Программа профилактики дезадаптации первоклассников "Когда легко учиться"
рабочая программа (1 класс)

Гончаренко Наталья Викторовна

Актуальность данной программы очевидна: сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью (для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. По данным медиков только 20-25% детей приходят в школу здоровыми, это негативно сказывается на адаптации.

Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром.  

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность учителей, педагогов-психологов и родителей школьников способствует процессу адаптации.

 В этой связи одним из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших школьников на этапе первичной адаптации к школе является  программа психологического сопровождения  участников УВП в первый год начального школьного обучения.

Цель: создание социально-психологических условий в ситуации систематического школьного обучения предметного характера, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

Задачи:

-систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

-способствовать созданию условий для социально-психологической адаптации детей к школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

-повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

-обеспечить адаптацию учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников;

-способствовать трехсторонней адаптивности на основе психологического сопровождения педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся.

Программа содержит три блока "Родитель", "Учитель","Ученик" в которых сформирован ряд мер,способствующих решению проблемы адаптации первоклассников к условиям систематического школьного обучения. Мероприятия прошли многолетнюю апробацию ,имеют практическую ценность и результативность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Профилактика школьной дезадаптации первоклассников

В связи с введением ФГОС ООО в начальном звене  воникает потребность разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.  С целью предотвращения явления...

Коррекционно-развивающее занятие «Созвездие» по профилактике дезадаптации первоклассников

Начало школьной жизни- серьезное  испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым т...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

Программа профилактики дезадаптации учащихся 1-х классов "Я-первоклассник"

Цель программы: выявление группы учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; оказание психологической помощи школьникам и родителями учащихся, испытывающих трудност...

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Как легко учиться в школе»

Пояснительная запискаШкольное образование сегодня представляет собой длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного раз...