Патриотические аспекты образования и воспитания в начальных классах
материал по теме

Ольга Николаевна Кравченко

 

Патриотические аспекты образования и воспитания в начальных классах

                         Учитель начальных классов  Кравченко Ольга Николаевна.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Младший школьный возраст — самая благодатная пора для привития  чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование любви  и уважения к своему родному краю. В процессе патриотического воспитания у младших  школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его традициям, великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Смысл такого воспитания заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений об общемировом значении России. Роль  школы в формировании патриотических качеств невозможно переоценить.

Задачи, которые ставит перед собой учитель начальных классов по данному направлению — выявить  методы и приемы, используемые  в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Подходя к работе по воспитанию патриотизма младших школьников творчески, процесс воспитания становится более естественным, эффективным.  Такая работа  дает следующие результаты:

 1. Повышается уровень  развития  школьников;

 2. Обеспечивается комплексный подход к гармоническому развитию воспитанников;

 3. Повышается эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.

Как решаются задачи патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы.

С первых школьных дней учителя начальных классов формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель» «Сталинградец», «герой». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь активная. На встречи  с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей — пионеров и школьников. Потом  можно проводить военно – патриотические  игры «Зарничка», которые могут быть приурочены к памятным датам, такая работа проводится не только в учебное время, но и в период каникул, например в летнем пришкольном лагере.

Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. Для участия в них в школу приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Ежегодно вместе с родителями, учителями, ветеранами младшие школьники  могут участвовать в возложении венков  к могиле солдат. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь—готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется  такими формами работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.

Но патриотическое воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент такого сознания, патриотических чувств и поведения гражданина — строителя и защитника  Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.

На уроках Окружающего мира  по программе Н.Ф. Виноградовой с учащимися проводятся  беседы на темы, посвященные историческим событиям, формированию гражданской позиции и воспитанию чувства патриотизма. Например: в 1 классе в разделе «Родная страна», учащиеся знакомятся с темами: «Наша страна – Россия», «О гербе, флаге, гимне», «Москва», «Какого народа ты сын?»… Во 2 классе: «Что такое Родина», «Родной край – частица Родины», «Из истории родного края, нашей Родины», «Города России», «Народы России»… В 3 классе: «Древняя и Московская Русь», «Россия 18-19 века», «Россия 20 века», а в 4 классе изучается два больших раздела: Человек – защитник своего Отечества», « Гражданин и государство». Материал достаточно трудный для младших школьников, к тому же  он  с каждым годом усложняется. На таких уроках учителя обязательно подчеркивают качества гражданина- любовь к Родине, героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли, которые характерны для славян и россиян. Можно привести яркие примеры героизма и самопожертвования российских людей: подвиг и гибель в Бородинском сражении трех братьев Тучковых, подвиг лейтенанта Гастелло, солдата Матросова и т. д.

Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, можно предложить списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается как на уроках, так и на внеклассных занятиях, например: «Володька—партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм Рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.

Чтение художественных произведений, посвященных юным героям, на уроках Литературного или внеклассного чтения формируют не только чувства патриотизма, но и определенную гражданскую позицию. С  огромным интересом читают младшие школьники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара, «Сын полка» В Катаева и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья42 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра к 8 Марта.

Коса – девичья краса

Ведущая. Добрый вечер!

                 Гостям мы рады, что пришли.

                 Для нас времечко нашли.

                 Будут здесь у нас забавы,      

                 Представления на славу,

                 Может быть, и рассмешим.

                 И вернёмся, как во сне,

                 К нашей русской старине.

                 Это присказка читается,

                 Сказка только начинается.

Песня, посвящена всем мамам.

В нашем Классе мы проводим конкурс среди девочек «Коса – девичья краса». Оценивать участниц будет жюри, (представление жюри).

Конкурс «Визитка»

Максимальная оценка этого и других конкурсов 5 баллов.

Чтец.     По обычаям старинным

              В платьях все ходили длинных

              И гостей встречать умели,

              Своих нарядов не жалели.

              Мёдом обнося хмельным,

              Низко кланяются им,

              Пола чуть рукой касаясь

              И приятно улыбаясь.

Ведущая. Пора и нам встречать наших гостей.

              Представление участниц.

Ведущая. Вот и познакомились. Вот и ладно!

Конкурс «Причёсок»

Чтец.    С давних пор краса девицы

              Не румяна, не ресницы,

              Всюду русская краса,

              С лентой длинная коса.

Ведущая. Сидят девушки, любуются своей красой – русской косой. А уложены все косы загадочно, чистое волшебство.

Демонстрация причёсок.

Конкурс для зрителей

Кто бежит без прогону?  (вода)

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Без крыльев – летит,

Без ног – бежит,

Без паруса – плывет.(облако)

В белом бархате деревья,

И заборы, и дома,

А как ветер нападает-

Этот бархат опадает. (иней)

Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (туча)

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось-

С неба на землю свалилось. (снег)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке. (снежинки).

Конкурс «Хоровод»

Чтец. Вот идёт она по кругу,

          Низко кланяется другу.

