«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

Ермакова Анна Станиславовна

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

2. Формирование полноценных учебных умений:

3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1klass.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа специалиста

учителя –логопеда

Ермаковой Анны Станиславовны

«Коррекционно-развивающая программа

для обучающихся первых классов

по профилактике нарушений письменной речи»

                                                                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих ФФНР и НВ ОНР, необходимо сформировать:

  1. Полноценные фонематические процессы;
  2. Представление о звуко-буквенном составе слов;
  3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  4. Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).

Разумеется, к задачам, направленным на преодоление НВ ОНР, необходимо добавить следующие:

  1. Воспитание умения речевого высказывания;
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;
  3. Сбережение общего и психического здоровья детей;
  4. Развитие сенсорных и моторных функций;
  5. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  6. Развитие мимической мускулатуры;
  7. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;
  8. Формирование черт гармонической, социализированной личности.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1-х классов общеобразовательных школы.

Условия проведения: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию;

- способность к переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

- контроль за ходом своей деятельности;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества.

Методика организации логопедических занятий.

Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно  для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, звуке, букве, гласном, согласном.

На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.

ИТОГ ПРОГРАММЫ I ЭТАПА.

К завершению I этапа коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

 - сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и отдифференцированы все звуки (исключение может составить группа детей с ЗПР);

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы

с группой учащихся 1-х классов с ФФНР, НВ ОНР

Задачи коррекционной работы

Количество часов

Задачи

Оборудование

I Диагностико-аналитический блок 01.09-15.09

1

Выявить состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

Состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

2

Выявить состояние сформированности словообразования и словоизменения.

Состояние сформированности словообразования и словоизменения.

3

Выявить состояние сформированности устной и письменной речи.

Состояние сформированности устной и письменной речи.

4

Выявить состояние сформированности связной речи.

Состояние сформированности связной речи.

II Коррекционная работа.

1

Уточнение гласных а, о, у, ы, и правильно произносимых согласных.

1

Иллюстрации по развитию речи, магнитный алфавит, полоски цветной бумаги

2

Деление предложений на слова.

1

3

Практическое деление на слоги с прямым и обратным слогом.

1

4

Звук и буква С

4 часа

2

Закрепление артикуляции и произношения звука в словах, слогах и фразах.

Слоговые таблицы, предметные картинки, тексты,

магнитная азбука, полоски цветной бумаги.

2

Выделение звука [c]   в односложных  и двусложных словах. Последовательное выделение звуков в прямых и обратных слогах, в односложных словах. Составление слов из букв.

5

Звук и буква Л

6 часов

2

Артикуляция  произношения звука в словах, слогах и фразах.

Предметные картинки, магнитный алфавит, подобранные тексты, полоски цветной бумаги.

2

Выделение звука в словах односложных и двусложных.

2

Последовательное выделение звуков в односложных словах с закрытым слогом (пол, лом, кол). Составление их из букв. Составление схемы слов.

6

Звук и буква З

4 часа

2

Закрепление артикуляции и произношения звука в словах, слогах и фразах.

Слоговые таблицы, предметные картинки, тексты,

магнитная азбука.

            2

Анализ и составление односложных слов закрытым и двусложных слов с открытым слогом типа: зима, пух.

7

Дифференциация С-З

4 часа

           2

Сравнение по артикуляции и звучанию.

Слоговые таблицы, предметные картинки, подобранные тексты.

2

Различение и выделение их в слогах и словах. Самостоятельное придумывание слов и предложений.

8

Звук и буква Б

6 часов

2

Артикуляция и звучание. Закрепление произношения в слогах и словах, предложениях

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

Выделение звука в односложных и двусложных словах (бак, зубы) и в словах с закрытым и прямым слогом (банка)

2

Анализ и составление слов этого типа и коротких предложений из букв.

9

Звук и буква П

3 часа

2

Дифференциация п-б. Сравнение их по артикуляции и звучанию.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

Различение и выделение в словах. Самостоятельное придумывание слов и предложений на п-б.

10

Звук и буква Ш

6 часов

2

Артикуляция и звучание. Закрепление произношения в слогах, словах и предложениях.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

2

Выделение в предложениях слов со звуком Ш; определение места звука в слове.

2

Анализ и составление слов пройденных типов и предложений со звуком I в трехсложных словах типа (машина).

11

Дифференциация С-Ш

4 часа

2

Сравнение по артикуляции и звучанию. Различение и выделение с-ш в слогах, словах.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

2

Различение с-ш в словах, самостоятельное придумывание слов с этими звуками.

12

Звук и буква Д

4 часа

2

Артикуляция и звучание. Закрепление произношения в слогах, словах и предложениях.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

2

Выделение в словах. Анализ и составление слов и предложений. Слова со стечением согласных.

13

Дифференциация Т-Д

4 часа

2

Сравнение по артикуляции и звучанию. Различение и выделение т-д в слогах, словах.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

2

Различение т-д  в словах, самостоятельное придумывание слов с этими звуками.

14

Звук и буква Ж

3 часа

2

Артикуляция и звучание. Закрепление произношения в слогах, словах и предложениях.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

 Анализ и составление слов и предложений.

15

Дифференциация З-Ж,  Ш-Ж

3 часа

1

Сравнение их по артикуляции и по звучанию.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

Различение и выделение в словах. Самостоятельное придумывание слов на эти звуки.

1

Повторение звуков С-З, Ш-Ж.

16

Контрольный диктант.      

1

17

Звук и буква К, Г.

3 часа

1

Артикуляция и звучание. Закрепление произношения в слогах.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

Закрепление произношения в словах и предложениях.

1

Анализ и составление слов и предложений со звуками к, г

18

Дифференциация К-Г-Х

4 часа

2

Сравнение их по артикуляции и по звучанию.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

Различение и выделение в словах к-г-х.

1

Повторение: звонкие и глухие согласные.

19

Контрольный диктант

1

20

Звук и буква Р

4 часа

1

Артикуляция и звучание. Закрепление произношения в словах.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

2

Закрепление произношения в словах и предложених.

1

Анализ и составление слов и предложений с данным звуком.

21

Звук и буква Ц

3 часа

1

Артикуляция и звучание.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

Закрепление произношения в слогах, словах и предложениях.

1

Анализ и составление слов и предложений с данным звуком.

22

Дифференциация Р-Л

4 часа

1

Сравнение по артикуляции и звучанию. Выделение в слогах.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

2

Выделение в словах, предложениях.

1

Анализ и составление слов и предложений со звуками р, л

23

 Звук и буква Ч

2 часа

1

Артикуляция и звучание.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

Правописание ча-чу

24

Звук и буква Щ

3 часа

1

Артикуляция и звучание.

Слоговые таблицы.

предметные картинки, текстовые таблицы, магнитный алфавит.

1

Закрепление произношения в слогах, словах и предложениях.

1

Правописание ща-щу

25

Контрольный диктант

1

26

ПОВТОРЕНИЕ

1

Работа по индивидуальным карточкам

1

Работа с деформированным текстом

1

Зрительно-предупредительный диктант

1

Выпускное занятие

III  Оценочный этап.

1

Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.

Оценка динамики развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов." Журнал"Образование Нижнекамского муниципального района" 2015-2016 учебного года, №2

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...

Речевая готовность обучающихся первых классов и профилактика нарушений письменной речи в период обучения грамоте

В данной статье представлены:- предпосылки нарушения письма и чтения у детей с речевой патологией;- основные направления логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи в период обучен...

Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов

Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"...