Организация духовно-патриотического воспитания в начальных классах казачьей направленности
статья на тему

Волгина Елена Алексеевна

Организация духовно-патриотического воспитания в начальных классах казачьей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

ХУТОРА КУБАНСКОГО

Организация

духовно-патриотического воспитания

 в начальных классах казачьей направленности

Учитель начальных классов

Волгина Елена Алексеевна

х. Кубанский

2017 год

Организация духовно-патриотического воспитания

 в начальных классах казачьей направленности

МБОУ СОШ 27 хутора Кубанского Белореченского района Краснодарского края

     После принятия краевой программы «Патриотическое воспитание населения» в 2008 году было решено в школе №27 х. Кубанского Белореченского района утвердить Положение об образовании казачьих классов в начальной школе.

     Для определения современных подходов к содержанию в организации воспитательного процесса в классах начальной школы казачьей направленности необходимо соблюдение следующих целей:

  1. Воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося к культуре, природе, традициям своего народа;
  2. Формирование духовной зрелости и христианской нравственности учащихся;
  3. Физическое воспитание учащихся.

     В начальной школе осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества; продолжается формирование любви к родной земле; к бережному хранению семейных традиций.

     Для реализации целей содержания духовно-патриотического воспитания младшего школьника в системе дополнительного образования на занятиях ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» использую следующую модель.

  1. Проведение праздничных мероприятий (ежегодно):
  • День Матери-казачки;
  • Рождественское представление для детей прихожан храм Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района;
  • День Победы.
  1. Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» (еженедельно).
  2. Проектная работа (1-2 в год).

Проектная работа может быть индивидуальной и коллективной. Готовится при содействии родителей, классного руководителя.

  1. Проведение спортивных соревнований в течение года.

Спортивные соревнования проводятся  между участниками одного класса, между классами начальной школы, между учащимися из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.

  1. Участие в тематических конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых).
  2. Посещение достопримечательностей и музеев родного края.

Проводится в каникулярное время при содействии родителей, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.

7.Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.

     8. Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района)  и инок. Пелагеей.

Технологические особенности реализации содержания

в классах казачьей направленности

     Основным путём достижения целей образовательных программ дополнительного образования, используемых в классах казачьей направленности, является сообщение детям сведений из истории, традиционной культуре кубанского казачества. Эффективным методом достижения целей программы является метод погружения в культуру, в том числе через живое общение с ее носителями.

     Основной формой работы являются занятие в системе дополнительного образования по предложенным выше моделям.

Направления работы:

  1. Проведение праздничных мероприятий.
  2. Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования
  3. Проектная работа.
  4. Проведение спортивных соревнований.
  5. Участие в тематических конкурсах.
  6. Посещение достопримечательностей и музеев родного края.
  7. Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.
  8. Духовные беседы с батюшкой.

Краткое содержание направлений

  1. Проведение праздничных мероприятий

 Цели: передача младшим школьникам социально значимых знаний, направленных на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников; изучение истории и жизнедеятельности земляков.

Содержание: сбор материалов об интересных сведениях из биографий жителей родного хутора. Сочинение рассказов, стихов. Разучивание песен, танцев. Приглашение казаков на торжественные мероприятия.

     Создание из собранных материалов экспозиций к знаменательным календарным датам.

    Собранные материалы используются на отчётном праздничном мероприятии с приглашением родителей, администрации школы, представителей  казачьего общества х. Кубанского.

2.Проведение занятий  ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования

Цели: изучение материальной и духовной культуры казачества; развитие интереса учащихся к истории семьи; казачьим традициям;

воспитание  главных добродетелей; бережное отношение к природе и всему живому.

Содержание: организация и проведение занятий по календарно-тематическому плану в системе дополнительного образования. Изучение основ православной культуры.

     Сбор материалов о православии, о казачестве, о людях, прославивших наш край, хутор.

     С учащимися третьего класса занятия проходят с использованием тетради «Доброе слово» (Приложение)

    Возрождение традиций, сбор материалов (предметов старины), экскурсии в музей «Казачья горница», встречи с представителями хора «Кубаночка».

Изучение памятников материальной культуры родного края, хутора: жилище человека, убранство хат, орудия труда, кубанская кухня, промыслы и ремесла. Изучение памятников духовной  культуры родного края, хутора: обычаи, традиции, сказки, праздники; художественная культура, народные игры, песенное творчество.

3.Проектная работа

Цели: развитие и поощрение интереса учащихся казачьих классов к изучению истории семьи, изучение судьбы дедов, прадедов, их роли в истории хутора, анализ казачьих традиций в современных семьях, поведение ребёнка в казачьей семье. Показать значимость связи поколений в современной жизни.

Содержание: изучение истории своей семьи. Узнать происхождение, значение фамилий, имён, родословную. Составить генеалогическое древо «Моя родословная». Экспедиции, экскурсии и сбор материалов. Встречи со старожилами,  ветеранами хутора. Записи наблюдений и бесед с представителями различных слоев населения. Оформление фотодневников, стендов, создание презентаций.

4.Проведение спортивных соревнований

Цели: приобщение детей к спорту, привитие увлечений к спортивным соревнованиям; физическое и духовное развитие учащихся.

Содержание: Спортивные соревнования проводятся  между участниками одного класса, между классами начальной школы, между участниками из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, представителей казачьего общества х. Кубанского.

Знакомство с казачьими играми и состязаниями.

В начальный период обучения ребята познают чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Спортивные соревнования проводятся в течение всего года, включая каникулы.

5. Участие в конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых)

Цели: воспитание бережного отношения учащихся к истории и культуре родного края, традициям православной культуры; развитие исследовательской деятельности.

 Содержание: участие в классных тематических конкурсах рисунков, чтецов; участие в общешкольных, муниципальных, краевых конкурсах.

При подготовке к конкурсу можно узнать много больше о кубанских традициях, обрядах.

Достижения: учащиеся становились призёрами и победителями школьных,  муниципальных, краевых конкурсов.

6.Посещение достопримечательностей и музеев родного края

Цели: изучение культурной и материальной культуры казачества, их быта, хозяйственных занятий. Изучение и охрана природного наследия края.

Содержание: изучить памятники культуры и искусства края. Проводится в каникулярное время при содействии родителей, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.

7.Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского

Цель: формирование представлений о значении православной веры для казаков, развитие исследовательской деятельности.

Содержание: приглашение казаков на беседы к знаменательным календарным датам в качестве почётных гостей; знакомство с праздниками, обычаями казаков, промыслами и ремёслами. Записи наблюдений и бесед, экскурсии.

     Организация с помощью представителей казачества субботников, особенно в преддверии государственных и православных праздников, юбилейных дат.

  1. Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района)  и инок. Пелагеей.

Цели: знакомство с духовным смыслом православных праздников; воспитание главных добродетелей, уважения к родителям;  борьба с грехом, с непослушанием.

Содержание: изучение основ православной культуры, организация поездок в храм Святой Троицы, сбор материалов о православных святых, ведение записей, составление очерков, сочинение стихов о православных праздниках.

     Духовные встречи проходят при поддержке представителей  казачьего общества х. Кубанского, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация культурно-творческого пространства детей в рамках класса казачьей направленности"

Данный проект является примером  организации внеклассной деятельности детей в классе казачьей направленности....

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации

Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы.  Основой данного опыта является идея о вл...

Конкурсная работа "Модель воспитания и социализации класса казачьей направленности"

Конкурсная работа "Модель воспитания и социализации класса казачьей направленности", занявшая I место в муниципальном конкурсе "За успехи в воспитании" в номинации "Лучший кла...