Цикл развивающих занятий для младших школьников "Лучики солнца".
методическая разработка (1 класс) по теме

Кондрушина  Оксана Евгеньевна

Данные занятия проводились с младшими школьниками, имеющими нарушения в поведении, общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchiki_solnca.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл развивающих занятий для младших школьников.

Подготовили  и провели педагоги-психологи:

МБОУ СОШ № 12 –Кондрушина О.Е.

МБОУ Мотмосская СОШ  - Сергеева С.И.

          В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе,  жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения.   Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время  за компьютером или телевизором. У  многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны. Склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное  на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Данные занятия проводились по методике М.Г. Дрезниной  с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сфере. Проведенные занятия показали, что  могут успешно применяться и для детей  без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и  арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

 Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их  в различных видах деятельности.

Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Коррекция агрессивных форм поведения
  2. Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения
  3. Развитие у детей в процессе коммуникативной деятельности высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.

Ожидаемые результаты реализации занятий:

- улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка;

- благоприятный психологический климат в коллективе;

- повышение уверенности в себе;

-развитие познавательной деятельности;

-стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Количество занятий- 4

Количество участников- 8-12 человек

Продолжительность  занятия -60 минут.

Занятие № 1.   Лучики солнца.

Цель: научить детей работать вместе над созданием  общей коллективной работы.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
  2. Создание благоприятной атмосферы в детской группе
  3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки,счетные палочки для выкладывания красок,стаканчики для воды,тряпочки для работы,  клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

 Ход занятия.

  1. Приветствие.

В кругу. Дети, держась  за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Психогимнастика « Бабочка»

Утром бабочка проснулась,                                                                                    Улыбнулась, потянулась!                                                                                                      Раз – росой она умылась,                                                                                                      Два – изящно покружилась,                                                                                                      Три – нагнулась и присела,                                                                                                     На четыре – улетела.

Основная часть.

Психолог:

- Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок.

(Каждый ребенок получает 1-2 полоски)

- Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды ( психолог объясняет детям как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре).

- А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

( Дети с интересом принялись за работу, некоторые проговаривают, что им хотелось бы изобразить.

- Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать.

А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»

        Подвижное упражнение « Волшебные шарики» ( Павлова Я.А.)

                    Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.

-Приглашаем вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг.

- Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

  Каждый занял свое место около ватмана и стали работать. Они расписывали свои сегменты, при этом общались, спрашивали друг у друга, что каждый из них рисует.

Через некоторое время, когда дети закончили работу, психолог кладет в центр большого листа раскрашенный детьми круг и приклеивает его.

- затем дети разложили свои полоски на этом большом листе. Они разместили и приклеили их  от центра к краям большого листа.

- Все внимательно смотрят на общий продукт деятельности. Каждый чувствует свой собственный вклад в общее творческое дело.

Интервью  художника (рефлексия).

Ритуал прощания «Бутон»

Дети встают в круг и изображают распускание  бутона.

Заключительная часть в конце каждого занятия.

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

                Занятие № 2.   Линия и эмоции

Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное    состояние.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоциями.
  2. Научить  узнавать эмоции других людей.
  3. Снятие эмоционального напряжения.
  4. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.

Материал для работы.

Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие.В кругу. Дети, держась  за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города.

Дружат девчонки, дружат мальчишки.

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Упражнение «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Основная часть

3.Знакомство детей  с эмоциями (теоретическая часть).                              Дидактическая игра « Эмоции »

Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас  мы  вам раздадим  карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать  слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:         

радость – счастье

грусть – печаль

удивление – восхищение

страх – тревога

горе – печаль

злоба – недовольство

ярость – гнев

радость – веселье

испуг – страх и т.п.

  1. Упражнение «Покажи эмоцию».  Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков  показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Информация о линиях. Рассказать участникам о  линиях, какие они бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.). Предлагается нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

1. Удивление

2. Обида

3. Грусть

4. Удовольствие

5. Страх

6. Злость

7. Интерес

8. Радость

  1. Беседа по работам. Дети поделились своими  впечатлениями,  рассказали, какие эмоции преобладали  в процессе рисования.

Интервью художника по желанию.

 Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 3   Я  рисую  

Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное  состояние.

Задачи:

  1. Научит  определять эмоциональное состояние.
  2. Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
  3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
  4. Снятие эмоционального напряжения.

Материал для работы:

Бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие.  

Упражнение «Бабочка»

  1. Упражнение «Угадай эмоцию».  Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Рисование  живых  существ из  эмоций.

Сегодня мы с вами будем рисовать при помощи линий   с прошлого занятия какого-нибудь зверя или смешное существо. Давайте посмотрим и вспомним, какими линиями и цветом  мы с вами  рисовали эмоции.

Сегодня каждый из вас  будет использовать в своей работе  две-три линии, которые  нравятся больше других.

После завершения работы дети рассказывают о своих животных, какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

Интервью художника.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 4     Лучики солнца. Рисуем свою мечту.

 Цель: формирование социально адекватных форм поведения.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
  2. Создание благоприятной атмосферы в детской группе
  3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы,  клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Бабочка»
  3. Рисуем мечту

Сегодня каждый из вас получил вот такие полоски.  Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются  к другому столу.

Подойдите все к этому большому листу.  Этот круг мы сейчас раскрасим все вместе. Каждый из вас раскрасит только свою часть.

Молодцы, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите  свои полоски и разложите на  этом большом листе.

Данную работу размещаем рядом с первой и просим ребят сравнить их и сказать чем отличаются.

Интервью художника

Ритуал прощания «Бутон»

Дети встают в круг и изображают распускание  бутона.

Заключительная часть в конце каждого занятия.

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Подготовили  и провели педагоги-психологи:

МБОУ Мотмосская СОШ  -С.И.Сергеева

МБОУ СОШ № 12 – О.Е.Кондрушина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия для младших школьников"Моё настроение"

Данный материал будет полезен как для педагогов психологов, работающих с учащимися школы I ступени, так и для учителей, являющихся классными руководителями....

Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Развитие мышления и памяти первоклассников»

Одно из коррекционно развивающих занятий с первоклассниками в адаптационный период. Упражнения, используемые на занятии, увлекательны, интересны....

Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»

Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для младших школьников "Подарки для Лунтика"

Развитие познавательной сферы младших школьников  (внимания и памяти, мышления, моторики), посредством выполнения индивидуальных заданий....

Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников

Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников...

Использование элементов народного творчества в коррекционно-развивающих занятиях для младших школьников с ОВЗ.

Фольклор –народная мудрость.Мудрость- разумность или прозорливость-это способность размышлять и действовать, используя знания, опыт, понимание, здравый смысл и проницательность, большой, глубоки...