, какой вариант лучше подходит для достижения цели.

Н.В. Кузьмина и А.А. Руан (1993) выделяют пять основных компонентов, структурно описывающих деятельность педагога: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Гностический компонент  связан со сферой знаний учителя. Причем не только предметным, но и со знанием педагогической коммуникации, психологических особенностей личности учащегося, особенностей совей личности и деятельности.

Проектировочный подразумевает компетентность в постановке перспективных целей обучения и воспитания, владение стратегиями и способами их достижения.

Конструктивный компонент отражает стилевые особенности построения педагогом своей деятельности и деятельности учащихся с учетом ближайших (урок, занятие, цикл занятий) целей обучения и воспитания.

Коммуникативный аспект характеризует специфику взаимодействия преподавателя с учащимся, с учетом эффективности педагогической деятельности и качеством достижения дидактических целей.

Организаторский компонент включает умения педагога создавать условия для своей активности и активности учащихся, а также способность (готовность) управлять собственной деятельностью и учебной деятельностью школьников.

Оригинальная концепция деятельности учителя  разработана в удах А.К. Макаровой, которая выделяет в структуре  труда учителя следующие составляющие:

- профессиональные психологические и педагогические знания

- профессиональные  педагогические умения, профессиональные психологические позиции;

- установки учителя , востребуемые профессией педагога;

- профессионально-важные качества (личностные особенности, обеспечивающие профессионализм учителя).

Учебная деятельность – специфический вид  активность человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. Учебная деятельность характеризуется специфические для данного вида деятельности  обязательностью, результативностью, произвольностью. В ходе овладения ею формируются специфические  для данного вида деятельности  знания, умения и навыки, которые являются результатом многообразного опыта и его осознания в процессе выполнения тех или иных учебных  заданий. Некоторые из них представляют  собой простые  учебные навыки (действие по образцу, по правилу).Другие являются умениями со сложной структурой, включающей комплекс приемов и операций когнитивного и метакогнитивного уровня- учебные стратегии. Их роль организация и управление  учебной деятельностью (стратегии планирования, рефлексирования, регулирования).В своей совокупности они могут рассматриваться как методический( операциональный ) ресурс личности в учебном процессе, когда разнообразные  учебные приемы и действия могут объединяться и переструктуирироваться  для решения учебных задач разного типа( познавательных, творческих, исследовательских и т.д).Этот ресурс обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала, позволяя «уметь учиться» .Его приобретение – прямой результат овладения учебной деятельностью. Тот методический багаж , который затем переносится в трудовую деятельность в виде умения понимать и принимать поставленную задачу, планировать ее исполнение, оценивать  и контролировать свои действия, т.е та характеристика субъекта, которая раскрывает предметность , материализацию (претворение в жизнь) и осмысленность профессиональной деятельности.

                  Таким образом из двух определений деятельности понятно, что  всё в образовательном процессе взаимосвязано, взаимозависимо и неразделимо.

Нет единственной уникальной технологии здоровья. Здоровье сбережение и психосбереженье  могут выступать как одни из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления психического и физического здоровья школьников.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в стандарте  в виде пяти взаимосвязанных направлений:

        создание здоровье сберегающей и психосберегающей  инфраструктуры,

        рациональная организация учебной и вне учебной деятельности обучающихся,

        эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

        реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и вне учебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо   соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

Здоровье сберегающая и психосберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических и психологических компонентов.

Литература:

1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.

3.С.Н. Костромина Справочник школьного психолога.М.:Астраль, 2012.-512 с.

4.В.Н.Вараксин, Е.В.Казанцев «Психолого-педагогический практикум» .-Ростов н/Дону: Феникс, 2012. -283 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотические аспекты образования и воспитания в ходе воспитательной работы в начальных классах

Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы как в урочной, так и в неурочной деятельности поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребенка....

Теоретические аспекты проектирования в образовании.

Проектная деятельность  является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логическ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ПСИХОСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  И  ПСИХОСБЕРЕГАЮЩИЕ  АСПЕКТЫ  ОБРАЗОВАНИЯ....

Патриотические аспекты образования и воспитания в начальных классах

Патриотические аспекты образования и воспитания в начальных классах...

Статья«Выступление в онлайн формате, как важный аспект процесса обучения в дополнительном образовании»-Авторы:педагоги доп.образования: Ларина Т.А.,Такмакова И.А.,концертмейстеры:Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

Речь пойдет о процессе подготовки концертного номера и само выступление в онлайн-концерте, мероприятии, фестивале, марафоне учащихся нашего детского музыкального театра «Кантабиле».В наше ...