Обобщение опыта по теме: "Дидактические игры на развитие логического мышления".
учебно-методический материал на тему
Подобраные игры способствуют развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся 1-2 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры на развитие логического мышления».
Составила
учитель начальных классов
Грицук Александра Владимировна
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой личность. Отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Ребенок умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к себе, но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Смена игровой деятельности на учебу требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контроль внимания, мысленным планированием и решением задач. Но поскольку в процессе игры развиваются мыслительные операции, на уроках необходимо использовать дидактические игры. Они представляют большой интерес для детей младшего школьного возраста. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить и развить свои способности, включающие в соревнование с другими детьми. Участие в таких играх способствует самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
В процессе своей работы в школе я подобрала и составила сборник игр для развития все психических процессов, а особенно логического мышления. Следующие игры необходимо использовать для развития наглядно-образного и логического мышления в начальной школе.
Игра: «Говори наоборот».
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот «маленький». Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач-слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.
Игра: «Кто кем будет?»
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: в этой игре ребёнку предлагаются названия предметов и явлений, а он должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.
Итак, кем будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, ученик, больной, слабый, день, лето и т.д. При обсуждении ответов детей важно подчеркивать, где это возможно, различные варианты ответов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея.
Игра: «Кто кем был?»
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: ребёнок должен сам догадаться, в результате каких изменений возник тот или иной предмет. Для этого он должен ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), дедушка (мальчиком), крокодил (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (теленком), дуб (жёлудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (бревном), велосипед (железом), рубашка (тканью), дом (кирпичами), лето (зимой), день (ночью), учитель (учеником).
Игра: «Поезд».
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: подготовьте 20 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это «вагончик». Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий. Он говорит: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку - вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий играющий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим вагончиком. А для этого надо придумать, чем похожи картинки. Например, я кладу картинку, на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой, потому что тарелка и ложка – это посуда. Ложку можно скрепить с лопаткой, потому что они сделаны из металла. Так каждый по очереди может класть свои картинки - вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются, чем они похожи». Главное, чтобы ребёнок мог назвать свое скрепление. Затем картинки перемешиваются, и все набирают себе новые картинки. А потом можно менять и сам набор картинок.
Игра: «Ассоциации».
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Условия игры: предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:
Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.
Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.
Игра: «Собери большую семью».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Условия игры: подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки, и даётся задание собрать «большую семью».
Игра: «Любимая еда».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Условия игры: подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
Игра: «Найди маму малышу».
Цель: развитие наглядно-образного мышления
Условия игры: перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
Игра: «Назови одним словом».
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
Игра: « Волшебный мешочек».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Условия игры: в мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
Игра: «Собери друзей».
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Игра: «Разложи картинки».
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Условия игры: используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
Игра: «Что лишнее?»
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка - лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
Игра: «Чередование».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Условия игры: предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.
Игра: «Найди лишнее слово».
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.
Игра: «Кто быстрее».
Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.
Условия игры: взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
Игра: «Профессии».
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Условия игры: взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать, чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.
Игра: «Угадай».
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: взрослый предлагает угадать, о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
Игра: «Отгадывание загадок».
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка).
Игра: «Перелётные и зимующие птицы».
Цель: развитие логического мышления.
Условия игры: перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жаворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.
Игра: «Летает, плавает, ползает».
Цель: развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Условия игры: взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать...» (Птица, жук… - летать; заяц, кузнечик - прыгать…; змея, улитка - ползать…)
Игра: «Найди похожее».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Условия игры: дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание - нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
Игра: «Домашние и дикие животные».
Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.
Условия игры: перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
Игра: «Наша любимая зима и любимое лето».
Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.
Условия игры: взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)
Благодаря использованию этих игр во время урока у учащихся моего класса повысилась успеваемость на 25%, лучше стало развиваться наглядно-образное и логическое мышление. Я планирую и в дальнейшем использовать в своей работе различные дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"
Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе новообразованием является мышление , оно приобретает домини...
Судоку - игра для развития логического мышления.
Игра "Судоку" (детский вариант) может быть использована для развивающего досуга, для занятий по развитию логики, начальных навыков счета, пространственных восприятий. Способствует развитию мелкой мото...
Учебно-методическое пособие «Игры на развитие логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»
Учебно-методическое пособие «Игры для развития логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»...
Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Консультация для родителей«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формировани...
Обобщение опыта по теме : "Дидактические игры"
Обобщение опыта по теме : "Дидактические игры"...