Предотвращение дезадаптации пятиклассников
статья (4 класс) по теме

Посылаю свое выступление перед психологами. В своем выступлении я коснулась и теории, и поделилась личным опытом как учитель начальных классов. Вы здесь найдете причины дезадаптации и советы по ее предотвращению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_pyatiklassnikov.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников, помощь учителя начальных классов для предотвращения дезадаптации.

Автор: учитель начальных классов МАОУ лицея№2 г.Альметьевск РТ

Егорова Надежда Прокофьевна

            Переход в пятый класс знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – начало среднего школьного возраста и переход из детства в подростковый период. Этому моменту предшествовал младший школьный возраст. Ведущей деятельностью которого являлась учебная деятельность.  Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.  Первоклассник обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, т.е. возникают и формируются основы теоретического сознания и мышления.  Для сформирования научного понятия, мы, учителя начальных классов, пытаемся научить ребёнка подходить дифференцированно к признакам предмета. На примерах мы показываем ребёнку, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведён под данное понятие. Критерием овладения тем или понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2 класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие предмета или его назначение, то к 3-4 классу школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. Третьеклассники умеют вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Если ученик 1-2 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик 3-4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию. Аналитическая деятельность выпускника начальной школы основывается на представлениях и понятиях. Младший школьник в своём развитии идёт от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Это является предпосылкой понимания школьником явлений окружающей жизни. Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, т.к. указанный факт может быть следствием самых различных причин, которые надо специально анализировать. К окончанию начальной школы ученики учатся и таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. Таким образом, развитие теоретического мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (исследование природы самих понятий), которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.          Память развивается в двух направлениях:                                                                                                                               - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания ( по сравнению с наглядно-образным);                                                                                                                                                - ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления ( запоминание, воспроизведение, припоминание)                                                                                    У младших школьников более развита наглядно-образная память, лучше сохраняют в памяти более конкретные сведения, они заучивают дословно, ещё не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательства, аргументации, логических схем рассуждений. Считаю, очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, то этот материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.                                                         В процессе обучения в начальных классах восприятие становится:                                                                                             - более анализирующим;                                                                                                                                              - более дифференцированным;                                                                                                                                   -принимает характер организованного наблюдения;                                                                                       -изменяет роль слова в восприятии ( у первоклассников слово по преимуществу несёт функцию названия, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся более старших классов слово-название является скорее самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу).

В развитии восприятия школьника огромную роль играет учитель. В начальной школе мы специально организовываем  деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учим выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. В развитии восприятия учащихся одним из эффективных методов является сравнение. Восприятие становится более глубоким, количество ошибок уменьшается. В младших классах воспитывается «далёкая» мотивация произвольного внимания путём связывания друг с другом близких и более отдалённых целей.

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются. Сначала эти качества  распространяются только на ситуации, связанные с выполнением учебной деятельности, а затем и на другие сферы деятельности ребёнка. Происходит осознание своего личного отношения к миру. Переход в среднее звено стимулирует этот процесс формирования личного отношения к учению. Но не все дети готовы к этому. В результате этого может сформироваться «мотивационный вакуум», который характеризуется прежде всего тем, что прежние представления уже не устраивают детей, а новые ещё не осознались, не оформились. Изменяется содержание внутренней позиции детей. Оно в переходный период в большей степени связано с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. На эмоциональное состояние ребёнка всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения со сверстниками, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями. На первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами товарища. При правильном развитии школьников две системы требований: к позиции школьника и позиции товарища,  - не должны противопоставляться. Если они не будут выступать в единстве, то велика вероятность проявления конфликтов и с учителями, и со сверстниками. Если в начале обучения  самооценка ученика формировалась на основе результатов учёбы, то к окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. Принимаются во внимание  неучебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность.  Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Если характер младшего школьника характеризуется импульсивностью, упрямством, капризностью, то к окончанию начальной школы у ребёнка формируется  трудолюбие, прилежание, аккуратность, дисциплинированность, формируется умение сдерживаться и контролировать свои поступки, растёт настойчивость. К переходу в среднее звено изменяется и отношение к учёбе. Сначала формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, затем формируется интерес к результату своего труда, а потом к содержанию учебной деятельности и потребность приобретать знания. Это связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулируется это чувство одобрением учителя, взрослых.                                                                                                          В целом за время периода обучения ребёнка в начальном звене школы у него формируются такие качества, как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях, у него формируются основные компоненты учебной деятельности; кроме этого формируется более «взрослый», качественно новый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.                                                    Огромную роль в выполнении поставленных задач в начальных классах играет школьный психолог вместе с учителем.                                                                                                             Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям основной школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:                                                                                                                - умение осознавать требования учителя и соответствовать им;                                                                                   - умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;                                                                                - умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;                                                                      - навыки общения и достойного поведения с одноклассникам                                                                                     -навыки совместной (коллективной) деятельности;                                                                                                          - навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;                                                                 - навыки самоподдержки;                                                                                                                                                            - навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.                                               В нашем лицее ведётся огромная работа, где взаимодействуют школьные психологи, учителя начальных классов, будущие учителя-предметники и родители. Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней. Работа начинается ещё в начальном классе.

