Главные вкладки

    Проект "Организация культурно-творческого пространства детей в рамках класса казачьей направленности"
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Самойленко Наталья Николаевна

    Данный проект является примером  организации внеклассной деятельности детей в классе казачьей направленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_kazachemu_klassu.doc186.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

       Все учащиеся — звёзды, близкие и далёкие,

                                                                                              маленькие и большие, одинаково красивые.

                                                                                        Каждая звёздочка выбирает свой путь

                                                                                         полёта: у одних он длинный, у других...

                                                                                               Главное — это хотеть сиять

            

    П Р О Е К Т

    Организация культурно-творческого пространства детей  в рамках класса

    казачьей направленности

                                                          Работу выполнила

                                                                                   Самойленко Наталья Николаевна,

                                                                         учитель начальных классов

                                                        МБОУ СОШ № 9

    2011 – 2012 учебный год

    ВВЕДЕНИЕ

                                                                                       Какие ждут вас в будущем дела?                                                                            

    Об этом думать вы должны все чаще.                                                                          

                                                                                     И если гражданин вы настоящий,                                                                    

                                                                                            Большой отдачи ждет от вас страна.

    Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

    Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

    Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

    Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

    Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

    Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

    Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    «Родной край, его история – основа,

    на которой только и может осуществляться

                                                                                  рост духовной культуры всего общества».

    Дмитрий Сергеевич Лихачев

        Возрождение казачества на Кубани дало толчок формированию классов казачьей направленности. Трехсотлетний опыт обучения детей в казачьих классах – несомненное национальное достояние, которое можно и нужно использовать сегодня. Суть такого класса составляет системное изучение предметов согласно учебному плану – ОПК, истории Кубанского  казачества, традиций казачества, кубановедения, что активно содействует гражданско-патриотическому воспитанию.  В классе казачьей направленности предполагается и внеучебная деятельность, как  неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

    Учащиеся моего класса имеют определённые развитые способности в разных сферах деятельности. Это показали диагностика и мониторинг занятости во внеурочное время. Так, 13 человек из 21 являются участниками ансамбля «Батуринские непоседы» (руководитель – Филоненко Л.М.), 11 человек регулярно занимаются в кружке «Рукоделие» (руководитель Вялая Г.А.), 4 человека посещают художественное отделение Школы искусств. До поступления в школу 10 человек посещали группу «Казачата» ДОУ № 21 «Ёлочка», где знакомились с казачьими песнями, играми, обрядами. Поэтому, для дальнейшего развития личностных качеств учащихся  решила включить в общую деятельность. Формой организации такой деятельности является класс казачьей направленности.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Цель: организация культурно-творческой среды в рамках класса казачьей направленности.

    Задачи:

    1. создать условия для развития творческих способностей детей;
    2. научить учащихся  разумному использованию своего досуга, как части здорового образа жизни;
    3. формировать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
    4. способствовать повышению культурного уровня детей и их родителей;
    5. содействовать сотрудничеству семьи и школы;
    6. содействовать сотрудничеству семьи и школы с общественными организациями сельского поселения и района.

    ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

    Участники проекта:

    Ученики  3-а класса казачьей направленности (2012-2013 уч.год)

    Классный руководитель

    Родители

    Представители Казачьего общества

    Руководитель станичного музея

    Педагоги дополнительного образования

    Служба сопровождения (психолог, социальный педагог)

    Администрация

    Социальные партнеры

    Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:

    Для реализации проекта в образовательном учреждении  необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции:

    1.  классного руководителя, отвечающего за организацию условий, при которых ребенок может осваивать учебное и внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми, осуществляющего индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;
    2. психолога, помогающего педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
    3. социального педагога, обеспечивающего условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка;
    4. руководителя кружка, отвечающего за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время.

    Работа педагогов, участвующих в реализации проекта будет поощряться из бюджетных средств за счет стимулирующих выплат и частично из бюджета РКО.

    Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

    1. помещение для учебных занятий, оборудованное интерактивной доской или  мультимедийным оборудованием;
    2. помещение для занятий народными танцами.

    Информационное обеспечение проекта:

       На сайте школы будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.

    Основные направления по реализации проекта:

    -работа с учащимися

    - работа с родителями

    - работа с общественностью

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

    Задачи

    Мероприятия

    Предполагаемый результат

    Направление:  работа с учащимися

    Организация кружковой работы

     (предполагается привлечение специалистов из CДК – Филоненко Л.М., ДОУ – Чуприна Н.Г.)


    Кружок народного танца

    Предполагается  развитие творческих способностей, что ведёт разумному использованию своего досуга,  к организации собственной деятельности, и как следствие, -

     выполнению правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Кружок «Родные напевы»


    Кружок «Юный следопыт»

    Направление:  работа с родителями


    Помощь классному руководителю

    Финансирование поездок, дополнительных услуг (если есть необходимость)



    Благоприятные условия для сотрудничества семьи и школы

    Организация внеклассных мероприятий

    Сопровождение детей

    Направление:  работа с общественностью


    Сотрудничество с Д/О «Алые паруса», клубом по месту жительства, станичным музеем

    (Лазаренко Т.А.)

    Взаимодействие со станичным и районным казачьим обществом.

    Участие в КТД, социальных проектах



    Благоприятные условия для сотрудничества семьи и школы с общественными организациями района и станицы

    Выступления, встречи с интересными людьми, поисковая и исследовательская работа

    Поездки

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

    1. Развитие талантов.
    2. Разумное использование своего досуга.
    3. Самооценка.
    4. Адаптация в обществе.
    5. Самостоятельность.
    6.  Сплочение  коллектива.

