Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Как легко учиться в школе»
рабочая программа (4 класс)

Пояснительная записка

Школьное образование сегодня представляет собой длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

С первых дней обучения в школе ребёнку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т.д. Дети, приходящие в первый класс, имеют разный уровень психологической готовности к школе.

Таким образом, в начальной школе важно помочь ученику в освоении учебной деятельности, актуализировать навыки общения и сотрудничества и т.д.

Рабочая программа по курсу «Как легко учиться в школе» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного «красивого» мышления. Часть упражнений готовят учащихся к выполнению тестовых заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся

«Как легко учиться в школе»

Возраст школьников: 1 – 4 классы

Пояснительная записка

Школьное образование сегодня представляет собой длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

С первых дней обучения в школе ребёнку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т.д. Дети, приходящие в первый класс, имеют разный уровень психологической готовности к школе.

Таким образом, в начальной школе важно помочь ученику в освоении учебной деятельности, актуализировать навыки общения и сотрудничества и т.д.

Рабочая программа по курсу «Как легко учиться в школе» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного «красивого» мышления. Часть упражнений готовят учащихся к выполнению тестовых заданий.

Программа «Как легко учиться в школе» рассчитана на учащихся 1 - 4 класса. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность каждого занятия – 35 – 40 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. От уроков занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. На этих занятиях осуществляется только устное оценивание. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Цель данного курса: формирование инициативности, ответственности и самостоятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, интереса к учению.

Задачи:

Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

Формы контроля:

тестирование;

практические работы;

творческие работы учащихся;

участие в творческих предметных играх и конкурсах.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результатов :

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Предметные результаты:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы.

Тематическое планирование 1 класс

п/п

Тема занятия

Развиваемые способности

Кол-во часов

1

Водный урок

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

Развитие математических навыков

Развитие моторики руки, мыслительных арифметических навыков устно и письменно. Тренировка внимания. Развитие логического мышления. Штриховка. Графический диктант

1

3

Подскажи словечко

Тренировка слуховой памяти. Развитие логического мышления, речи, внимания, памяти, дикции. Штриховка. Графический диктант.

1

4

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления, мелкой моторики, образного мышления, внимания, памяти. Штриховка. Графический диктант.

1

5

Словарный запас

Развитие моторики руки, внимания, мышления, речи, словарного запаса. Штриховка. Графический диктант

1

6-7

Развитие речи

Развитие моторики руки, воображения, мышления, логики, речи. Штриховка. Графический диктант.

2

8

Развитие внимания и логического мышления

Развитие логического мышления, мелкой моторики, совершенствование мыслительных операций, развитие внимания, образного мышления и речи. Штриховка. Графический диктант

1

9

Развитие внимания и памяти

Развитие концентрации внимания, мышления, мелкой моторики руки, слухового внимания, памяти, тренировка внимания. Штриховка. Графический диктант

1

10

Активный словарный запас

Развитие слуховой памяти, мышления, мелкой моторики руки, мыслительных навыков, речи, активного словарного запаса. Штриховка. Графический диктант.

1

11

Развитие образной памяти и логического мышления.

Тренировка образной и зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики руки, словарного запаса. Штриховка. Графический диктант.

1

12 -16

Развитие образной памяти и логического мышления

Развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций, развитие мелкой моторики руки, памяти, логического мышления.

Графический диктант. Штриховка.

5

17

Развитие мышления

Развитие мелкой моторики руки, пространственной координации, навыков устного и письменного счёта, логического мышления, образного восприятия. Штриховка. Графический диктант

1

18

Радость. Что такое мимика.

Развитие логического мышления, мелкой моторики руки, образного восприятия, словарного запаса, речи, внимания. Штриховка. Графический диктант.

1

19

Радость. Как доставить другому человеку.

Тренировка зрительной памяти. Развитие логического мышления, словарного запаса, формирование коммуникативных качеств. Штриховка. Графический диктант

1

20

Жесты

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мелкой моторики руки, словарного запаса, речи, умение использовать в речи изученные слова и выражения. Графический диктант. Штриховка.

1

21

Разные чувства

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, речи, умение использовать в речи изученные слова и выражения, формирование коммуникативных качеств. Графический диктант. Штриховка.

1

22

Качества людей

Развитие логического мышления, правильной речи, словарного запаса, образного восприятия, умение использовать в речи изученные слова и выражения, совершенствование мыслительных операций. Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера.

Графический диктант. Штриховка.

1

23-25

Люди отличаются друг от друга своими качествами

3

26-32

Какой я. Какой ты.

Развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, речи, мелкой моторики руки, умение использовать в речи изученные слова и выражения, совершенствование мыслительных операций. Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера. Формирование коммуникативных качеств. Развитие эмоционально – экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, эмпатических способностей, воображения, навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо – эмоциональное напряжение, умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей, умения расслабляться, формирование чувства уверенности в себе. Графический диктант. Штриховка.

7

33

Диагностика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

2 класс

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

На занятие во втором классе отводится 40 – 45 минут.

Содержание занятия 2 класс (34 занятия)

Модель занятия во 2 классе такова:

«Мозговая гимнастика» (2 – 3 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

« Разминка» (3 – 5 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

«Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 – 15 минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в первом классе своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включён зрительный диктант.

