Арт-терапия как метод профилактики дезадаптации пятиклассников
методическая разработка по теме

Криницына Анастасия Вячеславовна

Арт-терапия является действенным методом преодоления дезадаптации детей, начинающих учиться в среднем звене школы. Этот метод - самый экологичный и интересный для работы с детьми такого возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия как метод профилактики дезадаптации пятиклассников (уроки самопознания).

Криницына Анастасия Вячеславовна, психолог, кандидат педагогических наук.

В современной школе остро стоит проблема успешной адаптации детей к средней школе. Дети, будучи уже младшими подростками, зачастую начинают по-другому себя вести, воспринимать себя и других, у них повышается тревожность, агрессивность либо застенчивость.

Выделяют следующие формы адаптации школьников (Битянова М.Г., Каган В.Е.) [2, 3]:

  1. Успешная адаптация.

Школьник ладит с детьми и учителями, хорошо учится, спокоен и уверен в себе.

  1. Латентная дезадаптация: дети утомляемы, наблюдается частая смена настроения, медлительность – либо гиперактивность. Дети испытывают трудности в общении. Успеваемость частично страдает.
  2.  Открытая дезадаптация. Школьники нарушают правила поведения, расторможены, низкая мотивация обучения, высокая утомляемость, импульсивность, раздражительность.

На помощь школьникам второй и третьей группы дезадаптации приходит арт-терапия.

В работе с адаптацией младших подростков применимы следующие формы арт-терапии:

  • Изотерапия;
  • Сказкотерапия;
  • Музыкотерапия;
  • Танцевальная  терапия;
  • Игровая терапия;
  • Психодрама;
  • Фототерапия и другие виды.

 В целях адаптации на базе ГБОУ СОШ № 121 разработан цикл занятий с пятиклассниками по адаптации к средней школе.

В программу включены темы занятий, направленных на адаптацию в средней школе:

- темы осознания себя и других,формирования «Я-концепции» как ведущий фактор успешной адаптации;

- «проблемные» темы - дружба, ссоры, родители, успеваемость, страхи учителей и уроков, страх доски, права и обязанности школьников;

 - формирование познавательной сферы,в частности – развитие креативности;

 - темы для активного взаимодействия внутри группы, развивающие коммуникативную сторону креативного самопознания, сравнения себя с другими, осознание своего поведения в группе, нахождение новых способов взаимодействия.

Пример занятия: «Урок самопознания».

-Встаньте, пожалуйста, поприветствуем друг друга сначала жестом, потом улыбкой. Садитесь.  Сегодня мы узнаем получше самих себя и друг друга, поиграем и порисуем. На предыдущих занятиях мы уже узнавали что-то о себе, своих эмоциях, своём настроении.

- Какие вы знаете эмоции?  (опрос детей)

Правильно. Эмоции-это то,что испытывает человек, чувствует. Каждый человек обладает чувствами, о них и пойдёт речь. Кто знает, какие бывают чувства качества? (опрос детей) 

2. Включается музыка (классическая – например, «Времена года» Вивальди, либо звуки природы, пение птиц). Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, эмоция «…» (психолог,а затем ребёнок-ведущий называет любую эмоцию – например, радость) - замри»

3. Дети рисуют на листах (либо на доске) качества - а другие отгадывают.

4. Игра «Те,кто..». «Те кто любит..(психолог называет урок, хобби)..поднять руку (по указанию психолога - либо хлопнуть, топнуть, дотронуться до чего-либо)».

Примеры:

Поднимите руки те, кому трудно стало понимать других школьников.

Теперь те, кому трудно понимать родителей.

Теперь те, кому трудно понимать учителей.

Кому трудно понимать самого себя.

Поднимите руки те, кто уже чувствует себя подростком.

Кто хочет ещё оставаться ребёнком?

Кто считает, что он уже взрослый.

  1. Упражнение на самопознание. «А сейчас мы сделаем маленькую книжку-открытку о самих себе. Выберите 6 собственных наиболее важных и явных своего черт характера:

Список качеств:

внимательный

невнимательный

добрый

злой

торопливый

медлительный

аккуратный

неряшливый

разговорчивый

молчаливый

общительный

замкнутый

вспыльчивый

сдержанный

скромный

хвастливый

трусливый

смелый

ленивый

трудолюбивый

жадный

щедрый

лживый

честный

ответственный

безответственный

настойчивый

уступчивый

терпеливый

нетерпеливый

умный

глупый

весёлый

грустный

активный

пассивный

заботливый

эгоистичный

вежливый

грубый

усидчивый

неусидчивый

самостоятельный

несамостоятельный

сильный

слабый

 

Теперь напишите эти шесть качеств на лепестках цветка. В серединке пишем букву «Я»».

  Далее идёт обсуждение с детьми упражнения.

Какой я:

C:\Users\User\Desktop\9cf63c2753cb9f07_colorpage1_com_flower-coloring-pages.gif

6. Выберите свою лучшую черту-покажи без слов-а другие угадывают.

А потом  напиши в солнышке

Моё лучшее качество:

C:\Users\User\Desktop\sun.gif

7. Подумай, какие черты тебе необходимы ,что тебе недостаёт и выпиши в открытку, а потом нарисуй каким же ты хочешь стать. После каждого упражнения – обязательная рефлексия, обсуждение с детьми.

Каким я хочу стать:

8. Понравилось ли занятие? Что узнали нового? Что узнали о себе? Что было сложного? Какие Вы?

Попрощаемся друг с другом аплодисментами.

     В приведённом занятии, а также в программе по арт-терапии в целом, ведётся работа по развитию творческого потенциала каждого ребёнка, поиск ресурсов, базы, на которой уже будет происходит становление успешной адаптации.

Литература:

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа. М.,2005
  2. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г.
  3. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

Материал для работы с дошкольниками по профилактике школьной дезадаптации...

Предотвращение дезадаптации пятиклассников

Посылаю свое выступление перед психологами. В своем выступлении я коснулась и теории, и поделилась личным опытом как учитель начальных классов. Вы здесь найдете причины дезадаптации и советы по ее пре...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Коррекционно-развивающее занятие «Созвездие» по профилактике дезадаптации первоклассников

Начало школьной жизни- серьезное  испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым т...

Использование сенсорной комнаты при профилактике дезадаптации обучающихся первого класса

В данной  статье раскрывается профилактическая работа с обучающимися первых классах в условиях Сенсорной комнаты, по результатам которой, наблюдается положительная динамике  в психоэмоционал...

Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов "Я-первоклассник"

Цель программы: выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудност...

Программа профилактики дезадаптации первоклассников "Когда легко учиться"

Актуальность данной программы очевидна: сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного об...