Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»
статья (1 класс) на тему

Прокопьева Анастасия Вячеславна

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио ученика – как положительный мотив обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Мотивы учения младших школьников.

Портфолио как один из способов   мотивации учения»

Задачи: рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации.

Форма проведения: лекция, диалог.

План:

  1.  «Мотивы учения младших школьников».
  2. «Портфолио как один из способов   мотивации учения».

Ход собрания:

  1. «Мотивы учения младших школьников»
  • Вступительное слово.

Задумывались ли вы, какими мотивами руководствуется ваш ребенок при решении встающих перед ним вопросов?

  А ведь деятельность ребенка на уроке приобретает различный смысл в зависимости от того, каков ее мотив. Например, ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть разными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителя хорошей отметкой, или получить заветный жетон.  Цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется с изменением мотива.

Я выбрала эту тему сегодня на собрании, так как мотивы оказывают значительное влияние на учебу, на ее результат, на отношение ребенка к учебе.

  • Понятие о мотивах учения и их классификация.

В психологическом словаре МОТИВ трактуется как «материальный  или идеальный предмет, достижением которого выступает смыслом деятельности».  Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии в структуре учебной мотивации выделяют внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные) мотивы. И поэтому учебная деятельность развивается у каждого по разному, в зависимости от того какие мотивы на первом месте. Хочу подчеркнуть, что для развития личности ученика наиболее благоприятно преобладание внутренних мотивов.

Поясню:

Внутренние мотивы связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Внешние мотивы связаны с потребностями ребенка  в общении с людьми, в их оценке и одобрении,  с желание ученика занять определенное место в коллективе, в  обществе.

Поэтому, если ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки или наказания, то он учится с постоянным напряжением, без радости.

  • Подведение итогов.

Итак, ваша задача максимально развивать у ребенка внутренние мотивы. «Подогревать» познавательный интерес, ставить такие задачи перед ребенком, которые он не сможет решить, не пройдя путь познания. Вы не должны говорить об оценке, как о главном предмете. Ребенок должен понимать, что он учится не ради накопления оценок, а ради знаний, которые ему в жизни пригодятся.

  1. «Портфолио как один из способов   мотивации учения»

    Давно доказано, что в большинстве случаев успешность человека  зависит не только от врожденных талантов, но и от того, насколько четко и правильно расставлены приоритеты и определены цели. Именно мотивация к дальнейшей учебе, трудовой и общественной деятельности должна стать основой для составления портфолио ученика младших классов.

   Но дети 7-10 лет не могут самостоятельно определить долгосрочные задачи и поставить перед собой определенную цель. В этом помочь могут родители и учителя. Именно взрослые должны структурировать показатели успеваемости и выделить достижения ученика. Правильно и полно собранное портфолио послужит основой для формирования жизненных ценностей и направлений деятельности. Этот материал в дальнейшем послужит основополагающим при выборе профиля обучения в старших классах школы и даже будущей профессии.

   Стоит объяснить ребенку, что портфолио составляется для того, чтобы видеть результат проделанной работы, хороших достижений. Плюс этой работы - это творческое развитие ребенка, его психологический рост, повышение самооценки, стимул к самоорганизации и самоконтролю.

    Важно чувствовать границы в распределении обязанностей и ответственности за подготовку портфолио. Это должна быть совместная работа учителей, родителей и школьника. Нельзя перегибать палку желая научить ребенка самостоятельности, свалив на него полностью всю работу по ведению портфолио. Ученики младшей школы не в состоянии четко структурировать свои мысли  и формулировать желания, им не обойтись без помощи родителей.

    Родители должны регулярно выделять время для совместной с ребенком работы над портфолио. В этом процессе важно поощрять его инициативу и творческий подход к делу.

   Также важна и работа учителя, особенно в процессе подготовки собраний достижений учеников. Кроме разъяснения правил ведения портфолио и структуры его составления, учитель обязан создавать условия для достижения школьниками определенных успехов (это различные конкурсы, выставки, фестивали). Родители же должны как можно активнее участвовать в предложенных мероприятиях.

  Необходимо следить, чтобы работа над портфолио не позволяла ученикам одного класса соперничать друг с другом, а способствовала развитию индивидуальных особенностей каждого. Портфолио – это некий метод, позволяющий ребенку посмотреть на самого себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки, определиться с желаниями.

Решение собрания:

  1. Купить папки большего размера (папка регистратор). Синие – мальчики, красные – девочки.
  2. Купить по 20 файлов на каждого ученика.
  3. Проявлять активность в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях – для накопления портфолио грамотами, дипломами.
  4. Сделать фотографии для лицевой страницы.
  5. Купить цветную бумагу для разделителей - вкладышей в портфолио, распечатать.
  6. Принимать участие и помогать своему ребенку  формировать успешное портфолио.

Тематическое собрание подготовила: Прокопьева Анастасия Вячеславна, учитель начальных классов МОУ СОШ №13, Копейского городского округа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Родительское собрание на тему: "Вредные привычки младших школьников"

Родительское собрание основано на фрагменте м/ма МАЛЫШ и КАРЛСОН....

Родительское собрание на тему:"Способы привлечения младших школьников к чтению".

Выражение «Насильно мил не будешь» можно отнести и к литературе. Если ребенок противится чтению, не стоит ругать его, ставить в пример ему других детей, которые читают дни напролет, или вспоминать, ка...

Материалы к родительскому собранию на тему "Режим дня младшего школьника"

Представленная работа содержит материалы к  родительскому собранию на тему "Режим дня младшего школьника"...

План-конспект родительского собрания на тему: "Правила поведения младших школьников на перемене"

laquo;Правила поведения младших школьников на перемене».Ход собрания. Добрый день, уважаемые родители Я рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим на еще одну важную тему. А на какую тему м...