На протяжении второго полугодия идет посещение уроков четвероклассников учителями, которые будут работать с этим классом в среднем звене. Это позволяет учителям познакомиться с детьми, знакомиться со стилем работы учителя начальной школы, узнать особенности учебной программы, узнать личностные достижения учащихся, установить  контакт с детьми, оценить уровень и качество знаний обучающихся, их психологические особенности.  Школьный психолог проводит диагностику уровня готовности к переходу учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно- образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень  сформированности всех новообразований для данного возраста. Этому помогают итоговые тесты, контрольные работы. В свою очередь, мы, учителя начальных классов, даём подробную психолого-педагогическую характеристику класса, индивидуально характеризуем каждого ученика, рассказываем о наиболее удачных приёмах взаимодействия с каждым ребёнком и его родителями. Четвероклассникам  в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, они старшие в начальной школе, хочется, чтобы новый будущий учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

В нашей школе каждому ребенку с первого класса заводится портфолио, которое ведется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В него заносятся все достижения ребенка, вкладываются контрольные, тестовые работы, а также работы творческого характера. Вроде бы всё хорошо. Но что вызывает дезадаптацию пятиклассников? Дети готовы к переходу в среднее звено и физически, и психологически, и умственно. Четыре года тому назад дети пришли в школу. Они пришли из разных садиков с разным уровнем подготовки. День за днём, в течение четырёх лет была проделана огромная работа. Начиная с первого класса проводились различные занятия, тренинги для адаптации первоклассников. Особенно популярен тест в первом классе «Моё настроение». В течение месяца дети раскрашивают квадраты в определённый цвет, показывая своё настроение. Считаю, что интересным моментом в букварный период является запись в прописях гелевыми ручками. Выбирая тот или цвет, дети тоже выражают своё внутреннее состояние. За четыре года дети получили много знаний, нашли друзей, научились находить общий язык со сверстниками, понимать своего учителя с полуслова, выросли физически. Каким трудом достигнуто то, что видим в пятом классе, знают только учителя начальных классов и родители. По своим многолетним наблюдениям могу сказать, что процесс адаптации пятиклассников  во многом похож  на адаптационный период в первом классе.  Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.   Только происходит он более сложно, потому что этот период связан ещё с переходом в подростковый период. В адаптационный период дети испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные и режимные трудности. К концу четвёртого класса школьник чувствует себя взрослым, социально значимым, может спокойно высказывать своё мнение.  Учителя начальных классов смотрят на них с гордостью, любуются окрепшей самостоятельностью, радуются их образованности, испытывают чувство гордости за своих детей; ведь они помнят их неумелыми первоклассниками, знают, сколько трудностей преодолел каждый из них, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал накопил. И вот прошло три месяца. В сентябре дети приходят в школу повзрослевшим, полны желания хорошо учиться. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель -  учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), У них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники. То, что такой переход совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятно для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям. Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни.                                                                                                                                                               Несмотря на то, что и ранее дети изучали разные предметы, именно при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. На вопросы, различаются ли чем-нибудь и чем именно учеба в V классе и в начальной школе, пятиклассники отвечают: «Малыши просто учатся считать, а мы учим математику», «Раньше мы просто читали рассказы о том, что было, а теперь учимся узнавать историю» и т.п. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогом. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, «не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала» - достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интересов к учебе, определенное «разочарование» в школе сменяется ожиданием перемен, дети ждут, что им станет в школе интересно.     В то же время переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований , предъявляемых  школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» - в средней - все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.                    