В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

«Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

«Логически – поисковые и творческие задания» (10 – 15 минут)

Во втором классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.

Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатываются и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно – логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

«Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чьё зрение оставляет желать лучшего путём регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

«Логические задачи на развитие аналитических

способностей и способности рассуждать» ( 5 минут)

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Тематическое планирование занятий во 2 классе

№ п/п урока

Развиваемые способности

Кол-во час.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

1

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

6

Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

8

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

9

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Зачёт.

1

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

13

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

15

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

16

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

1

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Зачёт.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

20

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

22

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

23

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

1

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Зачёт.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

27

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

29

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

30

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

1

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Зачёт.

1

3 класс

Курс занятий «Учись учиться» в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых дву классах, имеет и свои особенности.

Одна из таких особенностей – смещение акцента на усилие роли логически – поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает. А сами задания становятся более разнообразными как по содержанию. Так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

На каждое занятие в третьем классе отводится 45 минут.

Содержание занятия 3 класс (34 занятия)

Модель занятия в 3 классе такова:

«Мозговая гимнастика» (2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

«Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в первом классе своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включён зрительный диктант.

В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

«Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чьё зрение оставляет желать лучшего путём регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

«Логически – поисковые задания» (10 минут)

На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой – то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически- поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

«Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

«Решение нестандартных задач» (10 – 15 минут)

Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Тематическое планирование занятий в 3 классе

занятия

Развиваемые способности

Кол-во час.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

4

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт.

1

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

1

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

31

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

32

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

34

Совершенствование воображения. . Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Зачёт.

1

4 класс

Курс занятий «Учусь учиться» в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психологические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, всё больше внимания теперь уделяется логически – поисковым, частично – поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически – поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально – логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

Частично – поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично – поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому – либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого – либо задания и другие.

Так большинство школьных задач решается по определённому алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других – растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у детей.

Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.

Содержание занятия 4 класс (34 занятия)

Модель занятия в 4 классе такова:

«Мозговая гимнастика» (2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

« Разминка» (3 – 5 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

«Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в первом классе своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включён зрительный диктант.

В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

«Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чьё зрение оставляет желать лучшего путём регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

«Логически – поисковые задания» (10 минут)

На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой – то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически- поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

«Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

«Решение нестандартных задач» (10 – 15 минут)

Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Тематическое планирование занятий в 4 классе

№занятия

Развиваемые способности

Кол-во час.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

4

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт.

1

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

15

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

16

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

17

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

18

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт.

1

19

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

20

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

21

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

22

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

23

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

24

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт.

1

25

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.Задания по перекладыванию спичек

1

27

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

28

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

29

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

31

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

32

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

33

Совершенствование воображения. . Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Зачёт.

1

Список литературы:

Для учителя:

  • Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.

Иванова Н.П. Кто с кем и во что играет? Использование игры в использовании младших школьников// Начальная школа. № 7 – 2005 г.с.7-9

Шипицына Л.Н. Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. М., ПРЕСС, 2005 384 с.

Дик Н.Ф. Занимательные математика, русский язык и окружающий мир в начальной школе. Государственные стандарты второго поколения. Феникс, 2008.

Калугин М.А. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль, «Академия развития», 1997.

Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М., «ВАКО», 2008.

Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников, Волгоград, «Учитель», 2007.

Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль, 2002.

Тарабарина Т. И. 50 игр на логику. Ярославль, 2003.

Серия «Занимательные уроки – 500 задач на сообразительность», М., «АСТ – ПРЕСС», 1998.

Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня (конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации). Выпуск 1 и выпуск 2. Волгоград. «Учитель», 2007.

Шмаков С.а. Игра и дети. М., Просвещение, 2006.

Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., Просвещение, 2005.

Эльконин Д.Б. Психология игры, М., Просвещение, 2005.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Просвещение, 2005.

Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приёмов обучения. М., «Первое сентября», 2000.

Трушина В.П. Занятия по развитию речи. Волгоград. «Учитель», 2008.

Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения (методические рекомендации, коррекционно-развивающие занятия, профилактика дисграфии, развитие внимания и памяти). М., «ВАКО», 2007.

Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград, «Учитель», 2005.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М., «Астрель – АСТ - Ермак», 2005.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.Н. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 1-2 классы. М., «БАЛАСС», 2011.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2012 г.).

ФГОС Учебно – методический комплект «Развивающие задания» (тесты, игры, упражнения) Издательство «экзамен» Москва, 2012 г.

Для ученика:

1. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2012 г.).

2. ФГОС Учебно – методический комплект «Развивающие задания» (тесты, игры, упражнения) Издательство «экзамен» Москва , 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся

Данная программа представляет собой  программу организации внеурочной деятельности школьников  в МОУ ООШ №78 и пред­назначена для реализации в одном отдельно взятом классе....

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса

Рабочая  программа кружка  "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...

Образовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1-4 классов

Авторская образовательная программа "Разговор о правильном питании" позволяет координировать усилия семьи, школы, медицинских учреждений и общественных организаций по формированию у детей здорового об...

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста "Эврика"

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста "Эврика"...

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Учусь управлять собой»

Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.Задачи программы:·        формирование...

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Бурятская юрта"

Пояснительная запискаРабочая программа межпредметного модуля «Бурятская юрта» для учащихся 1-4 классов разработана на основе Примерной программы начального общего образования, разработанно...