          Коса ниже поясницы-

          Есть чему тут подивиться.

Девочки исполняют песню и ведут Хоровод. «Маки».

Конкурс «Разгадай слово»

 Ведущая. Нужно разгадать слово все слоги которого перепутаны.

Локомо – молоко, лысово –волосы, суплинт –плинтус, наркам –карман, кечелов – человек, гакни –книга, каголи –иголка, латса –салат.

Частушки

 Ведущая. Ни одни посиделки, ни одни гулянья в старину не обходились без звонкого перепляса и задорных частушек. Повеселимся и мы!

Как весною снег растает,

Получается вода.

Мы споём вам про девчонок-

Горе с ними и беда.                  

                                                           Наша Маша – хохотушка

                                                           И смеяться ей не лень.

                                                           Маше пальчик покажи –

                                                           Смеху будет целый день.

Аня любит кашеварить:

Борщ варить и булки печь.

Всё у ней в квартире в тесте,

Даже негде в спальне лечь.

                                                          А Дарина так серьёзна,

                                                          С книжкой не расстанется:

                                                          С книжкой ест и с книжкой спит-

                                                          Учит всё – старается.

Лера лечит всех зверей,

Со шприцами ходит.

Кошке сделала «Манту»,

Привязала бинт к хвосту.

                                                      Любит Аня управляться,

                                                      Кормит всё хозяйство,

                                                      Дала уткам колбасы-

                                                      Утки свесили носы.

Наша Лиза –торопыжка,

Мыть посуду ей не лень,

Но посуду разбивает-

По пять чашек каждый день.

                                                     А Арина шьет да вяжет-

                                                      Прямо мастерица.

                                                      Шила папе комбинезон

                                                      Вышла – рукавица.

Олечка всё танцы любит,

Перед зеркалом кружит.

Если скажут: «Танцы в школе»-

Быстро в школу побежит.

                                                      Сочинили мы частушки,

                                                      Очень мы старались.

                                                      Только просим, чтобы вы

                                                      На нас не обижались.

Конкурс»Марья –искусница»

Ведущая. Наши девочки умеют прекрасно мастерить, посмотрите какие рукодельницы.

(Изделия, выполненные своими руками).

Конкурс для зрителей «Свет мой, зеркальце…»

Ведущая. Участники и участницы перед зеркалом должны сказать «Ах, какая я красивая (красивый)! И кому же я достанусь?» Улыбаться при этом нельзя.

Песня  «Во кузнице».

Конкурс «Хозяюшка»

Ведущая. Что можно приготовить их картофеля? Участницы называют блюда по очереди.

Ведущая: У меня в мешке лежат разные кухонные предметы, участницы по очереди нащупывают один предмет и называют его, а потом показывают, что они взяли из мешка.

Песня, исполняют мальчики. «Молодчик».

Ведущая. Вот и подошёл к концу наш праздник. Мы хотим послушать наше жюри.

Жюри подводит итоги всех конкурсов и награждает победителей.

С праздником женским мы Вас поздравляем!

Радости, мира и счастья желаем.

Пусть крепнет здоровье, цветет красота,

Сбывается каждая Ваша мечта!

Тексты песен

Маки

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки.

Станем те мы так,

Спросим те про мак.

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки.

Скажи-ка Ермак,

Поспел ли твой мак?

Старик с печи слезал,

Свою соху справлял.

Станем те мы в ряд,

Как зелёный мак.

Будем пашенку пахать,

Будем маки засевать.

При долине мак,

Под горою так.

Молодчик.

Вдоль по улице молодчик идет,

Вдоль по широкой удалый идёт.

Ой, жги, ой, жги, говорит

Вдоль по улице удалый идёт.

Как на молодце-то смурый кафтан,

А поясочка-то шёлковая.

Ой, жги, ой, жги, говорит

А поясочка-то шёлковая.

Рукавички-то барановые,

А сапожки-то сафьяновые.

Ой, жги, ой, жги, говорит

А сапожки-то сафьяновые.

На нём шапочка-то бархатная,

А околышек черна соболя.

Ой, жги, ой, жги, говорит

А околышек черна соболя.

Под полой несёт дуду за гулу,

Под другою-то он гусли несёт.

Ой, жги, ой, жги, говорит

Под другою-то он гусли несёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

Патриотические аспекты образования и воспитания в ходе воспитательной работы в начальных классах

Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы как в урочной, так и в неурочной деятельности поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребенка....

Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начальных классов"

Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как гражданско-патриотическое во...

Гражданско – патриотическое воспитание в начальных классах.

Гражданско - патриотическое воспитание в начальных классах (Из опыта работы Марчук О. А.)...

Организация духовно-патриотического воспитания в начальных классах казачьей направленности

Организация духовно-патриотического воспитания в начальных классах казачьей направленности...

Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

В статье рассмотрены основные аспекты нравственно-патриотического воспитания в младших классах. Подчеркнута актуальность патриотического воспитания, основанного на истории родного края. Даны рекоменда...

Патриотическое воспитание школьников начальных классов

Выступление на тему важности патриотического воспитания у школьников начальной школы....