     Учитель-предметник видит своих учеников несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными,  каждый выставляет свои требования. Выясняется, что дети не умеют самостоятельно работать, плохо ориентируются в тексте, не умеют пересказывать, составлять план, грамотно высказывать своё мнение, не умеют вести себя на перемене. Учителя-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие из четвёртых классов, привыкли к излишней опеке взрослого. А учителя начальных классов считают, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать, писать, и упрекают учителей-предметников за недостаток внимания и теплоты детям. Данный конфликт обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе. В это время происходит снижение контроля, уровня опеки по сравнению с начальной школой, на перемене дети предоставлены сами себе. Ребёнок теряется, не знает как себя вести, чем может понравиться взрослым.   Учащиеся начинают изучать свои новые возможности. В это время могут возникнуть драки на переменах, нарушение дисциплины на уроке, нарушается концентрация внимания, снижается успеваемость, появляется неряшливость. Появляются предпосылки для дезадаптации школьников.  И только совместными усилиями учителей начального и среднего звена, психологами школы можно помочь детям безболезненно пройти адаптацию, сохранить интерес к учёбе, не снижая качество знаний . Учителя начальных классов считают, что основная задача начальной школы для успешной адаптации пятиклассников состоит в том, что надо сформировать у ребёнка начальные школьные навыки – научить читать, грамотно писать, считать, обучать самоконтролю.                                                                                                               Определённую роль в переходный период играют родители. Одно из родительских собраний я посвятила именно этой теме, где рассказала о подростковом периоде, от его трудностях, о возможной помощи со стороны родителей. От того, насколько грамотно поведут себя родители, зависит дальнейшее развитие детей.  Именно родители становятся связующим звеном между учителями и учениками. Никто другой не знает хорошо своего ребёнка, как его родители. Поэтому желательно продолжить тесное сотрудничество педагогов и родителей.                                                                                                                                        Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Считаю, были бы полезны детям занятия с психологом или учителем в тесном сотрудничестве с психологом на такие темы, как: “Учимся планировать”, “Ошибки в организации своего времени», «Как слушать учителя», «Как выполнять домашние задания», «Как проверять свою работу», «Как можно учиться на собственных ошибках», «Как подготовиться к контрольной»,  «Почему иногда не хочется учиться и что с этим делать», «Как узнать, что ты знаешь, а чего не знаешь», «Как лучше запоминать», «Что такое лень?», «Как научиться лучше думать», «Как преодолевать неуверенность в себе?», “Умеешь ли ты общаться?- урок самопознания”, “Как общаться с учителем?” Такие занятия лучше посвятить развитию произвольности, организованности, вниманию, наблюдательности. Также надо обратить особое внимание на развитие логической памяти и произвольного внимания школьника. Если этого не делать, то стихийно они складываются у большинства детей со значительными нарушениями и искажениями. В заключение хочется верить, что совместная работа педагогов, психолога, родителей и самих учащихся окажет неоценимую помощь в преодолении трудностей переходного периода и значительно поднимет успеваемость в пятых классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ И КАЖДОГО ИЗ НАС, КТО: СЧИТАЕТ своим важнейшим гражданским долгом предотвращение преступлений различного рода маньяков и извращенцев против детей и подростков

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ И КАЖДОГО ИЗ НАС, КТО:СЧИТАЕТ своим важнейшим гражданским долгом предотвращение преступлений различного рода маньяков и извращенцев против детей и подрос...

Родительское собрание, 4 класс.Тема:" Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе."

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка в среднем звене....

Игра – квест для пятиклассников: «Мы пятиклассники, мы лучше всех!».

Игра - квест для пятиклассников, которая проводится с учащимися в конце адаптационного периода, по выбору педагога - психолога (конец ноября, декабрь). Мероприятие направлено на создание игровой ситуа...

Арт-терапия как метод профилактики дезадаптации пятиклассников

Арт-терапия является действенным методом преодоления дезадаптации детей, начинающих учиться в среднем звене школы. Этот метод - самый экологичный и интересный для работы с детьми такого возраста....