Движущие силы учения младших школьников.
консультация по теме

Черкасова Вера Геннадьевна

"Интерес к изучаемому и познавательному углубляется по мере того , как истины,которыми обладает ученик, становится его личными убеждениями"В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhushchie_sily_ucheniya_v_nachalnoy_shkole.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Движущие силы учения в начальной школе.

    Педагог-психолог школы №8»Экос»

  Черкасова В.Г.

     Общее название для процессов , методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности- это мотивация. Управляют мотивами совместно  учителя и ученики. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы , стремления и эмоции , установки и идеалы. Классифицировать мотивы, всегда сложно, они всегда взаимосвязаны, действующие в системе обучения , можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы:

-широкие социальные мотивы (долг, ответственность )т.е желание личности через учение утвердиться в обществе ;

-узкие социальные(получить признание окружающих);

- мотивы социального сотрудничества (утверждение своей роли в классе);

-широкие познавательные мотивы ( удовлетворение от процесса обучения и его результатов);

-учебно-познавательные мотивы(усвоение конкретных учебных предметов);

-мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

   Мотивы учения делятся на внешние и внутренние.

Внешние исходят от педагогов ,родителей, класса, общества и они как правило действуют ,но их действие нередко встречает внутренне сопротивление личности. Внутренние - это самые ценные мотивы, поточу -что истинный источник  мотивации находится в самом ребенке.

    Обучение младшего школьника  в зависимости от ситуации  определяют и направляют различные мотивы:

-чувство долга;

-желание получить похвалу от учителя;

-боязнь наказания;

-привычка выполнять требования взрослых;

-познавательный интерес;

-честолюбие;

-стремление утвердиться в классе;

-желание порадовать родителей;

-желание получить «пятерки»;

-желание получить награду.

Очень часто мотивы действуют сообща, но среди них один мотив будет главным ,а другие сопутствующие.

     Отношение школьников к учебе определяется активностью школьников. Активность определяет степень его «погружения» в предмет.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

-готовность выполнять учебные задачи;

-стремление к самостоятельной деятельности;

-сознательность выполнения заданий;

-системность обучения;

-стремление повысить свой личный уровень.

     Управление активностью школьников часто называют активизацией. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:

-оставить своё мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-ставить вопросы своим товарищам;

-рецензировать ответы товарищей;

Оценивать ответы и письменные работы товарищей;

-заниматься обучением отстающих ;

-объяснять более слабым ученикам непонятные места;

-самостоятельно выполнять посильные задания;

- находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи;

-создавать ситуации самопроверки;

-решать познавательные задачи путём комплексного применения известных способов решения.

 

Каждый педагог знает, что самым важным мотивом учения является познавательный интерес. Педагог , который хочет ,чтобы его ученик стал успешным в учении обязательно будет опираться на внутренние мотивы ,а как определить мотивацию (внутренняя она или внешняя)  вы обратитесь за консультацией к школьному психологу. К моей статье можно было приложить целую пачку тестов , но не забывайте ,что эта работа индивидуальная и в общем потоке не всегда правильно можно диагностировать мотивацию школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.

Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный...                  ...

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"

Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...

Мотивация учения младших школьников

Раскрываются мотивационные основы учебной деятельности, познавательная потребность и мотивы учения,  характер взаимоотношений педагога со школьниками, современные требования к уроку, роль целей в...

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...