Главные вкладки

    Использование сенсорной комнаты при профилактике дезадаптации обучающихся первого класса
    статья (1 класс) на тему

    Иванова Юлия Михайловна

    В данной  статье раскрывается профилактическая работа с обучающимися первых классах в условиях Сенсорной комнаты, по результатам которой, наблюдается положительная динамике  в психоэмоциональном состоянии у  обучающихся младшего школьного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_kolesanova_yu._m._.docx45.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

            Колесанова Ю. М., педагог-психолог
    МОУ «Средняя
    общеобразовательная школа № 2»
    г. о. Саранск

    Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новое окружение, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребенок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, переход к систематическому обучению предъявляет перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. 

    Многие дети испытывают учебные перегрузки, обусловленные, прежде всего психологическими причинами: недостаточным уровнем сформированности  интеллектуальных и учебных умений и навыков, отсутствием положительной учебной мотивации, не развитостью познавательной активности. У многих первоклассников выявляется неадекватная самооценка, обусловливающая неуверенность в своих силах, повышенную тревожность и пр. Предупредить все эти нежелательные явления можно только тогда, когда с самого начала школьного обучения будут четко соблюдаться определенные психологические условия [3]. Поэтому так важно создать психологически комфортные условия и благоприятную атмосферу сопровождения ребенка в период начала обучения.

    Особенная среда сенсорной комнаты является отличным средством профилактики школьного переутомления, в особенности для обучающихся младшего школьного возраста, так как они более подвержены переутомлениям и менее стрессоустойчивы.

    С точки зрения психологического воздействия на состояние ребенка полифункциональное интерактивное оборудование  сенсорной комнаты позволяет обучающимся чувствовать себя комфортно, снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение. Специальная обстановка создает положительный эмоциональный фон, ощущение безопасности, снижает беспокойство и нервное напряжение[1].

    В рамках реализации программы профилактики дезадаптации обучающихся 1 классов нами были организованны и проведены  занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты. Целью данных занятий явилось создание условий, способствующих  формированию  позитивного отношения к школе и профилактика   дезадаптации у обучающихся первого класса.

    Занятия проводились в течение первой четверти в группах по 7-8 детей с частотой встреч 3 раза в неделю. Каждое занятие включало в себя следующие этапы:

    1. Вводная часть, которая представлена приветствием, ритуалом начала занятия и разминкой.
    2. Основная часть, включает в себя игры, упражнения и релаксацию.
    3. Заключительная часть занятия состояла в обобщении (рефлексии) и ритуале окончания занятия.

    Психодиагностическое исследование, направленное на изучение уровня адаптированности обучающихся 1 классов, проводилось в течение второй четверти (ноябрь) 2015-2016 учебного года.

    В процессе психологической диагностики было применено несколько методов, одним из которых является проективный тест «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Тест разработан О. А. Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. Также он позволяет выявить уровень физиологической и эмоциональной адаптации, проследить отношение обучающегося к  компонентам учебного процесса[2].

    По результатам данного теста выявлено, что 97 % обучающихся 1 классов имеют достаточный уровень физиологической адаптации, 3 % обучающихся – частичный уровень физиологической адаптации, недостаточный уровень не был выявлен. Количественные данные представлены на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Результаты физиологической адаптации обучающихся 1 класса.

    Положительное отношение к школе испытывают 84 % обучающихся,  амбивалентные чувства ощущают 16 % первоклассников, отрицательное отношение не было выявлено. Количественные данные представлены на рисунке 2.

    Рисунок 2 – Результаты эмоциональной адаптации обучающихся 1 класса.

    По результатам психологической диагностики можно утверждать, что проведенные нами занятия  с использованием оборудования сенсорной комнаты позволили создать условия, способствующие  формированию  позитивного отношения к школе и как результат профилактику   дезадаптации у обучающихся первого класса. Во время работы мы убедились в том, что сенсорная комната оказывает положительное воздействие на психоэмоциональное состояние обучающихся младшего школьного возраста.

    Литература

    1. Мамаева, М. А. Сенсорная комната как средство работы с тревожными детьми / М. А. Мамаева // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы III  Междунар. науч.– практ. конференции., Чебоксары, 29 января 2015 г. / редкол.: О. Н. Широков (отв. ред.) [и др.] ; ЦНС «Интерактив плюс» – Чебоксары, 2015. – С. 197–199.
    2. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития /
      О. А. Орехова. – СПб. : Речь, 2008. – 176 с.
    3. Практическая психология образования : учеб. пособие. –  4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика сформированности УУД у обучающихся первых классов по новым стандартам ФГОС

    1. общеучебные универсальные действия– самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели;– поиск и выделение необходимой информации;–применение методов информационного поиска, в то...

    «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»

    Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...

    Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

    Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....

    Коррекционная программа по понижению уровня дезадаптации обучающихся 1 класса «Школа – это жизнь!»

    Актуальность: одним из переломных моментов в жизни ребёнка является поступление в школу. С момента прихода в школу у ребёнка появляются определённые трудности, с которыми ребёнок не всегда готов справ...

    Речевая готовность обучающихся первых классов и профилактика нарушений письменной речи в период обучения грамоте

    В данной статье представлены:- предпосылки нарушения письма и чтения у детей с речевой патологией;- основные направления логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи в период обучен...

    Использование практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обучающихся первого класса

    В статье раскрываются вопросы, связанные с использованием практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обуча...