Роль изо деятельности в развитии мышления у детей 6-9 лет
статья по теме

Майкова Алсу Харисовна

В данной статье рассматривается роль изо деятельности в развитии мышления детей 6-8 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Проблема воспитания гармонично развитой личности ребенка уже давно поставлена перед обществом. Стремительное развитие науки и техники ставит нас в новые условия развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

     Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями.  При этом на первое место выступает развитие мышления ребенка.

      Изобразительная деятельность является посредником между художественным  и научным постижением мира. Она  служит средством развития различных психических процессов, в том числе и продуктивного мышления.

           Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность,   предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Она представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует, такое определение дается во многих учебниках по психологии.

          Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии). Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение (инсайт).

 М. Вертгеймер называет это творческим мышлением,  где происходит преобразование прежних образов при решении проблемных задач. Для развития творческого мышления необходимы условия, способствующие инсайту,  то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в деятельности и продуктивном мышлении.

     Изобразительная деятельность дает возможность раскрыть психологическое содержание индивидуальности, её связь с миром, особенности поведения,  эмоциональное состояние,  личностное развитие.

      Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей, искусствоведов, биологов, психологов, педагогов.  

     Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон.

     Педагоги обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.

     Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.

     Мощный толчок развитию этих исследований и вместе с тем оригинальный подход к анализу детских рисунков дали работы Х. Пиаже.

     Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов складывающихся у ребенка.

       Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие,  основанное на развитии мышления,  умении наблюдать,  анализировать,  запоминать;  воспитывает волевые качества, творческие способности,  художественный вкус,  воображение,  знакомит с особенностями художественного языка,  развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства,  способствует познанию окружающего мира,  развитию продуктивного мышления и становлению гармонически развитой личности. 

     Исследованиями в области развития мышления занимались многие психологи Урунтаева Г.А., Поддъяков Н.Н., Выготский Л.С., Калмыкова З.И., Рубинштейн С.Л., Маклаков А.Г. и другие.

     Изобразительная  деятельность является продуктивным видом деятельности по своему содержанию. Этот вид деятельности предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, а также  развитие речи. В ходе творческого процесса, при постановке определенной задачи перед дошкольниками, им необходимо, опираясь на свой опыт и знания, произвести определенные не только практические действия, но и мыслительные операции, чтобы справиться с поставленной перед ними задачей. В результате каждый получает не похожий на другие конечный продукт своей практической деятельности, который получился после поиска решения поставленной цели. Каждый решает по своему, отражая в конечном продукте и свои решения, и видения, и свои поиски и умозаключения.

     Таким образом, особый вид мышления, который возникает в процессе изобразительной деятельности, "конечным продуктом" которого является рисунок,  аппликация или др.  включает в себя многие аспекты психологической , мыслительной и практической деятельности ребенка и активно развивает продуктивное мышление.

     Понятие продуктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения - продуктивное. Продуктивное мышление опирается на анализ и синтез, характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Творческая деятельность способствует развитию воображения и мыслительной деятельности, что приводит к новым знаниям,  умозаключениям и продуктивной деятельности, т.е. получается новый результат, которого еще не было. 

    Большую роль в развитии изобразительной деятельности играет роль воспитателя. От того, какие методы объяснения и преподавания использует воспитатель, насколько он сам увлечен своей деятельностью, зависит развитие не только мышления ребенка, но и всех психический процессов, которые активно развиваются в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние исследовательской деятельности на развитие мышления младших школьников

В статье содержится материал, который поможет учителям в организации исследовательской деятельности младших школьников....

Роль предметной деятельности в развитии познавательных способностей ребёнка.

Статья предназначена для учителей начальной школы, в которой они узнают о том, какие условия необходимы для развития познавательной активности учащихся в учебной деятельности....

Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы

В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся  в процессе работы над...

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника

Внеурочная деятельность – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих спосо...

Доклад "Роль внеурочной деятельности в развитии личностных и метапредметных результатов"

Текст доклада на региональном семинаре "Роль внеурочной деятельности в развитии личностных и метапредметных результатов"...

Проектная деятельность :роль проектных задач в развитии мышления младших школьников (из опыта работы воспитателя ГПД)

Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...