Главные вкладки

    Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.
    статья ( класс) на тему

    Кудрикова Дарья Николаевна

    Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dasha.docx25.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кудрикова Дарья Николаевна,  педагог – психолог МБОУ «Лицей № 10»

    Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

    С каждым годом, в образовательные учреждения приходит все больше детей, с ограниченными возможностями здоровья: неврологического и психоневрологического характера, аутичный спектром и т.д. Это откладывает существенный отпечаток на адаптивные возможности детского организма.

    Наблюдаются следующие проявления дезадаптации: психосоматические (изменение аппетита, эпигастральные боли, нарушения сна);познавательные (снижение концентрации и устойчивости внимания, нарушения саморегуляции); коммуникативные (конфликтность, неадекватное восприятие учителя, отсутствие дифференциации взрослый/ребенок).

    Все эти проявления имеют, на мой взгляд, общую основу, которую можно отнести к  нарушениям эмоционально – волевой сферы: агрессивное поведение, высокая тревожность младших школьников, низкий уровень коммуникативных навыков, недостаточный самоконтроль в поведении и учебной деятельности.

    Так, в нашем образовательном учреждении МБОУ «лицей № 10» в 2014-2015 учебном году в результате проведения диагностики были получены следующие результаты: всего первоклассников 161 человек; высокий уровень адаптации  у 147 челчто составляет 91%, неполная адаптация:  12 чел,что составляет 8%, дезадаптация у 3-х детей, что составило 1% от всех обучающихся. Таким образом, 15 человек нуждаются в систематическом психолого – педагогическом сопровождении в связи с трудностями эмоционально-волевой сферы.

    На базе  МБОУ - «лицей № 10» несколько лет функционирует центр комплексного сопровождения обучающихся. В составе центра работают педагоги - психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды и учитель-дефектолог.

    В центре функционирует сенсорная комната, аппараты БОС, которые используются для коррекции психоэмоциональных нарушений, в том числе социальной дезадаптации.

    Для работы с учащимися, были разработаны программы индивидуального сопровождения сроком на один учебный год. В программы входила планируемая деятельность педагога - психолога, а при необходимости комплексного сопровождения учителем - логопедом, учителем – дефектологом и социальным педагогом.

    Программы включали в себя по 2-3 занятия в неделю с психологом, одно из которых проводится в групповой форме в классе, в котором обучается и адаптируется ребенок, а второе в подгруппе в сенсорной комнате, третье – для детей, имеющих трудности в позновательной сфере – на развитие познавательных процессов; 2 занятия учителя – логопеда;2 занятия учителя – дефектолога на коррекцию высших психических функций, а также занятия на аппаратах биологической обратной связи (БОС)  - лого - БОСе и психо – БОСе которые проводились с 3-мя первоклассниками (20%) с целью коррекции эмоциональных нарушений и постановки дыхания.

    Среди 15 первоклассников с трудностями адаптационного характера 9 детей (60%) кроме эмоциональных нарушений, имели также нарушения познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, что также затрудняет адаптацию, а 5-ро (33%) имели эмоциональные и логопедические проблемы.

    На занятиях в сенсорной комнате используется пескотерапия.

    Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни.Это близко к медитативным техникам.

    Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию. 

    Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания.

    Ребенок включается в игру с песком– эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.

    Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного(терапевтического) эффекта для ребёнка.

    Сказкотерапия(адаптационные сказки из цикла сказок «Лесная школа»), просмотр и анализ тематических мультфильмов и сказок, что является очень результативным при работе с детьми младшего школьного возраста.

    Также при коррекции гипервозбудимости и обучении навыкам саморегуляции используется фибероптическое волокно «Звездное небо» и «Звездный дождь».

    Занятия с использованием фиброоптических волокон способствуют развитию внимания. Фиброоптический дождь идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.

    Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание.

    Таким образом, в результате осуществления психологического сопровождения с использованием оборудования сенсорной комнаты,обучающихся, имеющими трудности эмоционального характера, были получены следующие результаты: из 15 детей, при повторной диагностике полностью адаптировались 13 человек 86%, неполная адаптация у двоих – 14%.

    По результатам сопровождения 8 первоклассников выпущено с положительной динамикой из групп сопровождения специалистами, что составило 54%.С остальными учащимися сопровождение  продолжится в следующем учебном году. Таким образом, можно говорить о том, что использование сенсорной комнаты в коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы, приносит ощутимые результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа коррекционно- развивающих занятий с обучающимися, имеющими трудности, при освоении образовательных программ

    Программа коррекционно- развивающих занятий с обучающимися, имеющими трудности, при освоении образовательных программ...

    Коррекционно – развивающее занятие для учащихся первых классов с использованием средств арт - терапии "А что в темноте?"

     В данной статье предложены упражнения по коррекции страхов темноты и страшных снов. Тема  расчитана на 2 занятия....

    Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Формирование мотивации групповой работы".

    Задачи занятия:1) Стимуляция эмоционального раскрытия участников.2) Развитие сплоченности группы.3) Развитие произвольности.4) Снятие напряжения....

    Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

    Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...