Главные вкладки

    Организация духовно-патриотического воспитания в начальных классах казачьей направленности
    статья на тему

    Волгина Елена Алексеевна

    Организация духовно-патриотического воспитания в начальных классах казачьей направленности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

    ХУТОРА КУБАНСКОГО

    Организация

    духовно-патриотического воспитания

     в начальных классах казачьей направленности

    Учитель начальных классов

    Волгина Елена Алексеевна

    х. Кубанский

    2017 год

    Организация духовно-патриотического воспитания

     в начальных классах казачьей направленности

    МБОУ СОШ 27 хутора Кубанского Белореченского района Краснодарского края

         После принятия краевой программы «Патриотическое воспитание населения» в 2008 году было решено в школе №27 х. Кубанского Белореченского района утвердить Положение об образовании казачьих классов в начальной школе.

         Для определения современных подходов к содержанию в организации воспитательного процесса в классах начальной школы казачьей направленности необходимо соблюдение следующих целей:

    1. Воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося к культуре, природе, традициям своего народа;
    2. Формирование духовной зрелости и христианской нравственности учащихся;
    3. Физическое воспитание учащихся.

         В начальной школе осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества; продолжается формирование любви к родной земле; к бережному хранению семейных традиций.

         Для реализации целей содержания духовно-патриотического воспитания младшего школьника в системе дополнительного образования на занятиях ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» использую следующую модель.

    1. Проведение праздничных мероприятий (ежегодно):
    • День Матери-казачки;
    • Рождественское представление для детей прихожан храм Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района;
    • День Победы.
    1. Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» (еженедельно).
    2. Проектная работа (1-2 в год).

    Проектная работа может быть индивидуальной и коллективной. Готовится при содействии родителей, классного руководителя.

    1. Проведение спортивных соревнований в течение года.

    Спортивные соревнования проводятся  между участниками одного класса, между классами начальной школы, между учащимися из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.

    1. Участие в тематических конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых).
    2. Посещение достопримечательностей и музеев родного края.

    Проводится в каникулярное время при содействии родителей, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.

    7.Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.

         8. Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района)  и инок. Пелагеей.

    Технологические особенности реализации содержания

    в классах казачьей направленности

         Основным путём достижения целей образовательных программ дополнительного образования, используемых в классах казачьей направленности, является сообщение детям сведений из истории, традиционной культуре кубанского казачества. Эффективным методом достижения целей программы является метод погружения в культуру, в том числе через живое общение с ее носителями.

         Основной формой работы являются занятие в системе дополнительного образования по предложенным выше моделям.

    Направления работы:

    1. Проведение праздничных мероприятий.
    2. Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования
    3. Проектная работа.
    4. Проведение спортивных соревнований.
    5. Участие в тематических конкурсах.
    6. Посещение достопримечательностей и музеев родного края.
    7. Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.
    8. Духовные беседы с батюшкой.

    Краткое содержание направлений

    1. Проведение праздничных мероприятий

     Цели: передача младшим школьникам социально значимых знаний, направленных на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников; изучение истории и жизнедеятельности земляков.

    Содержание: сбор материалов об интересных сведениях из биографий жителей родного хутора. Сочинение рассказов, стихов. Разучивание песен, танцев. Приглашение казаков на торжественные мероприятия.

         Создание из собранных материалов экспозиций к знаменательным календарным датам.

        Собранные материалы используются на отчётном праздничном мероприятии с приглашением родителей, администрации школы, представителей  казачьего общества х. Кубанского.

    2.Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования

    Цели: изучение материальной и духовной культуры казачества; развитие интереса учащихся к истории семьи; казачьим традициям;

    воспитание  главных добродетелей; бережное отношение к природе и всему живому.

    Содержание: организация и проведение занятий по календарно-тематическому плану в системе дополнительного образования. Изучение основ православной культуры.

         Сбор материалов о православии, о казачестве, о людях, прославивших наш край, хутор.

         С учащимися третьего класса занятия проходят с использованием тетради «Доброе слово» (Приложение)

        Возрождение традиций, сбор материалов (предметов старины), экскурсии в музей «Казачья горница», встречи с представителями хора «Кубаночка».

    Изучение памятников материальной культуры родного края, хутора: жилище человека, убранство хат, орудия труда, кубанская кухня, промыслы и ремесла. Изучение памятников духовной  культуры родного края, хутора: обычаи, традиции, сказки, праздники; художественная культура, народные игры, песенное творчество.

    3.Проектная работа

    Цели: развитие и поощрение интереса учащихся казачьих классов к изучению истории семьи, изучение судьбы дедов, прадедов, их роли в истории хутора, анализ казачьих традиций в современных семьях, поведение ребёнка в казачьей семье. Показать значимость связи поколений в современной жизни.

    Содержание: изучение истории своей семьи. Узнать происхождение, значение фамилий, имён, родословную. Составить генеалогическое древо «Моя родословная». Экспедиции, экскурсии и сбор материалов. Встречи со старожилами,  ветеранами хутора. Записи наблюдений и бесед с представителями различных слоев населения. Оформление фотодневников, стендов, создание презентаций.

    4.Проведение спортивных соревнований

    Цели: приобщение детей к спорту, привитие увлечений к спортивным соревнованиям; физическое и духовное развитие учащихся.

    Содержание: Спортивные соревнования проводятся  между участниками одного класса, между классами начальной школы, между участниками из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, представителей казачьего общества х. Кубанского.

    Знакомство с казачьими играми и состязаниями.

    В начальный период обучения ребята познают чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

    Спортивные соревнования проводятся в течение всего года, включая каникулы.

    5. Участие в конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых)

    Цели: воспитание бережного отношения учащихся к истории и культуре родного края, традициям православной культуры; развитие исследовательской деятельности.

     Содержание: участие в классных тематических конкурсах рисунков, чтецов; участие в общешкольных, муниципальных, краевых конкурсах.

    При подготовке к конкурсу можно узнать много больше о кубанских традициях, обрядах.

    Достижения: учащиеся становились призёрами и победителями школьных,  муниципальных, краевых конкурсов.

    6.Посещение достопримечательностей и музеев родного края

    Цели: изучение культурной и материальной культуры казачества, их быта, хозяйственных занятий. Изучение и охрана природного наследия края.

    Содержание: изучить памятники культуры и искусства края. Проводится в каникулярное время при содействии родителей, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.

    7.Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского

    Цель: формирование представлений о значении православной веры для казаков, развитие исследовательской деятельности.

    Содержание: приглашение казаков на беседы к знаменательным календарным датам в качестве почётных гостей; знакомство с праздниками, обычаями казаков, промыслами и ремёслами. Записи наблюдений и бесед, экскурсии.

         Организация с помощью представителей казачества субботников, особенно в преддверии государственных и православных праздников, юбилейных дат.

    1. Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района)  и инок. Пелагеей.

    Цели: знакомство с духовным смыслом православных праздников; воспитание главных добродетелей, уважения к родителям;  борьба с грехом, с непослушанием.

    Содержание: изучение основ православной культуры, организация поездок в храм Святой Троицы, сбор материалов о православных святых, ведение записей, составление очерков, сочинение стихов о православных праздниках.

         Духовные встречи проходят при поддержке представителей  казачьего общества х. Кубанского, родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Организация культурно-творческого пространства детей в рамках класса казачьей направленности"

    Данный проект является примером  организации внеклассной деятельности детей в классе казачьей направленности....

    Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

    Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

    Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации

    Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы.  Основой данного опыта является идея о вл...

    Положение о классе казачьей направленности.

    Настоящее положение о классе казачьей направленности в МБОУ СОШ 5...