    ОЦЕНКА И ОТЧЁТНОСТЬ

    1. Фотоотчёт
    2. Результаты диагностики
    3. Портфолио ученика
    4. Портфолио класса
    5. Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
    6. Статьи в периодических изданиях
    7. Специальная страница на сайте школы
    8. Обобщение опыта работы на педсовете, школьном и районном МО
    9. День открытых дверей

    ИНДИКАТОРЫ

    1. Анкетирование родителей,
    2. Анкетирование учеников
    3. Положительная динамика развития ребёнка, коллектива
    4. Результаты диагностики
    1. - диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
    2. - диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика  А.С. Прутченкова);
    3. - изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
    4. - диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
    5. диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что  такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
    6. диагностика эмоционального компонента нравственного развития

          (методика Р.Р. Калининой);

    1. письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам  нравится в мальчиках и девочках?»;
    2. диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей,  отрывков и художественных произведений, сказок);
    3. диагностика осознанности отношения к собственному здоровью

          (методика М.А. Тыртышной);

    1. - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

    1. Мониторинг завуча по воспитательной работе

    ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

    заключается в использовании разработанной модели для организации культурно-творческого пространства учащихся в  средней школе в целях преемственности между школой I и II ступени.

    БЮДЖЕТ

    (финансовое обоснование проекта)

    Направления расходования средств

    Направления реализации проекта

    Предполагаемые

    ожидания

    Предполагаемые источники финансирования

    Помещение для занятий танцами

    Работа с учащимися

    Формирование культуры здоровья

    По договорённости с администрацией школы

    Привлечение специалистов из других учреждений

    Организация кружковой работы

    Формирование культуры отношений между мальчиками и девочками, развитие физических качеств

    За счет средств

    Районного Казачьего общества, оплата дополнительных  образовательных услуг родителями

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

    (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

    Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

    Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)

    Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

    Вопросы для беседы:

    1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
    2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
    3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
    4. Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
    5. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
    6. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

    Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

    Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

    Обработка результатов.

    Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

    1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

    2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

    3 балла – если сформировано полное и четкое представление

    Методика «Закончи историю»

    Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

    Диагностика эмоционального компонента нравственного

    развития

    Методика «Сюжетные картинки» 

    (предназначена для детей 1–2 классов)

    (по Р.Р.Калининой)

    Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

    Обработка результатов.

    0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

    1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

    2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

    3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

    Методика «Что мы ценим в людях»

     (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

    Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

    Обработка результатов.

    0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

    1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

    2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

    3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

    Методика «Как поступать»

    (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

    Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

    Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

    Методика «Закончи предложение»

    (методика Н.Е. Богуславской)

    Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

    1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
    2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
    3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
    4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
    5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
    6. Если бы я был на месте учителя,  я …

    Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

     Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

    Отношение к друзьям

    Думаю, что настоящий друг …

    Не люблю людей, которые …

    Больше всего люблю тех людей, которые …

    Когда меня нет, мои друзья …

    Я хотел бы, чтобы мои друзья …

    Отношение к семье

    Моя семья обращается со мной как …

    когда я был маленьким, моя семья …

    Чувство вины

    Сделал бы все, чтобы забыть …

    Моей самой большой ошибкой было …

    Если ты совершаешь дурной поступок, то …

    Отношение к себе

    Если все против меня …

    Думаю, что я достаточно способен …

    Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

    Наибольших успехов я достигаю, когда …

    Больше всего я ценю …

    (Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

    Анкета-опросник «Настоящий друг»

    (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

    1. Делится новостями о своих успехах.

    2. Оказывает эмоциональную поддержку.

    3. Добровольно помогает в случае нужды.

    4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

    5. Не завидует другу.

    6. Защищает друга в его отсутствие.

    7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

    8. Хранит доверенные ему тайны.

    9. Не критикует друга публично.

    10. Не ревнует друга к остальным людям.

    11. Стремится не быть назойливым.

    12. Не поучает, как нужно жить.

    13. Уважает внутренний мир друга.

    14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

    15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

    16. Не предает в трудную минуту.

    17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

    18. Понимает состояние и настроение друга.

    19. Уверен в своем друге.

    20. Искренен в общении.

    21. Первым прощает ошибки друга.

    22. Радуется успехам и достижениям друга.

    23. Не забывает поздравить друга.

    24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

    25. Может сказать другу то, что думает.

    Обработка результатов:

    За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки.

    От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

    От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

    От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

    Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

    (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

    Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

    1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

    2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

    3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

    4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

    5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

    6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

    7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

    8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

    9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

    10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

    Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

    Приложение 2

    ЛИТЕРАТУРА

    1. admhmao.ru/power/kazach/docum/p. - Примерная программа духовно-    нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, Москва, 2011г
    2. tulaschool.ru/teachers/57/1228 Духовно-нравственное воспитание   как    

                       ключевое требование ФГОС

              3. http://school15.pereyaslovskaya.ru/experim/cos/ Казачьи классы.    

                       Экспериментальная площадка

    4. edukuban.ru/conference/2008/200... Состояние, проблемы и перспективы

               развития образования и воспитания в классах и группах  кадетской  

                казачьей   направленности на Кубани


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

    Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

    Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации

    Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы.  Основой данного опыта является идея о вл...

    Положение о классе казачьей направленности.

    Настоящее положение о классе казачьей направленности в МБОУ СОШ 5...

    Устав класса казачьей направленности.

    Действующий устав школы для класса казачьей направленности....