Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения
методическая разработка по теме

Окунева Наталья Сергеевна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_5kl_informaciya.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

  1.  "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Уважаемые родители!

Ваши дети проучились в 5-м классе одну четверть. Наша задача проследить, насколько комфортно чувствуют себя ребята в новых условиях  обучения, как оценивают свое отношение к учебной деятельности, каковы мотивы учения. С этой целью в ноябре будет проведена психодиагностика по выявлению случаев дезадаптации пятиклассников.

   Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

  Одна из болевых точек учебного процесса  – это адаптация пятиклассников, так как переход обучающихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную  жизнь:

  1. большое количество учителей предметников;
  2. появляются новые виды домашних заданий;
  3. увеличивается количество изучаемых предметов,
  4. объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;
  5. сложность адаптации к учителям.

  Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.

  Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли “ученика”.

Социальная адаптация включает:

  1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
  2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
  3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
  4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

   Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у обучающихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода  состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

  Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка.  Взгляды разных преподавателей на успехи и поведение детей различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

  Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители.

  Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:

  1. Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.
  2. Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.
  3. Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.
  4. С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.

   Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:

- Что ты думаешь предпринять?

- Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?

- Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?

- Как проверить или доказать правильность полученных результатов?

   Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль.

  Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.

  Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять:

  1. Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.
  2. Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем.
  3. Являться союзниками школы.
  4. Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.
  5. Помогать классному руководителю во внеклассных делах.

  Ваши дети проучились в 5-м классе одну четверть. Наша задача проследить, насколько комфортно чувствуют себя ребята в новых условиях  обучения, как оценивают свое отношение к учебной деятельности, каковы мотивы учения. С этой целью в ноябре будет проведена психодиагностика по выявлению случаев дезадаптации пятиклассников.

В дневник родителей.

- Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг.

- Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими.

- Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)

- Научите ребенка составлять план своих действий. После этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению.

- Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.

- Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.

Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.

Ритуалы, которые нравятся детям.

  1. Утром перед началом обучения получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  2. Вечером, когда вся семья собирается вместе, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
  3. В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
  4. Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
  5. На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
  6. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
  7. Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
  8. Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской работы "Психолого-педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения"

Проект исследовательской работы учителя начальных классов Носовой О.М. по теме: "Психолого педагогические основы адаптации учащихся начальной школы на 2 ступени....

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе

Родительское собрание«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене» «Люди вместе могут совершить то,чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение с...

Программа "Адаптация обучающихся на разных ступенях обучения"

Данной программой можно воспользоваться классным руководителям первого, пятого, десятого классов при переходе на следующую ступень обучения....

«Проблемы преемственности и адаптации школьников на II ступени обучения»

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В п...

Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения.

"Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"Переход обучающихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь, именно это обстоятельство требует от ...

Условия формирования учебной мотивации и готовность к переходу на вторую ступень обучения

Презентация выступления на методическом объединении учителей начальных классов....

Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обучения.

Переход из начальной школы в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов шк...