Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Движущие силы учения младших школьников.

    Черкасова Вера Геннадьевна

    "Интерес к изучаемому и познавательному углубляется по мере того , как истины,которыми обладает ученик, становится его личными убеждениями"В.А.Сухомлинский.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dvizhushchie_sily_ucheniya_v_nachalnoy_shkole.doc26.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Движущие силы учения в начальной школе.

        Педагог-психолог школы №8»Экос»

      Черкасова В.Г.

         Общее название для процессов , методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности- это мотивация. Управляют мотивами совместно  учителя и ученики. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы , стремления и эмоции , установки и идеалы. Классифицировать мотивы, всегда сложно, они всегда взаимосвязаны, действующие в системе обучения , можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы:

    -широкие социальные мотивы (долг, ответственность )т.е желание личности через учение утвердиться в обществе ;

    -узкие социальные(получить признание окружающих);

    - мотивы социального сотрудничества (утверждение своей роли в классе);

    -широкие познавательные мотивы ( удовлетворение от процесса обучения и его результатов);

    -учебно-познавательные мотивы(усвоение конкретных учебных предметов);

    -мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

       Мотивы учения делятся на внешние и внутренние.

    Внешние исходят от педагогов ,родителей, класса, общества и они как правило действуют ,но их действие нередко встречает внутренне сопротивление личности. Внутренние - это самые ценные мотивы, поточу -что истинный источник  мотивации находится в самом ребенке.

        Обучение младшего школьника  в зависимости от ситуации  определяют и направляют различные мотивы:

    -чувство долга;

    -желание получить похвалу от учителя;

    -боязнь наказания;

    -привычка выполнять требования взрослых;

    -познавательный интерес;

    -честолюбие;

    -стремление утвердиться в классе;

    -желание порадовать родителей;

    -желание получить «пятерки»;

    -желание получить награду.

    Очень часто мотивы действуют сообща, но среди них один мотив будет главным ,а другие сопутствующие.

         Отношение школьников к учебе определяется активностью школьников. Активность определяет степень его «погружения» в предмет.

    В структуре активности выделяют следующие компоненты:

    -готовность выполнять учебные задачи;

    -стремление к самостоятельной деятельности;

    -сознательность выполнения заданий;

    -системность обучения;

    -стремление повысить свой личный уровень.

         Управление активностью школьников часто называют активизацией. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:

    -оставить своё мнение;

    -принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

    -ставить вопросы своим товарищам;

    -рецензировать ответы товарищей;

    Оценивать ответы и письменные работы товарищей;

    -заниматься обучением отстающих ;

    -объяснять более слабым ученикам непонятные места;

    -самостоятельно выполнять посильные задания;

    - находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи;

    -создавать ситуации самопроверки;

    -решать познавательные задачи путём комплексного применения известных способов решения.

     

    Каждый педагог знает, что самым важным мотивом учения является познавательный интерес. Педагог , который хочет ,чтобы его ученик стал успешным в учении обязательно будет опираться на внутренние мотивы ,а как определить мотивацию (внутренняя она или внешняя)  вы обратитесь за консультацией к школьному психологу. К моей статье можно было приложить целую пачку тестов , но не забывайте ,что эта работа индивидуальная и в общем потоке не всегда правильно можно диагностировать мотивацию школьника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.

    Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный...                  ...

    Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"

    Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...

    Мотивация учения младших школьников

    Раскрываются мотивационные основы учебной деятельности, познавательная потребность и мотивы учения,  характер взаимоотношений педагога со школьниками, современные требования к уроку, роль целей в...

    Мотивы к учению младших школьников.

    Памятка родителям о мотивах к учению младших школьников....

    Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

    Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...